Ушла Валерия Новодворская.
Под одними ее текстами мне отчаянно – до зависти, - хотелось подписаться. Например, когда речь шла о войне в Чечне или необъявленной войне с Украиной.
С другими текстами хотелось яростно спорить (и спорил, хотя почти всегда – заочно: лично встретиться с Валерией Ильиничной мне довелось лишь дважды). Особенно, когда Новодворская вспоминала о Ельцине, Чубайсе или Гайдаре…
Но все сказанное не меняло главного: понимания абсолютной искренности и бескорыстности Новодворской. И ее абсолютной убежденности в своей правоте.
Не стало одного из символов российской демократической революции – так и не доведенной до конца. Захлебнувшейся под натиском державно-чекистской контрреволюции.
Ах, как яростно Валерия Новодворская требовала закона о люстрациях (в чем я был с ней абсолютно солидарен)!
Тогда это можно было сделать – и навсегда вышвырнуть вон от власти коммунистических номенклатурщиков и чекистов. И не было бы тогда очень многого, что мы увидели потом – начиная от секретарей обкомов в губернаторских креслах, и заканчивая Путиным в кресле президентском.
Но – не удалось. К несчастью. И не потому, что не могли. «Не надо начинать охоту на ведьм!», - заявляли нам соратники по демократическому движению, призывая быть благородными и великодушными.
«Дождетесь, что ведьмы выйдут на охоту!», - отвечал я им осенью 1991-го. И прогноз сбылся с пугающей точностью…
Валерия Новодворская яростно боролась с вышедшими на охоту ведьмами – оставаясь при этом с каждым годом во все большем одиночестве: все больше и больше недавних демократов и либералов превращались в «государственников» и «патриотов», готовых прислуживать Путину, и больше всего боящихся его прогневать.
Новодворская не боялась ничего. Как Анна Политковская и Юрий Щекочихин, Андрей Пионтковский и Наталья Эстемирова, Лариса Юдина и Лилия Шевцова…
Она не успела увидеть крах созданной Путиным чудовищной системы, построенной на лжи, насилии и страхе.
Но этот день неизбежно наступит.
И в этот день мы обязательно вспомним Валерию Новодворскую.
Прощайте, Валерия Ильинична.
Пусть земля Вам будет пухом.