17 июля, покинув гостеприимную Адыгею, мы переехали через мост и оказались в Краснодаре.
Здесь нас ждали Совет по правам человека при губернаторе края, Уполномоченный по правам человека края, наши коллеги из ОНК края, вице-губернаторы и сам и.о. губернатора края. Тема встречи была ожидаемой: выполнение администрацией края рекомендаций Совета, данных в декабре 2014 года.
Напомню, что Краснодарский край отличался особо сложными отношениями между исполнительной властью и гражданским обществом. Можно сказать, что между ними шла настоящая гражданская война. У нее были и свои жертвы – проф. Савва, Сурен Газарян, Евгений Витишко.
Наш второй приезд в край показал, что за прошедшие 8 месяцев многое изменилось. Мы попали, можно сказать, в другой регион. Если раньше губернатор встречался со своим Советом раз в 5 лет и реже, то теперь подобные встречи стали регулярными. В состав Совета были приглашены экологи. Начались чистится озера. Начали переселяться люди из экологически опасного поселка.
Правда, по ряду предметов обсуждения в декабре, никакого прогресса нет. Как стояли впритык к береговой полосе Черного моря 4 супер-дачи (РПЦ, Ткачева, Абрау-Дюрсо и т.д.), так и стоят, перекрывая местным жителям проход к морю. Как шел под снос павильон тихорецкой предпринимательницы Ольги Голубятниковой, половина которого использовался под правозащитный офис, а деньги от работы павильона член ОНК Голубятникова тратит на правозащитную деятельность, так и идет под снос. Кое-где канализационные столки по-прежнему стекают в ливневую канализацию.
Хотя уровень репрессий в отношении экологов и заметно снизился, однако в с. Черешня на днях задержали эколога Кимаеву, получившей по надуманному обвинению 5 суток административного ареста.
Не выполнена и рекомендация СПЧ о создании Комиссии по проверке соблюдения прав жителей на землю. Между тем, многочисленные земельные участки захвачены по поддельным документам, а крестьяне десятков хозяйств края остались, как говорится, с носом.
Очень понравился мне первый вице-губернатор Джамбулат Хизирович Хатуов. Компетентный, конструктивный, схватывающий все на лету, он, по-видимому, стал двигателем произошедших изменений. Он тут же давал необходимые указания присутствовавшим на заседании главам ведомств и районных администраций.
А вот и.о. губернатора В. Кондратьев произвел противоречивое впечатление. Некоторые рассуждения Вениамина Ивановича вызвали удивление. И, похоже, что не только у меня. Если у людей разное мнение? – спросил он, - за кем истина, - и тут же ответил, - истина за победителем, который реализовал свое решение. Странное представление об истине. Голубяникову он заподозрил, что та хочет сохранить свой бизнес и ради этого занимается правозащитой. Как будто у ее бизнеса были проблемы, прежде, чем она стала заниматься правозащитной деятельностью.
Правда члены Совета, что пили с ним кофе, отозвались о нем иначе, как о разумном, демократичном и открытом человеке. Что ж, буду рад, если они окажутся правы.
Я в своем выступлении говорил об УФСИН, ИВС и СУВСИГ. Работа пенитенциарного ведомства получила у меня критическую оценку: заключенные сидят в автозаке, дожидаясь приема в СИЗО, по 5 часов, а новый начальник УФСИН не спешит встретиться с членами ОНК.