7 марта 2013
Галина Михалева, председатель Гендерной фракции партии ЯБЛОКО

Праздник 8 марта: пир во время чумы

Каждый год традиционно подвожу итоги с констатацией, что праздновать 8-го марта, если мы учитываем историческое значение этого дня – борьбы за равноправие женщин – нечего (например, в прошлом году – «Поводов для праздника не находится»). Эта статья и сейчас вполне актуальна.

Но за год ситуация стала катастрофически ухудшаться по нескольким направлениям.

Во-первых, началось массированное наступление самых реакционных кругов православной церкви, поддерживаемое властями. Требования причесать всех под одну православную гребенку, напялить на нас платочки и заставить рожать побольше детей – вернуть к «исконной роли» матери и жены, стали намного громче. Прошел инквизиционный процесс против феминисток Pussy Riot, двоим из которых, видимо, по рекомендации президента влепили «двушечку». А слово «феминистка» стало синонимом нового словоизобретения - «кощунница». За этим последовало принятие закона о запрете пропаганды гомосексуализма, ассоциирующееся с советской статьей и нацистскими газовыми печами. Потом в ответ на Закон Магнитского все фракции вместе приняли «Закон Димы Яковлева», после начала разворачиваться антиамериканская истерия, где больные сироты стали боевыми снарядами в новой холодной войне, а массы свозили автобусами на очередной «путинг» - т. н. «Марш в защиту сирот».

Не прекращается наступление на репродуктивные права. Правительство сократило список показаний к искусственному прерыванию беременности. Милонов уже призывает к уголовной ответственности для тех, кто не хочет иметь детей, и открыто об этом говорит (сообщество «Чайлдфри» ВКонтакте). В то же время увеличивается число брошенных и убитых младенцев.

При этом даже попыток решения действительно острых вопросов совмещения семейных и трудовых обязанностей и поддержки детей не делается: не повышаются детские пособия, не продляется время их оплаты, не снижается очередь в детские сады. Мертвым грузом в Думе продолжают лежать законопроекты об алиментном фонде, который мог бы облегчить ситуацию в неполных семьях, где отец не платит алиментов, о семейном насилии. Так и не сдвигается с метровой точки закон о государственном механизме гарантий гендерного равенства. Не появилось ни одного государственного института, основной задачей которого была бы защита прав женщин (уполномоченного по правам, законов, гарантирующих их защиту, специальных комиссий при органах власти и т.п.).

Настоящей катастрофой становится слияние школ и больниц, монетизация образования и здравоохранения, это больно ударяет по тем женщинам, у которых и так невысокий достаток, особенно разведенным с детьми. При этом государство вбухивает немыслимые деньги, часть из которых просто разворовывается в циклопические проекты – от олимпийских строек до атомных электростанций в сейсмически опасных зонах и нестабильных странах.

Следствием очередного ужесточения Закона о НКО и изгнания основного спонсора женских организаций - USAID, стало сокращение тех группп, которые помогали защищать права женщин в социальной и трудовой сфере, бороться с насилием – т.е. выполняли функции, которое не выполняло государство.

Почти не изменился и образ женщины в российских СМИ, оставаясь в замкнутых рамках: мать, жена, любовница, товар. По- прежнему самая «либеральная» радиостанция составляя рейтинг самых влиятельных женщин опрашивает только мужчин (!). Правда, увеличение числа женщин на руководящих постах в разных странах не может пройти совсем незамеченным. Поэтому, пусть и изредка, стали появляться передачи, даже на телевидении, где можно всерьез поговорить о женском лидерстве и гендерном равенстве. Тем более, что это – одна из провозглашенных ООН целей Третьего тысячелетия.

Итак, ситуация стала хуже, а нам, активному женскому сообществу, Совету по консолидации женского движения, проявившимся в этом году на уличных акциях феминистским группам, Гендерной фракции удалось добиться немногого. Мы хотели, чтобы наш голос стал громче. Да, мы стали более заметны, нас стали иногда слышать. Но влиятельности это нам не прибавило, зато увеличило число наших яростных противников и врагов – среди радикальных церковных активистов, националистов, традиционалистов. А для государства мы остались невидимыми и наши требования не услышанными, впрочем, как и все остальные общественные группы с их требованиями. За исключением бюрократии, силовиков и олигархов.

Об этом стоит вспомнить за праздничным столом тем, кто по-прежнему считает 8-ое марта «праздником женщин, весны и любви».

Гендерная фракция партии «ЯБЛОКО», ряд женских и феминистских организаций призывает в этот день не пировать, а выйти на митинг против дискриминации женщин! В Архангельске начало митинга у памятника Ленину в 12.00.

В Москве санкционированный митинг состоится в Новопушкинском сквере. Начало в 14.00.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Гендерная фракция


Все статьи по теме: Гендерная фракция