Составная часть путиномики – миф о т.н. «государстве» как эффективном собственнике. Оно хозяйствует в «стратегических отраслях и производствах», реализует общественный интерес. Этот миф был придуман для того, чтобы потеснить, выдавить, а в некоторых случаях (ЮКОС) и уничтожить частный бизнес.
Миф мифом, а на деле же имеет место совсем другое – лишённая в условиях авторитарной политической системы общественного контроля бизнес-бюрократия, связанная личными отношениями с руководством страны, делает всё, что нужно лично ей для реализации своих материальных интересов.
Интересный пример – продажа т.н. «госкорпорацией» «Ростехнологии» 45,42% акций производителя титана ВСМПО-АВИСМА менеджменту компании и «Газпромбанку». По своей беззастенчивости эта сделка напоминает т.н. «залоговые аукционы». Но если там всё-таки было общественное недовольство, велось широкое обсуждение, то сегодня всё тихо.
Казалось бы, если есть необходимость продать, что было бы прозрачнее и эффективнее, чем проведённый в той или иной форме открытый аукцион. Пусть придёт частный собственник, неважно, российский или иностранный, заплатит в ходе открытых, конкурентных торгов максимальную цену. Тем более, если, насколько можно судить, компания обеспечена долгосрочными контрактами.
Но нет, изобретается схема, в рамках которой контроль переходит к управленцам компании ВСМПО-АВИСМА, близкому руководству «Ростехнологий», а получившая контроль компания (Nordcom) зарегистрирована на Кипре. Эта сделка обвешивается многочисленными резонами, показывающими конечную выгоду «Ростехнологий». Но факт остаётся фактом – на открытых, конкурентных торгах, гарантирующих максимальную цену, акции не продавались.
Куда же поставляет продукцию «стратегически важное» предприятие, тихо отошедшее в дружественные руки? Слово г-ну Чемезову, главе «Ростехнологий»: «За период с момента начала работы на предприятии новой команды менеджмента под руководством «Ростехнологий» были заключены стратегически важные контракты на поставки титановых сплавов для Boeing, Airbus, Embraer, Rolls-Roys». Это выдающееся достижение напоминает подвиг руководства «Роснефти» и «Газпрома», успешно продающем нефть и газ европейским странам.
С другой стороны, это и любопытная новость для тех, кто выступает против закупок российскими авиакомпаниями иностранной авиапродукции. Оказывается, там тоже есть часть российского производства.
Система частной собственности хороша тем, что в ней есть контроль частного собственника. И если проходят сделки, то частный собственник проводит их в своих интересах. В этом смысле это ясная, прозрачная система.
Но совсем не так обстоят дела в бизнес-чиновной системе – здесь регулярно присутствует закрытость, недоговорённости, обращаются государственные деньги (в сделке принимали участие «Сбербанк» и «Газпромбанк»), в качестве собственников вдруг возникают «путинские директора», имеет место бизнес, основанный на дружеских связях. О последнем хорошо говорит заголовок и подзаголовок одной из статей о сделке – «Чемезов сдал титан. Давний соратник Чемезова получил контроль над ВСМПО-АВИСМА».
Но есть и деталь, отличающая сегодняшнее время от начала «нулевых», когда бизнес-бюрократия активно пропагандировала миф о «государственных интересах». Особое бесстыдство эпохи поздней путиномики состоит в том, что об общественных интересах сегодня даже и не вспоминается. Продали и продали – вам какое дело?
Важный урок для общества заключается в том, что экономическая программа будущей либерально-демократической власти должна включать программу открытой приватизации имущества, захваченного бизнес-бюрократией. Эта программа должна основываться на открытых, конкурентных торгах. Доходы от приватизации необходимо направить на общественные нужды под дополнительным контролем гражданских организаций. Только так можно разорвать продолженную путиномикой традицию «прихватизации» и сформировать эффективную систему частной собственности.