В последнее время в обществе среди противников режима развернулась активная дискуссия между сторонниками голосования за оппозицию (либо демократическую в лице «Яблока», либо вообще любую – лишь бы против «Единой России») и сторонниками бойкота (во всех его видах). Я не стану сейчас повторять аргументы тех, кто давно уже с цифрами показал, как бойкот выборов помогает «Единой России» их фальсифицировать, не стану говорить о том, что даже унесенный бюллетень играет на руку «партии власти».
Я хотел бы обратить внимание на следующие обстоятельства.
Сторонники бойкота объясняют свою позицию тем, что выборы фальсифицируют-ся, а значит, участвовать в них нельзя. При этом к переворотам и революциям они не при-зывают, а говорят о «ненасильственном протесте». Следовательно, – делаю я вывод, - целью этих людей все же является достижение ситуации, когда выборы станут более или менее честными, а бойкот – лишь средство на пути к этому.
Это либо лукавство, либо невежество (не знаю, что хуже).
Я не верю, что Немцов и «нах-наховская» компания не знает, что масштабы фальсификации выборов в России оставались примерно одинаковыми в 1996 – 2000 годах и резко выросли после 2003 года. Причина проста: демократов в Думе не стало, а значит, их представителей не стало и в подавляющем количестве избирательных комиссий России. Да, там остались коммунисты, справедливороссы и т.п., но их оппозиционность хорошо известна: громкие крики о подтасовках – и на этом все заканчивается. Юристы «Яблока», проведшие по результатам выборов не одну сотню судов, рассказывают, что ни КПРФ, ни «Справедливая Россия» не предоставили им ни одну копию протокола, несмотря на все договоренности. Так было и в 2007 году и дальше.
А к чему приведет преодоление «Яблоком» 5% барьера (да, он уже такой! – кто не знает)? К появлению одного-единственного депутата от этой партии в Думе. И сторонни-ки бойкота, рассказывая налево и направо о бессмысленности такого варианта, опять-таки скрывают самое главное. Главное – это то, что этот депутат будет иметь по закону права фракции. И дело даже не во всяких запросах и т.п. Дело в том, что «Яблоко» получит право назначать чле-нов избирательных комиссий с решающим голосом – практически по всей России. На всех уровнях.
Больше станет возможностей у властей после этого для фальсификаций?
Или все-таки меньше?
Если кто-то не понимает, я разжую дальше: конечно, у «Яблока» вряд ли найдется около ста тысяч человек, которых можно будет назначить в избиркомы (примерно такое количество избирательных комиссий разного уровня сейчас в стране). И это значит, что от «Яблока» будут назначаться – по согласованию – представители других демократических партий и движений, которые не зарегистрированы Минюстом. У них будет особенный стимул работать, так как борьба с фальсификациями на выборах – единственный шанс заставить власть признать существующее положение вещей – и зарегистрировать их. Точно так же представители самых разных демократических сил уже включаются в яблочные списки (например, представители «Солидарности» на выборах в Мосгордуму 2009 года, представители «Солидарности» и «Парнаса» на выборах в ЗАКС Санкт-Петербурга в 2011 году и т.п.). Но пока единственное, что может сделать «Яблоко» - это назначать членов комиссий с совещательным голосом. И только если зарегистрируют…
Кстати – наличие одного депутата в Думе – это значит, что больше не надо соби-рать подписи. На выборах любого уровня регистрация происходит почти автоматически.
Так с чем собираются все-таки бороться «нах-наховцы»? С фальсификациями? Или с «Яблоком»? Боюсь, что они уже определились. И давно…
Да – и еще одну вещь скрывают эти люди. История знает очень много случаев, когда люди меняли власть на выборах. Немало случаев, когда люди заставляли власти признавать фальсификации на выборах и уйти. Разумеется, бывали в истории случаи, ко-гда власть менялась не на выборах, а силовыми средствами: с помощью революции, мятежа, переворота. Но не было ни одного случая, когда бы беззаконная власть устыдилась своих граждан, бойкотирующих выборы.
Ни одного.