Президентский совет по правам человека и развитию гражданского общества поддержал наши основные требования – немедленной отставки Чурова, переформирования избирательных комиссий ещё до президентских выборов и проведения досрочных парламентских выборов. Это важно, и дело здесь не в юридической силе, на отсутствие которой у решения президентского совета ссылаются некоторые официальные лица. Сила этих требований – сила жизни и члены президентского совета это почувствовали.
Как реализовывать эти инициативы – отдельный вопрос, требующий не просто обсуждения вообще, а создания механизма обсуждения и выработки решений. В нём должны участвовать и общество и власть. Это не «площадка для диалога», не некая нейтральная территория для встреч, а именно постоянно работающий механизм. Главное условие работы – наличие у всех сторон понимания того, что:
Во-первых, перемены неизбежны, и за них не удастся выдать частичные уступки, «некоторые шаги навстречу» и иные разновидности «косметического ремонта». Это должен быть настоящий Евроремонт.
Во-вторых, перемены не сводятся только к персональным отставкам, перестановкам, уходам и приходам. Нужна работа по созданию институтов, которых в России либо никогда не было, либо они никогда не были полноценными.
При этом обсуждать нужно весьма широкий круг вопросов. Если говорить о новых выборах, то это не только изменение состава комиссий, возможность и сроки проведения новых выборов, но и условий, на которых они будут проводиться.
Недостаточно говорить о необходимости проведения новых выборов после того как в действие вступят новые правила их проведения. Нужно обсуждать сами правила. В выступлении Медведева о новой системе выборов было сказано мало и невнятно: «пропорциональное представительство по 225 округам». Многие восприняли это как возвращение к «одномандатникам» 90-х и смешанной системе. Если понимать сказанное буквально, то речь идёт о другой системе – биноминальной, как в Чили, когда голосуют за партии, но в парламент проходят два депутата от округа, представляющие партии, получившие наибольшее количество голосов. И в том и в другом случае, система оказывается максимально выгодной для партии власти и второй по числу голосов партии. Это сводит на нет эффект от резкого облегчения порядка регистрации.
Может быть, будет ещё какой-то вариант, гадать сейчас нечего. Главное – любой предложенный вариант – это не новые правила, по которым надо проводить новые выборы, а предмет для обсуждения. Возможно, президентское предложение окажется совсем негодным. Тогда надо будет обсуждать уже не его, а наиболее справедливые правила выборов, позволяющие как можно более адекватно отражать мнение общества.
В любом случае необходимо создание постоянно работающего механизма обсуждения этого и других не менее важных вопросов.