За 20 лет существования Совета Федерации порядок его формирования изменялся трижды. Только в 1993 г. в соответствии с переходными положениями Конституции РФ члены Совета Федерации избирались гражданами на всеобщих выборах. Все последовавшие за тем варианты формирования СФ были неудовлетворительны. СФ так и не стал полноценным конституционным органом - палатой регионов в федеративном государстве. Все попытки вернуть прямые выборы СФ разбивались о поправку, которую в последний момент Б.Н.Ельцин внес в раздел 1 проекта Конституции: в СФ входят представители субъектов РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Впервые попытка преодолеть это ограничение, не выходя за рамки Конституции, была предпринята в 1995 г. Тогда обе палаты Федерального собрания одобрили законопроект о формировании СФ, внесенный фракцией "Яблоко". Проект учреждал порядок, при котором выдвижение кандидатов в члены СФ производят указанные в Конституции государственные органы, а избирают их прямым голосованием граждане соответствующих субъектов РФ. Предусмотрен был также альтернативный порядок этих выборов. На этот закон президент наложил вето, преодолевать которое Дума не решилась и утвердила ущербный вариант.
В апреле 2012 г. Совет Федерации внес в Государственную Думу законопроект, предусматривающий пятый по счету порядок своего формирования. В нем предусмотрено некоторое продвижение в процедуре формирования СФ. Вместе с тем представляется необходимым внести в него существенные поправки.
Согласно законопроекту, кандидатуры для наделения полномочиями члена СФ - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ сначала вносятся на его рассмотрение председателем, а также фракцией, группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов этого органа, а выбор из них осуществляется большинством голосов депутатов данного органа. Предлагаем предоставить право выдвижения кандидатов всем фракциям (группам) депутатов данного органа независимо от их численности, а решение о том, кто из них станет членом СФ, принимать всеобщим голосованием избирателей данного субъекта Федерации.
Три кандидатуры для наделения полномочиями члена СФ - представителя от исполнительного органа государственной власти от субъекта РФ, согласно законопроекту, представляют кандидаты, выдвинутые на должность руководителя данного органа. На всеобщее рейтинговое голосование избирателей эти кандидатуры выносятся вместе с кандидатами на должность руководителя исполнительного органа субъекта РФ. Из текста законопроекта не следует, становится ли членом СФ кандидат из команды победителя, набравший наибольшее число голосов избирателей на выборах, или окончательное решение принимает лицо, избранное руководителем органа исполнительной власти. Полагаем. что в эту процедуру следует внести следующие изменения. Кандидатуры в члены СФ для участия во всеобщих выборах в команду претендента на должность руководителя субъекта Федерации вправе предложить представительные органы местного самоуправления данного субъекта, начиная от определенного уровня. Претендент включает в свою команду кандидатов в члены СФ, получивших наибольшую поддержку муниципалитетов данного субъекта РФ, и идет с ними на всеобщие выборы. Членом СФ становится без какого-либо дополнительного фильтра кандидат из команды победителя, получивший наибольшее число голосов на выборах.
Такой усложненный порядок формирования СФ мы рассматриваем как процедуру переходную к выборам членов СФ гражданами в двухмандатных избирательных округах, образованных в субъектах РФ, когда будет внесено необходимое изменение в ст. 95 Конституции РФ.