17 октября 2011
Живой журнал Глеба Ситникова

Глеб Ситников:Отчет о поездке в Калмыкию

Меня окончательно застыдили тем, что я решил выдвинуться кандидатом от Республики Калмыкия, где никогда не был. На самом деле, ничего я не решал, а всё бремя ответственности за это решение лежит на Съезде. Но так или иначе, а побывать в Калмыкии мне в любом случае давно хотелось, и спасибо тем, кто придумал направить меня именно туда.

От идеи поездки автостопом пришлось отказаться ввиду холодной погоды и передвигаться цивилизованным способом, а именно на автобусе, поскольку поезда из Москвы в Элисту не ходят. Вопреки написанному на сайте, дорога заняла не 24, а всего 18 часов, и с самого утра я уже бодрым шагом шёл по Элисте. За день удалось обойти весь город, благо насчитывает он всего 100 тыс. жителей.

Достопримечательностей совсем не много. Главная из них - Центральный Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», построенный в 2005. Несмотря на попытки воссоздать древность, чувствуется, что это новострой, а сами калмыки считают его "неправильным" и не ходят в него. Особенно заметно разительное несоответствие между великолепным убранством Хурула и нищетой близлежащих домов.



Более старый и почитаемый Хурул "Сякюсн сюме" находится в 8 км от Элисты, куда я добрался на маршрутке. На момент посещения он оказался закрыт. После этого я попробовал калмыцкую кухню в находящемся рядом кафе, стилизованном под юрту. Первое блюдо называлось Махан-шёлтягян и оказалось обычной говядиной с луком в бульоне. Также был калмыцкий чай, или джомба, про который при первом глотке я подумал, что это суп.



В этот день я три раза подходил к офису регионального отделения и трижды никого там не находил. Отчаявшись переночевать бесплатно, я отправился искать гостиницу подешевле. Хождение по городу в сумерках с двумя рюкзаками оказалось ошибкой, так как они явственно выдавали во мне приезжего и привлекали внимание местных криминальных элементов.

Ко мне пристал некий гражданин и начал требовать 200 рублей, причём не какой-то бедный и несчастный проситель милостыни, а прилично одетый человек лет 30 бандитской внешности. Я сказал, что ничего не дам, на что он попытался меня затащить в какой-то тёмный переулок и начал угрожать. Однако в борьбе с полицейским беспределом у меня сложился опыт противодействия таким попыткам, поэтому пихнув его как следует и стараясь не ввязываться в дальнейший конфликт, я продолжил двигаться в нужном мне направлении. Видя, что в одиночку со мной не совладать, грабитель не сдался и начал названивать своим дружкам, следуя рядом со мной. По счастью, на нашем пути стояла машина ДПС, сотрудника которой я попросил вызвать наряд полиции, однако к моменту их появления нарушитель порядка успел скрыться.

С однопартийцами мне удалось встретиться на следующий день. Мне рассказали о работе регионального отделения, о сборе подписей (их собрали более 4 тысяч), о подготовке к выборам. Оказалось, что они не знали о необходимости выдвинуть от своей региональной группы трёх человек, а выдвинули только одного - председателя отделения Кардонова Валерия Тимофеевича. Это и стало причиной того, что Сергея Менжерицкого и меня направили к ним в качестве технических кандидатов.Всего в отделении 530 человек, из них на акции ходят только 5. Акции проводят нечасто, в основном дублируют те, что спускают из Москвы. Что касается местных проблем, то население боится обращаться в "Яблоко", а сами яблочники не проявляют инициативы без специального указания федерального руководства. Власть относится к партии негативно-нейтрально, после отставки Илюмжинова давление на отделение несколько уменьшилось.

Оказалось, что в регионе есть некоторое количество молодых яблочников, из них вполне можно было собрать 10 человек и открыть "Молодёжное Яблоко". "В принципе, молодёжь у нас есть, особенно раньше было много, но создать молодёжную фракцию никому не приходило в голову" - так мне пояснили. К сожалению, в течение моего пребывания в Элисте собрать этих людей не удалось, но мне пообещали, что в течение месяца вопрос может быть решён.

