«Для меня выход на демонстрацию был поступком эгоистическим: хотела иметь чистую совесть», – говорила Наталья Горбаневская о своем участии в протесте против вторжения в Чехословакию 25 августа 1968 года. Вышедшая на Красную площадь «семерка» тогда спасла честь страны, пока большинство послушно тянуло руки на «собраниях трудовых коллективов».
За свой гражданский поступок участники демонстрации заплатили сполна. Вадим Делоне и Владимир Дремлюга были приговорены к 2 годам 10 месяцам лагерей. Павел Литвинов получил 5 лет ссылки, Лариса Богораз – 4 года, Константин Бабицкий – 3 года. Наталье Горбаневской, к которой сперва отнеслись «гуманно», не взяв под арест (двое маленьких детей), досталось страшное наказание – 2 года психиатрических пыток в Казанской СПБ и Институте Сербского. Такое же наказание (только в Ленинграде) 4 года отбывал Виктор Файнберг.
«Для граждан Чехословакии эти люди стали совестью Советского Союза», – сказал о демонстрантах Вацлав Гавел.
Почти все участники «семерки» (кроме Вадима Делоне) дожили до краха советской системы. А в 25-ю годовщину вторжения в Чехословакию их правоту публично признал президент Российской Федерации.
Сегодня за протест против агрессии Кремля не нужно платить годами заключения и пыток. Нынешний сентябрь дает нам сразу две возможности, о которых демонстранты августа 68-го могли только мечтать. 14 сентября во многих регионах страны (в том числе в 44-х из 45-ти округов Москвы) в избирательных бюллетенях будут представлены кандидаты от партии «ЯБЛОКО», открыто и недвусмысленно выступившей против войны с Украиной и аннексии Крыма. А 21 сентября в Москве и других городах пройдут «Марши мира» с требованием остановить агрессию.
Как показал 1968 год, даже семи человек бывает достаточно, чтобы защитить достоинство целого народа. Но сейчас нас должно быть много. И 14 сентября, и 21-го.