Сегодня в Кремле проходит широко анонсированное заседание Госсовета по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Под председательством Владимира Путина высшие чиновники (среди них губернатор Петербурга Г.Полтавченко, выступающий с основным докладом), будут решать, что делать с "чёрной дырой" ЖКХ.
Член Федерального бюро "ЯБЛОКА" и сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов обратился к Госсовету с открытым письмом, в котором предлагает заканчивать с "методом проб и ошибок".
Уважаемый Президент, уважаемые члены Госсовета!
Несмотря на громкие заявления о построении рыночных отношений в ЖКХ, в этой сфере не действуют законы рынка, и в первую очередь нет обратной связи между оказанными услугами и их оплатой.
Уже не первый раз представители власти на самом верху будут обсуждать проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Уверен, что вновь прозвучат слова, что «вопрос назрел» и « с этим надо что-то делать». Не сомневаюсь, что в дискуссии, кроме правительственных чиновников и губернаторов примут участие компетентные эксперты по ЖКХ. Однако, голос потребителей этих услуг, собственников жилья, права которых повсеместно нарушаются, опять не будет услышан.
Без нас, потребителей услуг ЖКХ, любые обсуждения в лучшем случае будут бесплодны. Вот анализ, казалось бы, простых, а на самом деле сложных проблем, которые волнуют граждан всей страны, поймите, пожалуйста, наше видение ситуации и рассмотрите наши предложения по возможным путям их решения.
1. Приватизация
Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" дал право гражданам на приватизацию квартир, в которых они проживают.
Реальность: Приватизация квартир обернулась введением обязательного платежа за капитальный ремонт с фактическим отказом от исполнения обязательств государства капитально отремонтировать приватизированные дома (закреплены статьей 16). Кроме того, в ближайшие годы предусмотрено введение нового налога на имущество, что приведет к очередному росту платежей граждан.
Надо: законодательно признать государственным долгом обязательства по капремонту домов, которые были собственностью государства (независимо от ведомственной принадлежности) и в которых квартиры были приватизированы, и законодательно закрепить механизм возврата этого долга. Для капитального ремонта других домов у собственников должен быть выбор из нескольких способов осуществления капитального ремонта, в том числе с использованием мер экономического стимулирования со стороны государства (гарантия по кредитам, субсидирование процентной ставки и т.п.).
2. Право выбора управляющей организации
Жилищный кодекс РФ декларировал право собственников на выбор управляющей организации.
Реальность: в условиях, когда отсутствует механизм установления подлинности волеизъявления собственников абсолютное большинство протоколов о выборе управляющей организации фальсифицировано. Попытки смены управляющей организации пресекаются административными и силовыми методами.
Надо: законодательно закрепить простую, четкую и реализуемую под контролем органов государственной власти процедуру проведения собраний собственников, принятия и реализации решений по выбору и смене управляющей организации.
3. Объединения собственников
Жилищный кодекс РФ декларировал право собственников на самостоятельное управление общим имуществом дома путем создания ТСЖ.
Реальность: для получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ предусмотрено огромное количество условий для регионов. В частности, определенный процент ТСЖ и создание частных управляющих организаций. В результате создано огромное число фальшивых ТСЖ, в обществе серьезно подорвано доверие к одной из наиболее эффективных форм управления многоквартирными домами. В Санкт-Петербурге эффективные ТСЖ и ЖСК в сложнейших условиях не допускали лавинообразный рост платы за услуги ЖКХ при существенно более высоком качестве предоставляемых услуг. Для выполнения требований закона о фонде ЖКХ государственные «Жилкомсервисы» стали частными организациями с долей города не более 20%. Однако, с использованием сомнительных схем большинство «Жилкомсервисов» по-прежнему принадлежит городу. Некоторое количество реальных ТСЖ и ЖСК возглавляют мошенники, и граждане остаются с ними один на один с понятным исходом противостояния.
Надо: законодательно закрепить простую, четкую и реализуемую под контролем органов государственной власти процедуру проведения собраний собственников, принятия решений и регистрации ТСЖ. Закрепить обязанность муниципальных властей помогать собственникам в осуществлении управления домами вплоть до предоставления помещения для проведения собрания. Закрепить вопросы и процедуры государственного контроля за созданием и деятельностью ТСЖ и потребительских кооперативов, управляющих МКД.
4. Общее имущество многоквартирного дома
Жилищный кодекс РФ декларировал, что помещения, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения, относятся к общему имуществу.
Реальность: местные власти повсеместно забирают в свою собственность подвалы, чердаки, колясочные, фойе и любые другие помещения, несмотря на наличие в них коммуникаций и узлов учета.
