Борис Вишневский,
депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
(фракция «Яблоко»)
Депутатский отчет
Март 2012 года
Что было сделано в марте:
1. О событиях 5 марта и последовавших за ними.
Как, наверное, знают граждане, 5 марта – после президентских выборов, - множество людей пришли на Исаакиевскую площадь, чтобы выразить свой протест. В итоге около 500 человек было задержано ОМОНом, и все они отправились на ночь в полицейские участки, хотя никакой необходимости в этом не было. Ничто не мешало установить их личность, а затем вызвать повесткой в мировой суд.
«Их имели право задержать на 48 часов», - объяснял мне на следующий день первый зампрокурора Петербурга. Формально – да, имели, поскольку всем задержанным вменяли статью 19.3 КоАП о «невыполнении законных распоряжений сотрудника полиции». Но вовсе не обязаны были это делать – могли и отпустить до суда. Тем не менее, выбрали самый жестокий вариант. Думаю, что это была акция устрашения: чтобы прежде аполитичные граждане, которые после думских выборов начали десятками тысяч выходить на площадь, испугались и попрятались по домам.
На следующий день эта тактика привела к коллапсу: несколько сотен задержанных привезли к одному мировому судье (именно в его судебный участок № 40 входит Исаакиевская площадь), который начал рассматривать их административные дела. После того, как за первые два часа рассмотрели 15 дел, ребята позвонили мне, попросив о помощи. Я связался с прокуратурой – та сообщила, что влиять на происходящее не может, и вообще «нечего было им всем совершать правонарушение в одном месте». Приехав к суду, я застал там семь автобусов с задержанными и полицейских, некоторые из которых откровенно говорили, что они бы давно всех отпустили, но не имеют права. Пошел в суд – где обещали максимально ускорить рассмотрение дел, и привлечь к этому еще четверых судей. В итоге к девяти вечера большую часть дел рассмотрели (почти все отложили для знакомства с материалами и для получения помощи защитника) – а остальных задержанных, вместо того, чтобы отпустить, увезли обратно в полицию.
7 марта, - после новой серии судов, - выяснилось, что несколько человек так и не отпущены (хотя 48 часов их задержания истекли). Поздно вечером я дозвонился в 21 отдел полиции, где их держали. Там со мной сперва отказывались говорить, заявляя, что такого депутата не знают, и неизвестно, со мной ли они разговаривают, но потом все-таки сообщили, что на всех задержанных в ночь с 6 на 7 марта были составлены НОВЫЕ протоколы об административном нарушении по статье 19.3 КоАП. После чего 48 часов стали отсчитываться уже с этого момента. При помощи такого «ноу-хау» можно держать в участке до бесконечности. Что это, как не полицейское государство? Окончательно все задержанные были отпущены только вечером 8 марта.
Я направил:
- обращение к прокурору города с приложением жалоб от задержанных (в начале апреля получил ответ, что идет проверка и меня уведомят о результатах)
- обращение к начальнику ГУВД Сергею Умнову (в начале апреля получил ответ, что полиция действовала законно, и что задержание граждан до утра в полиции также было вполне законно и целесообразно)
- депутатский запрос (вместе с коллегами по фракции) на имя губернатора Георгия Полтавченко (получили ответ, где сказано, что ОМОН привлекался правильно, и что никого из депутатов якобы не задерживали, хотя депутаты Комолова, Вишневский, Резник и Нотяг на глазах у сотен людей были отправлены в полицейские автобусы, а Комолова была доставлена в отделение полиции и на нее был составлен протокол). Также в ответе говорится, что администрация, оказывается, «не препятствует» гражданам в проведении мирных собраний. Такой ответ рассматриваю, как стремление губернатора вывести из-под какой-либо ответственности тех чиновников, которые постоянно препятствуют гражданам в реализации их права на свободу собраний Запрос и ответ на него – здесь: http://www.assembly.spb.ru/authors/show/635516514/1/109
По просьбе задержанных граждан, чьи дела рассматриваются в мировых судах, я предоставил им несколько десятков справок за своей подписью на депутатском бланке о том, что 5 марта они были на Исаакиевской площади на встрече со мной, как с депутатом, но были грубо задержаны полицией. Надеюсь, что эти бумаги помогут им выиграть дела в судах.
После истории с массовыми задержаниями мы несколько раз пытались пригласить на заседание Законодательного Собрания Сергея Умнова и вызвать на него «силового» вице-губернатора Валерия Тихонова, чтобы выразить ему недоверие (проект постановления был внесен от трех фракций - «Яблока», СР и КПРФ). Но в итоге проект просто сняли с повестки дня. Подробно эта история описана в «Новой газете» http://www.novayagazeta.spb.ru/2012/18/1.
Встреча с Умновым и Тихоновым все-таки состоялась – 30 марта в Мариинском дворце, но не на пленарном заседании, а в Белом зале и без прессы и телевидения. Некоторые подробности – в статье в «Новой газете» http://www.novayagazeta.spb.ru/2012/23/4. Мой рассказ об этом в эфире «Эха Петербурга» - http://www.echomsk.spb.ru/programmes/?letter=%D0%A0
2. Работа в комиссии по городскому хозяйству.
