Делать деньги на близости к власти и заниматься политикой в России – два разных занятия. Совмещать два этих непохожих дела позволено только тем, кто находится у власти или же поддерживает власти. И это именно то, что должно быть изменено.
Что же касается либеральной оппозиции, то ей на эту дорогу становиться не следует. Даже касательства не следует иметь к делам, которые могут быть истолкованы как попытка сделать бизнес на власти. Именно таков урок, который следует извлечь либеральным политикам из «дела Навального».
Если этот урок не будет усвоен, то вместо борьбы за создание в России либерально-демократической политической системы из российского политического котла будет бесконечно лезть какая-то дурно пахнущая каша из разваренных уголовных дел с расплывающимися синими чернилами на обложках. Внимание общества регулярно будет отвлекаться от главного – программы политической и экономической реформы на разоблачения в блогах, вскрытые переписки, скандалы в судах, адвокатские заявления, мертворождённые «роспилы». Либеральные политики должны понимать свою ответственность перед гражданами, должны быть в стороне от бизнесов, так или иначе имеющих дело с властями.
Следует признать, что в этом отношении Алексей Навальный при всём сочувствии к нему, как к человеку, попавшему в руки карательной системы, оказался не на высоте задачи. Можно было бы сказать, что он обманул доверие людей. Но это будет неверно. Потому что он характерная фигура для «неполитического протеста» - представитель поколения плохо образованных людей 90-х годов, дигеров интернета, падких до сенсационной правды и купания в море троллинга. Здесь доверие не основано на обещаниях.
Это не политика, а тусовка. Это не осмысленная деятельность по обсуждению политической программы, убеждению в своей правоте граждан, а способ жизни, роста и заработка, разновидность ток-шоу. Появление в такой среде канделак и собчачих совсем не случайность. И стирающаяся в «деле Бастрыкина» разница между блогером Навальным и «сливным бачком» Хинштейном из т.н. «Единой России» вполне понятна – от бульварной общественной деятельности до бульварной журналистики дистанция небольшая.
Нельзя сказать, что весь этот чудаковатый мир не соприкасается с реальной политикой, не влияет на неё и не испытывает обратных влияний. Публичная политика по самому своему определению деятельность такого рода, которая обязана считаться с массовыми настроениями. Но одно дело соприкасаться и другое дело быть.
Вся эта «оппозиционная блогосфера» сама по себе не представляет альтернативы правлению российского бизнес-чиновничества. В своей функции облаивания и огрызания она безвредна. Силой граждане становятся только тогда, когда они выходят из интернета в реальный мир. А реальной силой тогда, когда их много, они вооружены либеральной идеологией и программой и готовы отстаивать свои права, добиваясь честных выборов. Всё остальное – другой жанр.