1 августа 2014 года в лесу в пригороде Нальчика обнаружено тело правозащитника, журналиста и члена партии "Яблоко" Тимура Куашева, ему было всего 26 лет. Тимур в то время был зарегистрированным кандидатом от "Яблока" на выборах в парламент Кабардино-Балкарии. Он сотрудничал с правозащитным центром "Мемориал", а также со многими независимыми изданиями – "Кавказский узел", "Кавказская политика", журналом "Дош".
Лидер "Яблока" Сергей Митрохин после убийства Тимура Куашева сказал: "Известно, что Тимуру неоднократно угрожали, его общественная и журналистская деятельность на Северном Кавказе были небезопасны, могли стать поводом к покушению на его жизнь". Абдулла Дудуев, шеф-редактор журнала "Дош", также сообщил, что Тимур говорил ему об угрозах. Журналист обращался в полицию, но ему отказали в возбуждении уголовного дела.
Действительно, угрозы Куашеву размещались на сайте "Кавказпресс", который, по сообщению различных средств массовой информации, курирует Управление по противодействию экстремизму МВД РФ. Изначально органы следствия даже не хотели возбуждать уголовное дело по факту смерти Куашева, хотя на теле Тимура были обнаружены следы от инъекции в подмышечной области. Только после давления общественности уголовное дело нехотя возбуждено.
Парадокс нашего государства: как привлекать невиновных по "Болотному делу" – на это брошено 200 следователей со всей страны, а вот если убит, возможно при участии специальных служб, оппозиционный деятель, то скажите спасибо, если уголовное дело вообще возбуждено, не говоря уже о его эффективном расследовании и доведении до суда.
Мы в "Молодежном Яблоке" сразу среагировали на это убийство. Мы пикетировали представительство Кабардино-Балкарии в Москве, а также выходили с пикетами к Генеральной прокуратуре и Следственному комитету. Направляли обращения в Генеральную прокуратуру и СК с требованием провести объективное расследование данного убийства, которое имеет все признаки политического, найти его заказчиков и исполнителей. В конце ноября мне пришел ответ из Следственного управления по городу Нальчику. Сообщалось, что расследование убийства Тимура Куашева находится на особом контроле и по делу принимаются исчерпывающие меры; доводы нашего обращения в части поступавших в адрес Куашева угрозах будут-де проверены в ходе следствия и приобщены к материалам уголовного дела.
Однако мы видим, что "исчерпывающие меры" по расследованию убийства Куашева предпринимаются нерешительно и очень медленно. Прошло уже много месяцев, но не установлена причина смерти журналиста, так как у следствия нет результатов экспертизы, не установлены личности подозреваемых в причастности к убийству. Нет сведений и о том, проводятся ли обыски в редакции сайта "Кавказпресс" и у блогеров, которые угрожали Тимуру?
Я уверен, если бы не широкое общественное внимание – уголовное дело вообще не стали бы возбуждать, а смерть Куашева списали бы на какую-нибудь "сердечную недостаточность". А это значит: если мы не будем остро реагировать на такие преступления, то любого, кто занимается общественной или журналистской деятельностью, могут вот так безнаказанно убить всякие отморозки, которым что-то в этой деятельности не понравится.
Нужно активное вмешательство общества, общественное давление на правоохранительные органы. К этому призывает петиция с требованием к Следственному комитету и Генеральной прокуратуре ускорить расследование убийства Тимура Куашева – установить наконец причину его смерти и найти виновных в совершении преступления.
Николай Кавказский – член правления комитета "За гражданские права", член партии "Яблоко". Бывший обвиняемый по "Болотному делу".