Один из лучших современных экономистов России Константин Сонин, обозначил две дилеммы Банка России, для которых нет хороших решений. В общем, все правильно, но в деталях готов поспорить.
В частности, Константин Исаакович пытается опровергнуть старую аксиому, что инфляция - это всегда налог на бедных. По его мнению, сегодня высокая инфляция уменьшает величину долгов граждан, которая из-за девальвации рубля к доллару ставит миллионы заемщиков в выгодное положение.
Я не согласен, и вот почему:
- Десятый месяц подряд снижаются реально-располагаемые доходы населения. Такого не было никогда в новейшей истории России.
- Структура потребительской инфляции такова, что ее 2/3 составляет продовольственная.
- Основная часть кредитов, это ипотека и авто, то есть, на товары длительного пользования.
- Несмотря на призывы Правительства к милосердию, никто из естественных монополистов не удержится в рамках заданного ограничения - 9,9% роста тарифов на услуги ЖКХ. Чудес не бывает, при средней инфляции по году 16-18% - эта миссия невыполнима, не помогут никакие прокуроры.
- Цены на недвижимость поползли вниз и весьма заметно. Это же можно сказать про автомобили на вторичном рынке.
- Говорить про оживление экономики после провального 2 квартала, падения ВВП на 4,2%, теперь не берется даже неисправимый оптимист Алексей Улюкаев.
- Соберем на 12-15 млн. тонн зерновых меньше уровня прошлого года, значит, продовольственная инфляция будет минимум 25%.
- Правительство, на фоне угрожающего снижения ЗВР, отказывается дальше поддерживать курс рубля. В этих условиях хоть как-то удерживать инфляцию можно только за счет высокой ключевой ставки ЦБ.
- Отсутствие внешних инвестиций при высоком банковском проценте не дают оснований на быстрый восстановительный период из-за девальвации национальной валюты. В этом смысле, феномен 1998 года вряд ли возможен.
Вывод: квартиры и автомобили наши граждане покупают не каждый день, еду - минимум два раза в неделю, за коммунальные услуги платят раз в месяц,
ЗНАЧИТ, ИНФЛЯЦИЯ - ВСЕ ЖЕ, НАЛОГ НА БЕДНЫХ.