Если хотеть как лучше, - увы, опять и опять может выйти “как всегда”. Но если не хотеть, как лучше, а хотеть, как бы похуже, то и выйдет не “как всегда”, а сильно похуже. Война, нищание, воровство, цинизм по отношению к слабым…
Но, если шаг за шагом снимать хотя бы намеренно создаваемое напряжение, то можно и на довольно “слабом ходу”, без эпохальных затрат и титанических усилий довольно немалого добиться.
Попробую рассказать на конкретном примере, высказать такую мою личную “утопию”, в которой объективно не вижу ничего нереального.
Другой вопрос - субъективный, человеческий фактор…
Итак, Липецкая область, город Чаплыгин (от времени светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова и до 1948 года - Раненбург) и Чаплыгинский район.
Предположим, восстановлен мир с Украиной, возобновлены корректные и партнерские отношения с НАТО и ЕС, принято ответственное решение не мешать гражданскому контролю над властью, в том числе местной. Что произойдет? Власть не переменится, но на ближайших выборах в районную думу туда пройдет 3-4 (из сорока) независимых и неподкупных депутата, которые будут следить за процедурой и контролировать районный бюджет, и будут в курсе всего существенного, что делают в отношении района федеральный центр и область.
Они инициируют прозрачный проект инфраструктурных изменений на территории района и сопредельных ему территориях. Каких изменений? Да вот каких, хотя бы.
Когда при царе Николае Втором построили Рязанской-Уральскую железную дорогу, которая соединила Москву (Павелецкий вокзал) с Козловом (Мичуринск) и далее, через Тамбов - с Саратовом и южным Уралом, то ее провели из Москвы прямой линией через Раненбург, а потом вышел “крюк” через станцию Богоявленск (Первомайский). Участок, который бы соединял Мичуринск с Чаплыгином напрямую, почти существует, но несколько километров не дотягивает с юго-западной стороны до Чаплыгина. Если соединение доделать, то поезда не будут ходить в обход, и время прохождения от Москвы до Мичуринска по этой трассе станет намного меньше, а, значит, по ней можно будет пускать быстрые поезда в Тамбов, Саратов, Воронеж, Волгоград, вообще на юг. Если еще решить вопрос стандартизации электропитания на этой трассе, то она, возможно, может стать скоростной, не хуже той, которая сейчас идет восточным ходом через Рязань. При этом допускаю возможность некоторой разгрузки автомобильной трассы за счет переноса грузов на железную дорогу (сейчас это не работает).
Что касается автомобильной дороги, то дело выглядит уж совсем очевидно. От Чаплыгина через села Малый Снежинок и Большой Снежиток прокладывается примерно десять километров асфальтовой дороги. И тогда жители города, района и области и возможные многочисленные гости смогут ехать в южном/юго-западном направлении, не делая пятидесятикилометровый крюк через федеральную трассу.
При помощи многочисленных специалистов-историков для гостей делается туристическая программа, в которой все интересно и все правдиво. Ведь был там Меншиков в первой ссылке, ведь жил всю жизнь великий Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, и детей вырастил, тоже великих.
Собственников и менеджеров крахмального завода принуждают сделать так, чтобы не стало смертельно опасных выбросов отходов в атмосферу.
И многое, многое другое.
Пятьдесят тысяч жителей района, если они умудрились выжить и остаться людьми при Сталине, при Брежневе, при Ельцине и при Путине, - в большинстве своем креативные и ответственные граждане, но очень задавленные, опасливые и разочарованные.
Они справятся, если перестать их пугать войной и не ставить перед фактом неотвратимости лжи.