Дорогие друзья!
Вчера состоялось последнее пленарное заседание весенней сессии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Поэтому пришло время подвести некоторые итоги моей работы в Петербурге в 2014/2015 годах.
Основными направлениями моей работы остаются бюджет и бюджетный процесс города, жилищно-коммунальное хозяйство, в частности, теплоэнергетика, а также долгосрочное развитие Санкт-Петербурга.
Благодаря нашим усилиям наконец создана комиссия по повышению эффективности расходов бюджета Санкт-Петербурга. Напомню, что губернатор Георгий Полтавченко решил создать комиссию по моему предложению еще осенью прошлого года, но этот процесс закончился только сейчас, спустя 9 месяцев.
Возглавил комиссию сам Полтавченко, его заместителями стали вице-губернатор Михаил Мокрецов и я. Уверен, что участие губернатора позволит сделать решения комиссии обязательными для исполнения.
Среди задач комиссии: анализ расходов бюджета, обсуждение и подготовка проектов нормативных актов, рассмотрение предложений по совершенствованию работы чиновников – те меры, которые позволят повысить эффективность бюджетных расходов.
Большую проблему представляет непрозрачность бюджета, вследствие чего возникает риск коррупции. Одним из самых ярких примеров политической коррупции является анонимная поправка бюджетно-финансового комитета ЗакСа, составляющая около 1%, которая не позволяет, за редкими исключениями, установить, на какие конкретно цели и кому предлагается направить бюджетные средства. В обмен на эту поправку депутаты одобряют проект бюджета, который вносит губернатор. Фракция «ЯБЛОКО» в «раздаче» этой поправки не участвует и ведет работу за прозрачность этой поправки. Более того, значительные средства бюджета распределяются без расчетов и обоснований. Имеет место хроническое и существенное неисполнение бюджета.
Мы уже давно подготовили законопроект о совершенствовании бюджетного процесса, который решает эти и многие другие проблемы. Но он вызвал большое сопротивление даже не администрации города, а депутатов Заксобрания – по понятной причине. Тем не менее, мы намерены поставить эту инициативу на голосование ЗакСа в первые месяцы следующей сессии, потому что дальше это затягивать невозможно.
Другим важным событием является разработанная группой экспертов под моим руководством Концептуальная стратегия развития мегаполиса «Большой Петербург. XXI век».
Одна из целей концепции – согласование позиций по основным вопросам градостроительного развития между Петербургом и Ленинградской областью, для эффективного развития агломерации «Большого Петербурга». Причем, согласование должно проходить не только между властями регионов, но с решающим участием общества и бизнеса – чего сегодня, очевидно, нет. Как нет и общей экономической стратегии двух регионов.
В целом, необходим проработанный единый документ стратегического планирования агломерации, основу для обсуждения которого мы и предлагаем в форме нашей Концептуальной стратегии. Это – попытка создания общей модели планирования и развития, основанной на комплексном подходе к проблеме для большой «живой» системы, каковой является город вместе с областью.
Кстати говоря, мы специально опубликовали стратегию в интернете, чтобы она была доступна для общественного обсуждения и профессиональных предложений.
Некоторое время назад мне удалось ознакомить с этим документом Георгия Полтавченко и руководство Смольного. В результате губернатор отдал распоряжение рассмотреть стратегию в различных комитетах и подразделениях Смольного и представить ему конкретные предложения по ее внедрению в четвертом квартале этого года.
Также у меня была возможность представить стратегию на Первом Международном форуме пространственного развития:
Еще одно важнейшее направление – жилищно-коммунальное хозяйство. Сегодня Петербург испытывает большие проблемы в теплоснабжении и капитальном ремонте. Эта сфера остается закрытой и крайне неэффективной. Стоит только сказать, что при стоимости газа в несколько раз дешевле, чем в странах Европы, петербуржцы платят за тепло почти столько же, сколько европейцы!
Схема теплоснабжения Петербурга до 2030 года, утвержденная Министерством энергетики, не обсуждалась с экспертами и содержит грубейшие ошибки. Сложная ситуация складывается и на рынке электрической энергии. К примеру, Россия впервые стала закупать электроэнергию в Финляндии на подстанции «Выборгская». Даже при расчетах в евро стоимость электроэнергии ниже за счет современных технологий, применяемых в Финляндии.
Нами разработаны предложения по кардинальному совершенствованию рынков тепловой и электрической энергии, применению энергоэффективных технологий. Эти предложения находятся на рассмотрении у вице-премьера Аркадия Дворковича. Если оставить все как есть, то энергетические системы ожидает серьезный кризис.
Кроме того, мы разработали принципы, на которых должна строиться комплексная программа модернизации системы теплоснабжения и капитального ремонта. Такая программа позволит сэкономить колоссальное количество тепла и в результате значительно снизить его конечную стоимость для потребителей. В результате нашей переписки вице-губернатора Игорь Албин уже отдал распоряжение о синхронизации капитального ремонта жилых домов и модернизации теплосетей. Однако основная работа все еще впереди.
Наши предложения в сфере ЖКХ были представлены на круглом столе в рамках III Российского международного энергетического форума:
Всего же с начала этого года мной внесено 7 законодательных инициатив, с которыми можно ознакомиться на веб-сайте Законодательного Собрания Петербурга.
Спасибо, что следите за моей работой.