Единственный негосударственный городской телеканал в Петербурге, — 100ТВ, — лишил депутата Законодательного Собрания, профессора и экс-декана факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Марину Шишкину авторской программы «Точка зрения».
Но вовсе не потому, что Марина плохо выступала и не потому, что ее точка зрения была неинтересна зрителю (на мой взгляд, ее выступления в эфире «сотки» были всегда точными, интеллигентными и ясными, украшая сетку вещания).
А исключительно потому, что Марина позволила себе высказаться об идущем сейчас переформатировании канала 100ТВ, больше похожим на его разгром.
Месть последовала незамедлительно.
Напомним: весной, после кончины Олега Руднова, «Балтийская медиа-группа» (куда входит, в том числе, 100ТВ) оказалась под началом Арама Габрелянова и теперь стремительно переделывается.
В новом формате не будет аналитики и публицистики (во многом создавшей «лицо» 100ТВ) – только новости. В новом формате нет места множеству журналистов «сотки» — более 50 человек уволились в конце мая. И этот новый формат, конечно же, обеспокоил профессиональное сообщество.
29 мая на съезде Союза журналистов Петербурга и Ленобласти было заявлено, что хотя с точки зрения законности и ведения бизнеса, в ситуации с каналом 100ТВ все соблюдено, все прекрасно понимают, что Петербург лишается качественного городского телеканала.
Делегаты сочли, что ни медиасообщество, ни городские власти, ни зрители канала не должны смотреть спокойно на то, что происходит с «соткой».
Одной из выступавших была Марина Шишкина – с описанными выше последствиями.
Немедленно последовала и реакция Габрелянова – на портале «Журдом».
Отвечая на вопрос о том, что питерское медиа-сообщество обеспокоено происходящим с «соткой», Габрелянов сообщил, что ему от реакции Союза журналистов «ни холодно, ни жарко», что его «вообще не волнует, кто и чем в Питере обеспокоен», и что «обеспокоенность питерского медийного сообщества — это все равно, что в Зимбабве тутси чем-то недовольны».
Учите матчасть, Арам Ашотович: тутси в Зимбабве не живут.
Они живут в Руанде, Конго и Бурунди. В Центральной Африке. А Зимбабве – это Африка южная. Это, видимо, не те «срочные новости», которые, как хвастается Габрелянов, его сотрудники всегда «дают первыми».
Быть чем-то недовольными «тутси из Зимбабве» не могут при всем своем желании – по причине не существования их в природе. Это во-первых.
Во-вторых, магазинное хамство и демонстративное презрение к общественному мнению – та модель общения, которая в Петербурге не принята. Здесь такие манеры быстро встречают адекватную реакцию.
А в-третьих, печальны не только организационные перемены на 100ТВ и уход многих лично мне известных и работавших много лет высокопрофессиональных журналистов, из которых немногие найдут себе работу в той же сфере в родном городе.
Печально то, что 100ТВ (который сменит и название) превратится в филиал «Лайф ньюс». От общения с которым отказывается все больше известных мне политиков и общественных деятелей, дорожащих своей репутацией.
В минувшие выходные пикеты против разгрома 100ТВ я видел у Гостиного Двора и говорил с их участниками.
В эти пикеты вышли не журналисты, а зрители.
Они понимают, чего лишаются, и что их ждет.