Надо: ввести полный запрет на владение помещениями в многоквартирных домах органами власти и МСУ за исключением помещений, которые при строительстве имели самостоятельное целевое назначение, снять срок исковой давности по оспариванию в суде подобных действий и предусмотреть меры многократной экономической ответственности органов власти за эти помещения в условиях невозможности их возврата.
5. Земля
Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (Статья 16) декларировал право собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Реальность: практически везде местные власти оформляют земельные участки по обрезу фундамента, иногда – до первого бордюра.
Надо: законодательно обязать органы государственной власти и МСУ проводить поквартальное межевание с выделением земли многоквартирных домов и отдельных участков, предназначенных для общественных нужд.
6. Нормативы потребления на общедомовые нужды
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» декларировал обязательность установки везде приборов учета коммунальных ресурсов.
Реальность: Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" введены нормативы потребления на общедомовые нужды.
Надо: отменить нормативы потребления на общедомовые нужды и обязать в срок не более полугода установить приборы учета на все точки разбора коммунальных ресурсов в многоквартирных домах.
7. Приборы учета коммунальных ресурсов
Конституция РФ декларирует презумпцию невиновности, поэтому продавец обязан доказывать потребителю, что он ему отпустил определенное количество товара, выполнил услугу или работу.
Реальность: В ЖКХ все наоборот – потребители обязаны устанавливать приборы учета, обслуживать их, заниматься поверкой и платить по фантастическим нормативам в случае их выхода из строя.
Надо: возложить на поставщиков ресурсов обязанность вести учет и доказывать потребителю, что он получил качественную услугу и в полном объеме. Ввести кратные санкции за предоставление некачественных услуг и не в полном объеме. Ввести уголовную ответственность за выставление заведомо не соответствующих действительности счетов.
8. Надзор и контроль
Жилищный кодекс РФ декларирует государственный надзор и муниципальный контроль над работой ЖКХ. Во всех субъектах созданы государственные жилищные инспекции.
Реальность: контроль не эффективен, на мелкие многочисленные нарушения никто не реагирует, государственные жилищные инспекции занимаются отпискам.
Надо: для того, чтобы заработал рыночный механизм обратной связи, граждане должны получить право обращаться напрямую в суд для привлечения управляющей организации к административной ответственности, причем штраф должен быть значительным и идти не в бюджет, а заявителю.
9. Тарифы
Декларируется экономическая обоснованность устанавливаемых тарифов.
Реальность: тарифы устанавливаются в результате сговора государства с монополистом на основе затрат последнего, обоснованность которых мягко говоря сомнительна. Монополист заинтересован завышать себестоимость и всегда докажет родному государству, что дешевле он не может.
Надо: тарифный орган должен состоять на 50% из представителей потребителей, на 50% из представителей монополистов и одного представителя государства. Монополист должен публично доказывать обоснованность своих затрат обществу после проведения независимой экспертизы. Как временная мера – передача всех тарифных решений на федеральный уровень в ФАС.
10. Инвестиции
Пятнадцать лет звучат уверения, что ни у государства, ни у бизнеса (если ресурсоснабжающая организация частная) нет денег для развития. Деньги есть только у потребителя, хорошо бы их взять.
Реальность: За последние десять лет коммунальные монополии получили в несколько раз больше инвестиций, чем они запрашивали десять лет назад. Включение инвестиционной составляющей в тариф для создания, например, сетей, которые потом принадлежат государству – это скрытое налогообложение, но во многих случаях с разрешения тарифного регулятора за счет потребителя частные компании строят себе котельные и другие объекты – это прямой грабеж.
Надо: честно признать налогом инвестиционную составляющую и вся собственность, созданная за ее счет должна быть государственной.
11. Энергосбережение
Принят закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»
Реальность: меньше всех в энергосбережении заинтересован самый сильный – монополист. Установка приборов учета проблемы не решает – этой весной миллионы жаловались на «перетоп», так как монополист хочет произвести побольше и подороже, а значит больше заработать.
Надо: использовать меры экономического стимулирования энергосбережения потребителями и долгосрочные тарифы для монополистов с обязательными заданию по снижению себестоимости.
12. Коррупция. Все знают и реальность, и что надо делать
Вывод
Реформа – целенаправленные действия, когда четко обозначены цель и результат, которого хотим достигнуть. Вместо этого используется метод проб и ошибок, причем ошибок гораздо больше, чем удач.
Несмотря на громкие заявления о построении рыночных отношений в ЖКХ, в этой сфере не действуют законы рынка, и в первую очередь нет обратной связи между оказанными услугами и их оплатой. Не управляющие и ресурсоснабжающие организации для нас, а мы для них - эта перевернутая пирамида и является ключевой причиной большинства проблем в этой сфере! В результате потребитель по-прежнему находится в жестких объятиях монополистов.
Давайте вернем пирамиду в нормальное положение!
Анатолий Голов
сопредседатель Союза потребителей России,
член бюро партии «Яблоко»