14-кратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс проиграл 400-метровую дистанцию. Вот комментарий великого спортсмена: «Был ужасный заплыв. В первой половине всё было нормально, но потом не знаю что произошло. Соперники просто переиграли меня. Они плыли лучше, чем я, и лучше продумали тактику. Они оказались лучше подготовленными. Вот поэтому они и получат медали». Честно и достойно. Побеждает сильнейший.
А вот другой пример, из области соревнования на европейском автомобильном рынке. Итальянский бизнесмен, владелец FIAT Серджио Маркионе заявил, что в Европе развернулась «кровавая ценовая война», а Volkswagen ведёт слишком агрессивную ценовую политику, что вызывает большие убытки в отрасли. Каков же выход? Маркионе предложил Европейской комиссии вмешаться и помочь отрасли противостоять проблеме избыточных производственных мощностей: «То, что они должны делать, это координировать рационализацию автоиндустрии».
Вперёд к смешанной экономике на новый лад – прибыли получать капиталистические, а производством должен управлять не частный бизнес, а бюрократы. Побеждать должен не сильнейший, не тот, чья продукция дешевле, не тот, чьи автомобили всё больше предпочитает потребитель, а все вместе, финишируя на одной скорости. Это как если бы по итогам заплыва в олимпийском бассейне проигравший пловец предложил устроителям Олимпиады поспособствовать заключению пакта, в соответствии с которым в будущем все восемь участников заплыва должна приплыть к финишу одновременно.
И каков был бы итог такого заплыва? Правильно – общее снижение результатов, равнение на худшего, потеря зрелищности, отсутствие зрителей на трибунах. Между прочим, худший проплыл бы ещё хуже, чем при честной конкуренции. Потому что одно дело соревнование, а другое дело понимание, что всё равно последним не приплывёшь. «Не торопись, сзади никого нет».
Принципы частной экономики не должны нарушаться. При капитализме главный судья в экономике – потребитель. А бизнес должен нести ответственность самостоятельно. Его победы и поражения это только его победы и поражения, его прибыли и убытки принадлежат лишь его акционерам. И никакая государственная поддержка здесь неприемлема. Важно, чтобы экономическая политика в России основывалась именно на таком подходе. А то у нас получается, что слово «капитализм» стало если и не ругательным, то неудобным. Сторонники капитализма стесняются лишний раз его произнести. Следует решительно реабилитировать это слово, означающее строй, способствующий экономическому прогрессу.
Новейшая история экономики показывает впечатляющие примеры если не крушения, то серьёзного кризиса некогда отраслевых лидеров. Сообщения о происходящем с Nokia или Yahoo! читаются как сводки об огромных армиях, попавших в окружение или же о терпящих бедствие экспедициях. От них отворачивается потребитель. Он предпочитает продукцию Apple и Samsung, услуги Google. Потому что они лучше. Конкурентные рынки выгодны для потребителя.
Да здравствует капитализм с его «кровавыми ценовыми войнами» и вечным затруднительным положением производителей, вынужденных заботиться о потребителях, предлагая им всё более совершенные и привлекательные в ценовом отношении продукты и услуги.
Победа любит сильнейших