В эти дни мы отмечаем славный юбилей, хотя отчасти и трагический.
Подвиг-1965
5 декабря исполнилось ровно 50 лет с того дня, когда на Пушкинскую площадь вышла большая группа правозащитников, чтобы защитить основной закон страны. Лозунгом акции стало требование гласности суда над Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, «преступление» которых заключалось в том, что они передали свои рукописи для опубликования за рубеж. Акция продолжалась всего несколько минут, после чего была разогнана сотрудниками КГБ.
Главный лозунг был: «Уважайте советскую Конституцию!». Имелось в виду в первую очередь право людей на свободу выражения своего мнения. Но в широком смысле — и все остальное. Этот лозунг стал главным обличением вранья и лицемерия коммунистического режима.
Déjà vu -2015
Через 50 лет мы видим: несмотря на все перестройки, путчи и победы над путчами, страна опять вернулась к тому же самому: вранью и лицемерию. И самое главное свидетельство, как и тогда — отношение к Конституции.
Она опять низведена до уровня половой тряпки, о которую власть вытирает ноги. Не только самая высшая. Любая.
В Москве, как всегда, в особо циничной форме, задирая планку цинизма для равнения другим регионам.
Накануне Дня Конституции ЯБЛОКО подало в мэрию две заявки. 12 декабря мы собирались отметить пикетом в защиту Основного закона. Выставить плакаты с конкретными статьями, которые подвергаются нарушению.
Две – в разные места: на Пушкинскую и Триумфальную. Это чтобы сократить вдвое поводы для отказа. Не помогло.
Нам отказали в обоих местах, мотивируя необходимостью подготовки центральных мест города к празднованию Нового года. Понятна система приоритетов?
Взамен предложили провести пикет на площади у Яузских ворот. Очень живописное место. Глухое. Прямо у слияния Яузы с Москвой-рекой. В этом сквере в течение десятилетий по праздникам устанавливали салютную пушку: потому что до ближайшего дома - высотки на Котельнической набережной, расположенной на другом берегу Яузы, - было несколько сот метров, и даже если бы все заряды для салютов вдруг сдетонировали бы, ущерб был бы минимальным.
Но публичное мероприятие потому так и называется, что предназначено для привлечения внимания публики - а не редких прохожих, выгуливающих в глухом сквере у Яузских ворот своих четвероногих друзей.
Комитет протестных действий посылают в Марьино, а нас послали на собачью площадку. Понятно, с чем ассоциируется у чиновников Конституция РФ?
Место встречи изменить нельзя
Сдается мне, что пойдя по этому адресу, мы разделим с чиновниками их глубокое неуважение к Конституции, особенно к статье 31, гарантирующей право на публичные акции. Но не будем выходить за рамки закона, пусть и драконовского. Одиночные пикеты через 50 метров друг от друга пока еще никто не отменял.
Что же касается места, то его не мы определили, а правозащитники 50 лет назад. Пушкинская площадь. Памятник поэту, который, как известно из советских учебников, дружил с декабристами и обличал самовластие.
Пока в стране беззаконие и оплеванная Конституция, место встречи изменить нельзя.