На днях стало известно, что в водах Северной Пацифики американский бизенсмен-авантюрист (по другому я его назвать не могу) самовольно занялся масштабным геоинжинирингом и осуществил самый крупный из известных проектов направленного изменения биосферы: в июне этого года было разбросано в водах Британской Колубии 100 тонн сульфата железа (железного купороса, FeSO4).
По данным космического наблюдения NASA можно видеть, что на огромной акватории площадью около 10 тыс кв км между островами Haida Gwaii (О-ва Королевы Шарлотты на старых картах) и побережьем Британской Колумбии и Аляски и даже в открытом океане в августе этого года наблюдалось бурное развитие фитопланктона - «цветение воды» (на карте желто-оранжево-красным). Давнишняя идея «удобрения океана» (ocean fertilisation) заключается в том, что фитопланктон свяжет много углекислого газа, который будет затем осаждаться на дно океана.
Сотворил все это калифорниец Russ George, бывший исполнительный директор Planktos Inc, "прославившийся" попыткой организовать международную подводную свалку около Галапагосов и Канарских островов.
Г-н Джордж убедил местное индейское население островов поддержать его эксперимент, утверждая, что в результате будет восстановлена численность лососей. Он даже создал на островах Haida Salmon Restoration Corporation, в которую вложил собственный миллион долларов.
Власти Канады знали о готовящемся эксперименте, но не запретили его.
За это Канада удостоилась анти-премии «Додо» на конференции ООН по биоразнообразию (www.ria.ru/eco/20121018/904193789.html#ixzz29g6GEqEE), закончившейся вчера в Хайдерабаде (Индия). Не запретив этот геоинжинерный проект, Канада нарушила Конвенцию ООН по биологическому разнообразию (1992) и Лондонскую Конвенцию (1972) по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
Среди бед, к которым может привести такое вмешательство в океаническую жизнь:
- появление опасных для всего живого «токсичных приливов»;
- возникновение лишенных кислорода, безжизненных участков в поверхностных и глубоких водах;
- закисление океанических вод (и усилению, а не уменьшению процесса изменения климата);
- разрушение сложившихся пищевых цепочек и, соответственно, непредсказуемое увеличение численности одних, и снижение численности других видов.
Все это может произойти и обнаружиться не сразу, а спустя годы.
События в Восточной Пацифике показывают, что мир совсем не готов к геоинжинерии. Нет юридически обязывающего и контролируемого межународного соглашения, запрещающего подобную деятельность. Нет и международной системы геоэкологического мониторинга, которая – наподобие системы выявления нелегальных атомных испытаний - отслеживала бы подобную деятельность. Думаю, что создать такую систему будет посложнее, чем систему обнаружения ядерных взрывов - надо будет мониторить не два параметра (мелкие землятрясения и содержание радионуклидов в атмосфере), а состояние экосистем по многим десяткам параметров. Похоже, пришло время всерьез об этом задуматься - в целях обеспечения безопасности Человечества.
Как относится к проиcшедшему? Такие "кавалерийские" эксперименты опасны для биосферы. Из воспоминаний атомщиков известно, что перед взрывом первой атомной бомбы в атмосфере были расчеты, что с верояностью около 40 % вся земная атмосфера может в результате взрыва вспыхнуть. Тогда прошли по ниточке над бездной. Правда, в ХХ веке в результате выброшенных сотнями взрывов атомных бомб радионуклидов Человечество недосчиталось около миллиарда человек.