Журнал Economist опубликовал рейтинг «блатного капитализма», при котором успешность бизнеса напрямую зависит от личной близости предпринимателя к власти.
Научное определение блатного капитализма дает Григорий Явлинский в книге «Периферийный авторитаризм». Это такая система, при которой чиновники пользуются «административной защитой и обеспечением преференциального режима для собственного семейного бизнеса, формированием сложных схем родственных и дружеских отношений, нацеленных на извлечение персональных выгод из своего положения … сложных многоходовых схем вымогательства по отношению к частному бизнесу..».
В этом году Россия заняла в этом рейтинге «почетное» 1-е место.
Именно поэтому слово «блатной» мне кажется более точным переводом термина «сrony», чем «клановый» или «кумовской», употребляемые в нашей прессе. Хотя и эти варианты годятся. Но «блатной» - это так близко к нашим «понятиям»! Это же напоминание о совке, когда только по блату можно было достать дефицит, поступить в ВУЗ или получить место в хорошей клинике.
А сейчас блат – это получение земли под стройку, бюджетных инвестиций и льготных кредитов, «выигрыш» тендера на госзаказ, списание или оплата долгов.
Как составлялся рейтинг?
Журналисты взяли в руки два списка:
1) наиболее зависимых от чиновников, т.е. тех самых «блатных» отраслей экономики, которыми во всем мире являются нефтегазовый сектор, оборонка, банковский бизнес, недвижимость и инфраструктура и т.д. 2) миллиардеров журнала «Форбс».
Сопоставив эти списки, они выяснили, в каких отраслях миллиардеры разных стран накосили свои миллиарды. Разумеется, речь идет только о тех странах, где Форбс выявил долларовых миллиардеров.
Самой «чистой» в рейтинге оказалась Германия. В наиболее «блатоемких» отраслях экономики ее крупный бизнес заработал доходы, составляющие всего 3% ВВП страны.
Лидер списка – Россия. У нас в блатных секторах фигурантами «Форбса» освоено 18% ВВП. В других сегментах, где блат гораздо менее значим (обрабатывающие, высокие технологии и т. п.), доля олигархов гораздо скромнее - 3, 5 %. В Германии она составляет 11%.
О чем говорят эти цифры?
Да о том, что мы и так все знаем. Группа родственников, друзей и крестных из бизнеса присосалась к самым прибыльным секторам экономики – в основном сырьевым. Кому присасываться, а кому нет, решают их родственники и друзья во власти. Оторвать присосавшихся, которые чем-то провинились, наказать их за неблагодарность, а также отпугнуть потенциальных конкурентов, призваны друзья и родственники из силовых структур – ФСБ, МВД, СКР, прокуратуры.
Для того, чтобы присасываться было легче, вокруг этих отраслей развешивается дымовая завеса непрозрачности. Так, например, в период правления Путина, количество засекреченных статей в оборонном бюджете выросло в 3 раза.
Да, об этом, конечно, знают все. Но Economist поведал кое-что о том, чего не все знают.
Статья называется «Тhe party winds down» - Вечеринка подходит к концу. Имеется в виду, что доля «блатняка» в экономиках большинства стран постепенно идет на спад. Главная причина – сознательная борьба государств с коррупцией, офшорами, непрозрачностью и т. п.
Яркий пример – Индия. В 2008 году она была лидером списка с теми же 18%, которые сегодня у нас, а сейчас у нее 3%, потому что «правительство ужесточило борьбу с коррупцией и запретило госбанкам сомнительные сделки с магнатами».
Что же касается РФ, то здесь тенденция противоположная. В прошлом году мы занимали в рейтинге второе место после Малайзии, а сейчас переместились на первое. Причину Economist объясняет лапидарно: «из-за коррупции и сырьевой зависимости».
Наша борьба с коррупцией? Вспомним дело Сердюкова. Казалось бы: на какого туза замахнулись! Но он даже не был осужден, а подельница Васильева быстро вышла на свободу. Этот пример имеет прямое отношение к блатному капитализму. Сердюков – тесть экс-премьера В. Зубкова. По сути, это единственное, что позволило мебельщику подняться «наверх», а потом избежать уголовной ответственности. А кто получал прямую выгоду от его пребывания на министерском посту? Его зять Пузиков.
Про миллиардеров-друзей Путина знают все. Но нельзя удержаться от сравнительно свежего примера. Выгоду от внедрения грабительской системы «Платон» получит Игорь Ротенберг – сын президентского друга.
Дети чиновников и силовиков в самом юном возрасте делают головокружительные карьеры в банках. Эти примеры можно приводить бесконечно. Но гораздо важнее помнить о том, что в России внедряются специальные способы поддержки блатного капитализма.
Возьмем, например, такой способ, как перевод крупных компаний «как бы» в собственность государства. Та самая «национализация», которой рукоплещут коммунисты.
Ни коммунизм, ни социализм при этой национализации даже не ночевали, а вот блатной капитализм отоспался по полной программе. Долги и убытки этих компаний погашает государство, а значительную часть доходов получает узкая группа лиц и зачастую они оказываются еще и на счетах офшорных компаний, как, в частности, это происходит со счетами музыканта и крестного семьи президента Ролдугина.
Сегодня на наших глазах разыгрывается мыльная опера под названием «выплата госкомпаниями дивидендов в бюджет».
На этот год ведомства установили для госкомпаний повышенную планку дивидендных выплат - 50% прибыли вместо 25%. При этом за правительством осталось право делать исключения в отдельных случаях, хотя Минэкономразвития было против такой оговорки.
19 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом о деятельности правительства в Госдуме, заявил о том, что подписал постановление, предписывающее госкомпаниям в 2016 г. направить на выплату дивидендов по итогам 2015 г. не менее 50% прибыли. «Таким образом, доходы бюджета планируется увеличить почти на 100 млрд рублей», - сказал он.
Однако сегодня мы узнаем, что компании успешно побеждают государство в борьбе за снижение суммы дивидендов. Газпром апеллирует к своим инвестпрограммам, а «Транснефть» нашла лазейку в законе. Она заплатит не 50% прибыли, а аж целых 100%. Правда, не по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), как хотело правительство, а по российской системе бухучета (РСБУ), т. е. почти в 6 раз меньше. Дескать, закон не позволяет платить больше, чем чистая прибыль по РСБУ. Бюджет на этом потеряет около 60 млрд руб.
Ясно, что сам закон, которому теперь удивляется правительство, был когда-то им же и протащен под давлением друзей из госкомпаний. Это один из многих тысяч случаев, когда при принятии экономических решений чиновники действуют по принципу; своим – все, остальным – закон.
Невозможно даже перечислить все ухищрения, при помощи которых власть помогает бизнесу своих друзей, независимо от того, частный он или «государственный». Но и уже упомянутые позволяют ответить на вопрос, почему Россия заняла первое место в рейтинге.
В других странах власть с блатным капитализмом борется, а у нас она его поддерживает. В отличие от них «блатным» или «клановым» у нас являются не отдельные отрасли экономики, а само государство.
Компактная группа родственников и друзей давно превратила его в инструмент ведения своего семейного бизнеса, в котором доходы извлекаются за счет всех остальных (для которых закон).
Это в других государствах the party winds down, а у нас она must go on.
Вот только от похмелья будут мучиться не столько участники этой вечеринки, сколько вся наша страна.