Начальнику ГУ МВД п г. Москве
Якунину А.И.
12 декабря 2015 года заместитель председателя Общественного Совета при ГУ МВД по г. Москве Бабушкин А.В. посетил ОМВД по району Тверской.
Основанием для посещения стало массовое задержание политических и общественных активистов, вышедших для того, чтобы отметить День российской Конституции.
Около 13.30 в ОМВД были доставлены С.С. Митрохин, А. Антонов-Овсеенко и И. Бакиров, которым предъявлено обвинение по ст. 19.3 КоАП РФ за якобы допущенное злостное неповиновение.
Затем в тот же отдел были доставлены Л. Пономарев, М. Кригер и Гальперин, которым также вменялась ст. 19.3 КоАП РФ.
До 18.00 какое-либо питание задержанным представлено не было. Около 18.00 им было передано питание, доставленное знакомыми.
Были осмотрены камеры для содержания задержанных лиц. Все камеры после ремонта. В камерах чисто. Матрасы и подушки чистые, без запаха. Одноразовое белье упаковано.
Вместе с тем не выполнены ранее данные рекомендации:
- об оборудовании принудительной вентиляции (не выполнена по объективным причин в связи со скорым переездом отдела в новое здание);
- об усилении освещения в камере № 2;
- о замене в помещении для административно доставленных металлических стульев на скамейку.
Сухие пайки имеют годность до 2017 года.
Сотрудники ведут себя с задержанными вежливо.
В части обстоятельств задержания установлено следующее.
Активистам партии «Яблоко» было отказано в проведении группового пикета на Пушкинской площади и Новопушкинском сквере. В связи с этим ими было принято решение о проведении нескольких одиночных пикетов, в частности, председатель С. Митрохин партии встал в пикет около выхода из метро около памятника Пушкину. А. Антонов-Овсеенко, который расставлял пикеты, следил за тем, чтобы расстояние между пикетами было не менее 50 м. Около 13.00 на место проведения пикета прибыли лица, явившиеся для проведения другой акции. Сотрудники ОМОНа и 2-го оперативного полка стали теснить граждан, что привело и к смещению части лиц, проводивших одиночные пикеты.
В это время к Митрохину подошли 2 члена организации «Национально-освободительное движение», которые стали на него кричать и обвинять в проведении незаконной акции. Их поддержали сотрудники полиции. Митрохин вместе Антоновым-Овсеенко пытался объяснить, что нарушений законодательства ими допущено не было, однако их не стали слушать и посадили в автобус, после чего был задержан еще ряд лиц.
При задержании Митрохина, Бакирова и Антонова-Овсеенко сотрудники полиции:
- при оценке расстояния между пикетами ошибочно исходили из того, что стандарт расстояния между мачтами наружного освещения составляет 45 метров, в то время, как на участке ул. Тверская около памятника Пушкина это расстояние составляет примерно 62 метра;
- при оценке того, является ли пикет одиночным или групповым, сотрудники полиции ошибочно исходили из того, что, если участниками одиночных пикетов данные пикеты подготовлены заранее, то они не рассматриваются, как одиночные;
- ошибочно исходили из того, что на пересечении ул. Тверской и Страстного бульвара на расстоянии менее 50 м. от Митрохина стоит другой одиночный пикет, хотя, как ясно видно на всех видеозаписях пикета Митрохина или Бакирова, на указанном месте никто с плакатом не стоит;
- ошибочно не учитывали перемещение Митрохина как участника одиночного пикета, когда выстроенный цепью ОМОН стал вытеснять граждан.
Следует отметить, что в изученных рапортах содержалась недостоверная информация; так, Митрохину приписывалось, что он держал плакат «Хочу в СИЗО», выкрикивал какие – то лозунги, в 13.50 организовал массовый пикет, хотя из видеозаписи видно, что такого плаката он не держал, лозунгов не выкрикивал, а его задержание имело место существенно раньше.
Кроме того в представленных видеозаписях ошибочно указано, что они сделаны 13, а не 12 декабря.
Пономарев, Кригер и Гальперин были задержаны, когда шли по скверу. Каких–либо предметов, в том числе плакатов во время прогулки по скверу, у них не было.
При задержании Пономарева, Кригера и Гальперина сотрудники полиции ошибочно исходили из того, что:
- прогулка является публичной акцией, регулируемой Федеральным законом «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ;
- само по себе прибытие организаторов публичного мероприятия, проведение которого не было согласовано органами власти, на место не согласованного мероприятия свидетельствует о начале проведения ими несогласованного мероприятия;
- КоАП РФ предусматривает, что ответственность за административно запрещенное деяние наступает с момента его подготовки.
Вместе с тем следует отметить, что сотрудники полиции вели себя с задержанными и иными гражданами вежливо, доброжелательно, нарушений норм профессиональной этики в общении не допускали, избыточных ограничений не применяли.
Считал бы необходимым провести для сотрудников 2 Оперативного полка, ОМОНа и начальников полиции отделов МВД по ЦАО г. Москвы дополнительное занятие на тему «Роль полиции в обеспечении конституционного права граждан собираться мирно и без оружия».
Административное производство в отношении указанных выше лиц считал бы необходимым прекратить.
С уважением,
Председатель Комитета за гражданские права,
Заместитель председателя Общественного Совета при ГУ МВД по г. Москве,
член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,
член Экспертного Совета по правам человека
при Уполномоченном по правам человека в РФ
А. Бабушкин