Пока я находился в Элисте, туда нагрянул Жириновский с двухдневным визитом. Об этом подробно рассказывали на всех официальных местных каналах, и понятно почему. Вот что пишет об этом газета "Известия Калмыкии":Как подметил Владимир Вольфович, наша республика, в отличие от других регионов, в коих, по его мнению, сохраняется депрессивное настроение, развивается, причем с каждым годом все успешнее. «В этом мне видится заслуга первого президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова - самого молодого руководителя России девяностых годов, которому за вклад в развитие региона пора давать госпремию, о чем наша фракция будет ходатайствовать», - заявил Жириновский.

Похоже, что на старости лет политика подводят зрение и слух, если он не видит нищеты, разбитых дорог и разваливающихся домов Элисты, и не слышал требований калмыцкого народа об отставке Илюмжинова, с которыми они выходили на многотысячные митинги. И тем более мне непонятна позиция тех, кто ругал Митрохина, когда тот написал в своём блоге"Как врёт Жириновский" . Мочить их надо всех, и ЛДПР, и СР, и ПД, мочить все эти пропутинские структуры, потому что они все несут ответственность за происходящее в стране наравне с ЕР.

Вообще в Республике любопытная политическая обстановка. Все понимают, что бедственное положение региона напрямую связано с партией власти. Опасаясь полного проигрыша, от которого даже фальсификации не спасут, единороссы по всему городу развесили плакаты "Если ты за Путина - значит, ты за Фронт", "Дороги Калмыкии - дороги Единой России" и проч. Откуда это финансируется, никому неизвестно, на плакатах об этом ничего не сказано, что является нарушением избирательного права. По этому поводу я обратился к Прокурору РК, жду ответа.

Коммунистов-сталинистов в Калмыкии ненавидят за то, что Сталин в 1943 депортировал калмыков в Сибирь по обвинению в сотрудничестве с фашистами, где многие погибли. Жириновского, который кричит, что ЛДПР за русских, в Калмыкии, как и в других республиках, тоже не любят, потому что большинство (53%) составляют калмыки. У эсеров произошло восстание против нового председателя, которого им назначил Миронов, отделение неработоспособно и погрязло в судебных тяжбах. Праводельцы и Патриоты никакой активности и вовсе не проявляют.

Из чего я могу заключить, что единственная партия, которую в Калмыкии могут поддержать через 2 месяца, - это "Яблоко". У нас могли бы быть реальные шансы получить в регионе третье или даже второе место при следующих условиях:

1) Если бы местные яблочники заняли более активную позицию и не только выполняли указания из Москвы, но и сами проявляли инициативу
2) Если бы федеральное руководство выделило региональной организации деньги на оплату работы наблюдателей на всех участках

Ещё в первый день я подал в мэрию Элисты заявку на проведение митинга за честные выборы, за отставку Путина-Медведева и против политики "Единой России". Уже на другой день я получил отказ, обоснованный тем, что на площади Ленина - единственной площади в городе, где можно провести митинг - недавно построен культурный комплекс "Пагода 7 дней". Одним словом, оппозиция лишилась возможности проводить в Элисте согласованные акции протеста.



Местные однопартийцы сводили меня на могилу Ларисы Юдиной, которую тут многие хорошо помнят. Зато за могилой почти никто не следит, цветы завяли, вместо земли глина и песок. Где сидят убийцы, и сидят ли вообще или их давно выпустили - этого никто не знает. Заказчики не установлены, а заниматься независимой журналистикой в Калмыкии и теперь не менее опасно.



Несмотря на формальную замену К.Илюмжинова на А.Орлова, по сути ничего в Республике не изменилось, во власти работают те же люди из команды Илюмжинова, а имя Первого Президента по сей день восхваляется в печати. Близ Центрального Хурула есть даже улица имени Кирсана Илюмжинова - правда, по официальной версии, названа она в честь двоюрдного деда нынешнего Кирсана.