На протяжении всего месяца каждый вторник участвовал в заседаниях рабочей группы по зеленым насаждениям – обсуждали вопросы о включении или исключении скверов из перечня зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) и перечня внутриквартальных скверов. Большая часть вопросов – включение новых скверов по результатам инвентаризации, проходит спокойно. Споры вызывают, естественно, вопросы исключения или корректировки границ. Наиболее бурно проходило обсуждение по кварталам, подлежащим реновации – заседаниие рабочей группы состоялось 6 марта. Подробности – на «Фонтанке»: http://www.fontanka.ru/2012/03/06/119. Я выступал за обязательное сохранение тех скверов, которые окружены домами, не идущими под снос: в противном случае, получается, что жители этих домов только ухудшают свои условия жизни. Их скверы нужны для того, чтобы построить там дома для тех, кого переселяют из сносимых домов – но почему проблему одних жителей надо решать за счет других? Получается (о чем я говорил и писал еще в 2008 году), что программа реновации превращается в банальную «уплотнительную застройку». Тема получила продолжение – на заседании 22 марта наша комиссия приняла проект обращения к губернатору с просьбой о приостановке реализации всей программы реновации, и пересмотре проектов планировок. Информация в СМИ о нашем решении: http://www.fontanka.ru/2012/03/22/078, http://www.assembly.spb.ru/files/material_3520/кп%20в%20спб.jpg. Кроме этого, я запросил председателя комитета по строительству Вячеслава Семененко о планах мероприятий по реновации по всем кварталам – в этих планах должен быть указан перечень домов, подлежащих сносу, порядок переселения, и другие данные.
20 марта на рабочей группе по ЗН возник спор относительно сквера на улице Верности, д. 46 – его пытались исключить из перечня в связи с запланированным строительством школы. При этом жители собщили мне, что необходимости в строительстве школы там нет, что вокруг уже 30 лет не строили новых домов, а в сквере находится замечательно благоустроенная детская площадка.
Вопрос об исключении сквера из перечня удалось отложить, а 23 марта я поехал на место, поговорил с жителями и муниципалами. Все они подтвердили необходимость сохранения сквера. Договорились, что мне пришлют письма об этом (ТСЖ «Верность» уже прислало), и я буду обращаться к губернатору с просьбой об отмене решения о строительстве школы.
3. Мои законодательные инициативы.
Внес на рассмотрение депутатов проект изменений к Градостроительному кодексу (точнее, к его 40-й статье), который в феврале обещал подготовить.
Суть проекта: запретить отклонения от предельных параметров разрешенного строительства по высоте - установить, что разрешения на отклонения от предельных параметров в части увеличения предельного количества этажей или предельной высоты зданий, строений, сооружений предоставляться не должны вообще.
Что касается разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения минимальных отступов от границ земельных участков и увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка, то в законопроекте предлагается установить, что они могут предоставляться в пределах 10 процентов от значения соответствующих предельных параметров. Пояснительная записка – здесь: http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/706157880
Одновременно с внесением проекта, я направил запрос в КГА с просьбой предоставить мне информацию обо всех заявках застройщиков на предоставление разрешений на отклонения, и решениях, которые приняты КГА по этим заявкам.
4. Обращения к должностным лицам по различным городским проблемам.
В марте направил обращения:
- губернатору - по ситуации с Придорожной аллеей (сохранение зеленой зоны и недопустимость строительства автостоянки)
- прокурору города - о строительстве на Аптекарской набережной и нарушениях законодательства при этом
- губернатору - о строительстве жилого дома на месте велотрека «Буревестник» и учете мнения жителей, протестующих против строительства
- председателю КГИОП – о предоставлении материалов историко-культурной экспертизы археологических объектов Охтинского мыса
- в Росприроднадзор, в КГА и Комитет по природопользованию – по «Яблоновскому саду» (продолжаю добиваться организации там зеленой зоны и ее благоустройства)
5. Депутатские запросы.
В марте направил губернатору два депутатских запроса:
- о разгоне митинга 5 марта на Исаакиевской площади (коллективный запрос от всей фракции, упомянут выше)
- о проведении повторной экспертизы археологических объектов Охтинского мыса
Больше направить не успел, потому что было только два заседания ЗС в этом месяце. Говорят, что есть планы заседать только раз в две недели. «Яблоко» будет категорически против: у нас в перечне около 200 проектов, которые надо рассматривать.
6. Работа с избирателями.
В течение месяца вел работу с избирателями, вместе с помощниками отвечал на письма и запросы. Поскольку выделенную мне приемную пока так и не оформили, 29 марта проводил прием в помещении общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», за что им огромное спасибо. 12 апреля буду проводить прием там же. Перед этим обратился к муниципальному совету «Владимирский округ», попросил дать мне возможность провести прием у них в помещении. Получил отказ. Подробности – в моем блоге на сайте «Эха Петербурга»: http://www.echomsk.spb.ru/blogs/vishn/5150.php
7. Разное.
Законодательное Собрание делегировало меня в состав комиссии Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Правительстве СПб и в состав Городского штаба по благоустройству. 24 марта был на проводах Марины Евгеньевны Салье, светлая ей память. Увы, я - единственный из депутатов ЗС, кто пришел с ней проститься…