Практически пустой магазин «Планета фейерверков» на моем Васильевском острове (заполненный до отказа два года назад, 30 декабря 2013 года) — наглядная иллюстрация пути, пройденного за два года по наклонной плоскости.
В уходящем году движение это только ускорилось.
Два самых знаковых события уходящего года — убийство Бориса Немцова и разрешение сотрудникам ФСБ стрелять в женщин и детей.
Российская власть ничего не забыла и ничему не научилась.
Будучи не способна решить ни одной из важнейших для страны проблем, — начиная от стабилизации рубля и ограничения роста цен, и заканчивая лечением больных и капитальным ремонтом жилья, — она реагирует традиционным методом: «маленькой победоносной войной».
Этот метод ничего не дал на Украине, где проект карикатурной «Новороссии» разваливается на глазах.
Тогда театр военных действий перенесли в Сирию.
И еще больше усилили пропагандистскую обработку собственного народа.
Уверяя его, что война — это мир, незнание — это сила, а рабство — это свобода.
Внутренние успехи на этом пути имеются (в отличие от внешних): немалая часть граждан оказалась неспособна сопротивляться пропагандистскому излучению, которое (в отличие от «Обитаемого острова») включено на полную мощность не дважды в день, а все 24 часа в сутки.
И, рассуждая о происходящем, послушно повторяет штампы из телевизионных картинок: Россия законно присоединила Крым, в Киеве правят «хунта» и «бандеровцы», в Донбассе восстали шахтеры и трактористы, Америка поддерживает террористов, Украина вот-вот погибнет, Запад стремится унизить и ослабить Россию, но мы — великая держава, мы заставили с собой считаться и встали с колен…
Объяснить людям, что все это — ложь, и объяснить, что происходит на самом деле, крайне трудно.
Проделать это для массовой аудитории — и вовсе невозможно: именно потому оппозиции закрыт доступ к федеральным телеканалам.
Чудовищная деформация массового сознания, случившаяся за два года телепромывки мозгов — самое катастрофическое явление последнего времени.
Страшнее, чем 40-процентное падение рубля и ежедневно растущие цены в магазинах.
Страшнее, чем драконовские законы имени бешеного принтера и тюремные сроки за одиночные пикеты.
Страшнее, чем уничтожение доступного и качественного «турецкого» направления отдыха и наглый «сбор Ротенберга».
Исправить эту деформацию можно будет только после того, как наступит мир.
После того, как мы прекратим войну и насаждение «военного времени».
После того, как мы прекратим жить в режиме осажденной неизвестно кем крепости и общаться с внешним миром по лекалам лиговской шпаны.
Только после этого может выправиться и экономика — которая сегодня всего лишь адекватно отвечает на безответственную политику.
Мир потребует огромных усилий.
Но иной дороги нет.
Та, по которой мы идем сегодня, ведет в исторический тупик.
Точка невозврата еще не пройдена: еще не поздно повернуть.