Побывал я в Республиканской детской больнице, на ремонт которой было выделено 300 млн.руб., а затем строительная фирма испарилась вместе с деньгами. Судя по всему, это прошло не без ведома республиканских чиновников, организовавших конкурс на выполнение работ, и никакой проверки по данному факту проведено не было. Перед тем как своровать деньги, строители успели начать наружную облицовку здания, поэтому издалека оно производит благоприятное впечатление, зато внутри творится полный мрак.



Третью ночь я провёл в региональном офисе "Яблока", который располагается в трёхкомнатной квартире. Для ночёвки он не предназначен, и несмотря на наличие дивана, я не пожалел, что взял с собой спальный мешок.

Напоследок посетил Калмыцкий национальный музей, а также Город Шахмат, или City Chess. Это такая потёмкинская деревня, в которую привозят всех руководителей, чтобы показать, как замечательно живут в Элисте. Несколько улиц с двухэтажными домами, всё аккуратно и ухожено, как будто в Европу попадаешь. А за чертой города с одной стороны степь с колючками, а с другой Элиста с разбитыми дорогами и ветхими домами.



Больше в Калмыкии в пределах досягаемости с туристической точки зрения значимых объектов обнаружено не было. Есть заповедник "Чёрные земли", где охраняют сайгака, а также озеро Маныч-Гудило - остаток древнего протока, соединявшего Каспийское море с Чёрным. Но ехать туда надо не в одиночку и с походным снаряжением.

Изначально у меня даже была мысль побывать в двух других городах Республики: Лагани и Городовиковске. Но памятуя о неприятном инцеденте первого дня, я решил не рисковать, поскольку в районах моё пребывание могло оказаться опаснее, чем в столице. К сожалению, москвичей там сильно не любят, и как минимум пытаются разжиться на заезжих туристах.

Калмыцкий национализм довольно сильно развит, хотя сейчас и не в такой степени как при Илюмжинове. Многие калмыки гордятся тем, что эту землю им завещал ещё Чингиз-хан, а потому пытаются отделиться от России. С экономической точки зрения это совершенно невыгодно, так как бюджет Республики является дотационным, а выручки от продажи нефти и газа, которые добываются в Прикаспийской низменности, не хватает на то, чтобы покрыть расходы.

Как-либо раскрутить в РК экологическую тему не представилось возможным, поскольку серьёзных экологических проблем в ней, к счастью, не обнаружилось. А связано это с полным отсутствием производства, да и население крайне невелико. Даже с опустыниванием удалось справиться, за что Правительство Калмыкии не раз слышало похвалы в свой адрес. К сожалению, это связано с полным развалом животноводческого хозяйства в начале 90-х: скот, который раньше вытаптывал степь, превращая её в пустыню, просто съели, и пустыня заросла колючкой.

Перед самым отъездом я приобрёл книгу по Махамудре, которую читал в автобусе. Это навело меня на некоторые философские рассуждения относительно того, чем я занимался в последний год. В сентябре 2010 я вступил в партию "Яблоко", однако несмотря на первичную цель помогать людям, я вместо этого занимался пиаром лично себя и партии. Истинной мотивацией должно стать искреннее желание принести добро людям, своей стране и всем живым существам на Земле. Вообще в этом должна состоять цель жизни любого человека, но политик несёт особенную ответственность, так как способен влиять на жизнь многих людей.

Я ещё вернусь в Калмыкию. По крайней мере, для того, чтобы наблюдать за выборами. Вдруг если мы на всех участках установим наблюдателей, а на граждан снизойдёт Просветление, тогда "Яблоко" получит 90% и я стану депутатом? Всякое случается. Хотя, если честно, мне не очень-то хочется быть сейчас депутатом, во всяком случае, не в этом году. Сначала высшее образование надо закончить, а депутатом, надеюсь, ещё успею стать.

Оригинал

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Власть и оппозиция


Все статьи по теме: Власть и оппозиция