Минэкономразвития России опубликовало макроэкономический прогноз на 2016-2019 годы, обещая снижение инфляции к концу 2016 года до 6.5%, а к концу 2017 года — аж до 4% (это после 11.4% в 2014 году и 12.9% в 2015-м).
Но не спешите радоваться: ведомство, возглавляемое Алексеем Улюкаевым, полагает, что инфляция снизится не потому, что правительство ограничит, например, «аппетиты» монополистов (их тарифы вновь будут расти темпами, опережающими инфляцию), а потому, что снизятся реальные доходы населения. В 2016 году — на 2.8% по сравнению с 2015-м, в 2017 году — еще на 0.3%. При этом реальные зарплаты в 2016 году снизятся на 1.5%, реальные пенсии — на 4.8%.
В прогнозе МЭР это деликатно называется «динамика реальных располагаемых доходов населения, как и реальной заработной платы, в 2016 году останется в области отрицательных значений». Дальше МЭР планирует некоторый рост, но отмечает, что «в 2018 году реальная заработная плата восстановится до уровня 2015 года, однако до уровня 2014 года в прогнозный период она не восстановится».
В результате (цитируя документ) «в условиях негативной экономической динамики и сокращения доходов население будет ограничивать текущее потребление». И число бедных возрастет с 13.1% в 2015 году до 13.7% к концу 2017 года. И снизится до 13.1% лишь к 2019 году.
Иначе говоря, в ближайшие годы нас ждет рост бедности, снижение реальных зарплат и пенсий и «ограничение текущего потребления».
То есть, экономия на всем, чем можно — для большинства граждан.
Таким путем планируется остановить экономический спад, увеличить инвестиции (если ограничить зарплаты — повысится прибыль) и добиться роста ВВП на 4.5% в 2019 году.
Нет ничего нового под солнцем: ведомство верного гайдаровца Улюкаева предлагает нам типичную гайдаровскую стратегию.
Снова, как и четверть века назад, хотят «бороться с инфляцией» путем невыплаты зарплат. И рассказывают сказки про то, что повышенную прибыль якобы инвестируют в производство (а не распихают по карманам и не выведут в оффшоры).
Предложения МЭР уже назвали в сетях «людоедскими» — и если и погорячились, то совсем ненамного.
«А что делать, если у государства денег нет?», — может спросить читатель.
На этот вопрос есть очень простой ответ: перестать тратить треть бюджета страны на «оборонку» и непрерывно размножающихся «силовиков», перестать снабжать оружием и деньгами бандитов на востоке Украины, урезать расходы на «мундиали» и «мосты в Крым», перестать враждовать со всем миром и биться в непрерывной внешнеполитической падучей. И деньги появятся. По крайней мере, на нормальную (соответствующую инфляции) индексацию пенсий и зарплат «бюджетников».
Впрочем, обещанное «затягивание поясов» касается не всех.
Сам г-н Улюкаев, судя по официальным данным, в 2015 году увеличил свои доходы до 60 миллионов рублей с 43,3 миллиона рублей (а вместе с супругой — до 75 миллионов рублей с 51,4 миллиона рублей).
Может быть, министру следовало бы начать «затягивать пояса» с себя?