В Рождественском послании патриарха Кирилла было сказано «в эти святые рождественские дни молитвы всей церковной полноты и моя сугубая молитва о мире на украинской земле».
И было сказано про «единую семью православных братских народов исторической Руси».
И про то, что «никакие временные треволнения и испытания, никакие внешние силы не смогут расторгнуть эти многовековые духовные и культурные связи наследников киевской крещальной купели».
И про то, что Русская православная церковь «делала и делает все возможное для того, чтобы примирить людей и помочь им преодолеть последствия вражды»…
Замечательные слова. Но хотелось бы и других.
РПЦ (и лично патриарх Кирилл) могли бы очень много сделать, кроме молитвы, для того, чтобы добиться мира на украинской земле.
Патриарх Кирилл мог бы осудить тех, кто берет в руки оружие и отправляется в Украину – убивать людей из «единой семьи православных братских народов». Тех, кто тайно посылает туда российских солдат – а потом скрывает причины их гибели. Тех, кто вербует «добровольцев», прославляет их и дает им эфир и газетные полосы.
Если все это будет прямо и ясно осуждено Церковью – мир на украинской земле наступит куда быстрее.
Патриарх мог бы выступить против ежедневных «часов ненависти» на российских телеканалах – которые разжигают вражду к братскому народу Украины. Против не сходящих с экранов бесноватых уродов, бьющихся в истерике и злобе, твердящих о «фашистах» и «бандеровцах», «карателях» и «хунте».
Это помогло бы примирить людей и помочь им преодолеть последствия вражды.
Патриарх мог бы выступить против политики российских властей в отношении Украины. Именно она – а никакие не «внешние силы», - катастрофически сказывается на «многовековых духовных и культурных связях».
Это помогло бы если не восстановить нарушенные связи, то хотя бы начать абсолютно необходимый процесс их восстановления.
Нет сомнений: такие слова патриарха Кирилла были бы услышаны очень многими. И не только в России. И очень на многое могли бы повлиять.
Но они не были произнесены.
И есть немало оснований полагать, что и не будут.
Очень жаль.