Рассматривая систему сборов на капитальный ремонт, Конституционный суд поступил вполне ожидаемо: признал ее соответствующей Конституции.
Иное означало бы сокрушительный удар и по правительству, придумавшему эту систему, и по «Единой России», которая ее поддержала в Госдуме, несмотря на уничтожающую критику, и по президенту Путину, который подписал соответствующий закон. И в этом плане ждать от КС, что он нанесет этот удар в преддверии думских выборов, было бы непростительным оптимизмом.
Впрочем, один важный тезис в постановлении КС есть — и звучит он так.
«Введение взносов (на капитальный ремонт — Б.В.) не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья. Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу. Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства».
Длинно? Скучно? Вовсе нет — если перевести с юридического на русский. И крайне важно для всех, чьи дома не ремонтировались никогда.
Бесплатная приватизация жилья началась в России в 1992 году.
Государство щедрою рукой передало в собственность гражданам «государственные» (построенные за их же деньги, поскольку бюджет состоит из налогов граждан) квартиры. После чего сказало: вы теперь собственники — сами и содержите свое имущество. В том числе, оплачивайте его капитальный ремонт.
При этом, поскольку до 1992 года владельцем жилья было государство, оно, как собственник, и обязано было ремонтировать дома.
К 1992 году отремонтировать их все государство, естественно, не успело. И потому вплоть до 2014 года сохраняло за собой эти обязательства: провести за счет бюджета ремонт тех домов, которые его требовали на момент приватизации, но отремонтированы не были.
А в 2014 году эту обязанность отменили. Государство сказало гражданам «кому я должно — всем прощаю». Капитальный ремонт в этих домах, как и во всех остальных, переложили на плечи граждан.
Что это означает на практике?
В 2011 году жители Центрального района Санкт-Петербурга выбрали меня своим депутатом Законодательного Собрания.
Сейчас мы с помощниками сели и подсчитали: сколько лет жители домов, которые НИКОГДА не ремонтировались (таких в нашем районе, — в историческом центре Петербурга, — множество) должны платить взносы на капитальный ремонт, чтобы оплатить необходимые работы?
Получилось — от 30 до 50 лет. Еще раз: ОТ ТРИДЦАТИ ДО ПЯТИДЕСЯТИ ЛЕТ.
Между тем, жителей этих домов власть просто обманула.
Она обещала, что отремонтирует их, передаст гражданам в нормальном состоянии — и уже потом жители будут сами заботиться о своей собственности.
Вместо этого им сказали: оплатите из своего кармана то, что раньше обещало оплатить государство.
Вместо выполнения своих обязательств государство переложило всю тяжесть расходов на капремонт на собственников жилья.
Тем самым людей ставят перед неприемлемым выбором: или собирать дополнительные средства (как правило, непосильные), или смотреть, как состояние дома ухудшается (с угрозой доведения до аварийности и расселения), или переезжать.
Что делать?
Мы в Петербурге знаем — что.
Предписанный Конституционным судом «порядок исполнения обязательств» по капремонту домов, которые нуждались в нем на момент приватизации, уже разработан
Он закреплен в проекте закона, который уже внесла фракция «ЯБЛОКО» в петербургском парламенте.
Суть проекта проста: капитальный ремонт тех домов, которые нуждались в нем на момент приватизации жилья, проводится за счет городского бюджета. Пока город не отремонтирует эти дома — их жители освобождаются от платы за капремонт.
Это — единственный честный «порядок исполнения».
«ЯБЛОКО» будет просить жителей Петербурга поддержать законопроект.
Мы будем собирать подписи граждан под обращением к депутатам ЗАКСа на улицах города и в Интернете.
А затем вынесем проект закона на пленарное заседание городского парламента.
Я надеюсь, что его поддержат.
Уверен: аналогичные законы надо принимать и в других регионах.
По очень простой причине: обязательства перед людьми власть должна выполнять.
А если она их не выполняет — люди должны ее заставить это сделать.