24 сентября Псковское областное собрание попытается незаконно лишить мандата моего друга и коллегу по «Яблоку» Льва Шлосберга — главного раздражителя и оппонента местной власти и лично губернатора Андрея Турчака. Человека, который первым предал гласности факты гибели российских военных на необъявленной войне с Украиной, после чего стал жертвой бандитского нападения.
Теперь Шлосберг стал жертвой (в несколько ином смысле, конечно) другого нападения — на журналиста Олега Кашина.
Несколько дней назад в газете «Псковская губерния», которую много лет редактирует Шлосберг, появилась статья о расследовании «дела Кашина», организаторы и исполнители которого, по данным следствия, по странному совпадению, почти сплошь связаны с холдингом «Ленинец», который, как говорилось в статье, «весьма стойко ассоциируется не только с губернатором Псковской области Андреем Турчаком, а почти со всеми ключевыми менеджерами администрации региона». И вообще, следственные «снаряды» по «делу Кашина» стали в последние дни падать все ближе и ближе к ранее неприкасаемому главе региона.
Последовал типичный для путинской власти ответ — попытка лишить Шлосберга депутатского статуса. Ссылаясь на якобы незаконное участие в судебном процессе, где Шлосберг представлял центр социального проектирования «Возрождение», объявленный «иностранным агентом».
«Дело Шлосберга» инициировал депутат от «Единой России» Виктор Остренко (заметим, сам много лет работавший в центре «Возрождение»), который после огласки ситуации начал ссылаться на прокурора области, направившего письмо в Псковское собрание. И сегодня утром уже во второй раз за два дня (!) срочно собирается депутатская комиссия, чтобы рассмотреть вопрос о Шлосберге. А 24 сентября, как уже сказано, вопрос о «нарушении депутатом Львом Шлосбергом требований федерального и регионального законодательства» рассмотрит сессия Собрания, о чем стремительно сообщается на его сайте. При этом вопрос в повестку дня внес лично председатель Собрания — единоросс Александр Котов…
Сперва — о юридической стороне дела.
Да, по федеральному закону депутатам, работающим на постоянной основе, запрещено быть представителями в суде по гражданским и уголовным делам. Но в законе имеется прямая оговорка: «за исключением случаев законного представительства». Которое и имело место: Шлосберг, уже не являющийся руководителем организации, остался ее учредителем, и выступал в суде по доверенности. И суд первой инстанции не имел к нему, как к представителю, никаких претензий (хотя о депутатском статусе Шлосберга было прекрасно известно). Лишь суд второй инстанции — областной, — усомнился в его праве быть представителем, и не принял подписанную им апелляционную жалобу (после этого жалобу подписали руководители «Возрождения»). Это во-первых.
А во-вторых, что еще существеннее, даже если депутат и выступил как представитель, по федеральному закону это НЕ ЯВЛЯЕТСЯ основанием для досрочного прекращения его полномочий.
Таких оснований в 12-й статье ФЗ «ОБ общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ» несколько, и выступление в «представительском» качестве в их число не входит.
Лишить полномочий за это нельзя. Вводить дополнительные основания для лишения депутатского статуса региональные власти не имеют права. Точка.
Понятно, что попытка лишить Льва Шлосберга его депутатского мандата абсолютно незаконна — и будет отменена судом (хотя, скорее всего, не в Пскове). Но столь же понятно, что именно для этого все и затевается.
Как понятно, что речь идет о банальной политической мести.
О зашкаливающей ненависти к Шлосбергу его «единороссовских» соседей по псковскому парламенту.
О попытке губернатора выслужиться перед Кремлем, избежать позорной отставки в связи с «делом Кашина».
Страх губернатора тоже понятен: только что появилось интервью с женой одного из фигурантов дела Данилы Веселова, где она прямо указывает на причастность к нападению на Кашина руководителя предприятия «Заслон» (входящего в холдинг «Ленинец») Анатолия Горбунова и губернатора Андрея Турчака.
По словам женщины, у нее в нескольких экземплярах имеется аудиозапись разговора мужа с Турчаком, который якобы попросил избить Кашина.
Что остается? Только попробовать спастись, срочно отрапортовав о «большой победе»: лишении мандата главного псковского оппозиционера, разоблачающего ложь Кремля в крайне болезненном для него «украинском» вопросе.
С мнением Льва Шлосберга о том, что это «политическая агония губернатора», трудно не согласиться.