1 февраля 2016
Блог Алексея Мельникова в ЖЖ

Алексей Мельников: «Искандеры» больше не смеются

Три тысячи человек в сети общественного питания потеряли работу – такова одна из сегодняшних новостей о поступи экономического кризиса.

Сжатие российской экономики продолжается. Что происходит? Почему? Каков механизм сокращения спроса? Как этому противостоять?

Расскажу о том, как на происходящее смотрят в ЯБЛОКЕ, обсуждая срочные меры по остановке экономического спада – об идеях, которые находятся в обсуждении – тем более, что граждане справедливо спрашивают – что вы, демократическая оппозиция, стали бы делать, находясь сейчас у власти?

А вот что.

Падение экономики это – сокращение спроса. Люди боятся, что потеряют работу, их зарплаты будут сокращены. Отсюда желание сэкономить, сделать запасы, урезать траты. Такая личная стратегия, совершенно оправданная, разумная складываясь с решения миллионов потребителей, через сокращение спроса углубляет положение экономики – ускоряет спад.

Инструмент противостояния – государство увеличивает бюджетные расходы, стремясь заместить выпавшие расходы частного сектора – остановить спад и запустить через рост расходов «мотор» экономики.

Поэтому дефицит федерального бюджета при падающей экономике – благо. За счёт какого источника его финансировать? За счёт роста внутреннего долга. Он в отношении к ВВП в России небольшой – это один из положительных результатов высоких цен на нефть – разгульных «нулевых». Кто будет выступать покупателем долговых обязательств? Банки, страховые компании, частные пенсионные фонды, частные инвесторы.

Если говорить о банках, то кризис бьет по ним сокращением спроса на кредиты. Именно поэтому один из крупных российских госбанков выступал против прекращения с 2016 года государственной программы поддержки ипотеки – и правильно делал, что выступал против, - программу стимулирования ипотеки следует вернуть как можно скорее.

Сокращение спроса на кредиты можно компенсировать, предложив банкам государственные облигации – это гарантированный доход и сама по себе мера по стабилизации банковской системы (в 2015 году лицензии были отозваны у 93 банков), а значит спасение денег тех предпринимателей, которые держат деньги на счетах банков, которые могут обанкротиться.

Вопрос, конечно, в цифрах – в масштабах программы, которая будет достаточна для запуска экономики. Принимая во внимание почти 4%-ный спад ВВП в 2015 году, оценку спада в ВВП около 1% в 2016-м, эта программа, по крайней мере, должна составлять около 4 трлн. рублей дополнительных расходов. Они могут быть осуществлены не за один год, и, конечно, должны соответствовать возможностям внутреннего рынка капиталов.

План правительства, информация о котором публикуется прессой, оценивается в гораздо более скромную величину – 0.7 трлн. рублей, включая в эти цифру и уже заложенные бюджетные расходы, что, на деле, приводит к более скромным результатам.

Но, допустим, подход, обсуждаемый в ЯБЛОКЕ, будет принят даже и российским начальством, программа стимулирования, рассчитанная на несколько лет, будет запущена, внутренний долг существенно возрастёт, ложась всё большим временем на бюджет. Это плохо?

Нет, если экономика начнёт расти и величина долга обесцениваться относительно растущего ВВП, а, следовательно, и бюджетных поступлений. Но что будет, если рост будет вялым, экономика будет находиться в депрессивном состоянии? Тогда принятые меры позволят лишь уменьшить сегодняшние экономические проблемы страны, сократят её возможности в будущем, принципиально ничего не решив, не оказав содействия решительной перестройки нашей экономики.

И что же делать?

Лидер ЯБЛОКА Эмилия Слабунова говорит в интервью «Эксперту»:

«… внешняя политика должна быть изменена таким образом, чтобы экономические санкции против России были отменены. Главное – нам необходим доступ к мировому рынку капиталов. Это важное условие для как можно более быстрой остановки спада и последующего восстановления экономики. Это решение нужно принимать как можно быстрее».

Это, конечно, очень существенно. Открытая экономика необходима.

Оставляю пока за чертой этой заметки то действительно важное, что должно быть сделано на стадии остановки спада и восстановления экономики для перестройки экономики - легитимации прав собственности в стране, снижения налогов на бизнес, изменения в сырьевых отраслях механизма изъятия ренты (положительные примеры есть), реформе госзакупок, созданию новых технологичных отраслей экономики.

Всё это мероприятия, стоящие в одном ряду со стимулированием экономики и, например, расширение спроса со стороны государства без быстрой и основательной реформы госзакупок (переход к открытым конкурсам и снятие ограничений на участников) проводить не стоит.

Провалив в экономике всё, что только можно, В.В. Путин и его подчинённые, давно исчерпали свой ресурс (если он у них вообще когда-то был).

Россия, при укреплённой ими системе олигархического капитализма, находится на периферии мировой экономики в качестве поставщика сырьевых ресурсов, просто не имеет базиса для того, чтобы быть мировой сверхдержавной.

17 прошедших лет были бегом по кругу.

Покачали нефть, набили карманы друзьям, настроили «искандеров», позахватывали, повоевали, поубивали, полюбовались собой – погуляли всласть.

Теперь – хватит. Пора на покой. Страна устала. Уходите. Уступайте другим.

Оригинал

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).