«Я не должна была выходить на Дворцовую площадь с мегафоном, чтобы известить о том, по каким округам я пойду избираться в муниципальные депутаты», - уверяет губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которой депутатский мандат нужен для оформления на работу председателем Совета Федерации. Мол, на этих выборах против нее «хотели выдвинуть клоунов, маргиналов, актеров, но спектакль не удался».
Примерно теми же словами, - что «нельзя было допустить превращения выборов в шоу», и что «если бы губернатор объявила, где баллотируется, туда набежали бы все городские сумасшедшие», - засекреченное назначение выборов в знаменитых теперь уже на всю страну питерских муниципалитетах «Красненькая речка» и «Петровский» объясняли и горячие сторонники Валентины Ивановны.
Нормального человека такая логика заставляет только развести руками: о чем вы, господа?
Это выборы – где политик, сколь высокое положение он бы ни занимал, не вправе решать, кому будет позволено с ним соперничать, а кому – нет. А если он вправе это решать, то это уже не выборы. И оценивать соперников политик тоже не имеет права: не он, а избиратели решают, кто «клоун» или «маргинал», а кто – нет. И, кстати, нередко их представления об этом решительно расходятся с представлениями ВИП-кандидатов.
Что касается Дворцовой площади – конечно, от губернатора никто не требовал, чтобы она выходила туда с мегафоном и сообщала, где будет баллотироваться. Было бы вполне достаточно, если об этом сообщили иначе – но так, чтобы о том, где собирается участвовать в выборах Валентина Матвиенко, знал еще кто-то, кроме нее самой и лиц, посвященных в эту комбинацию. Чтобы для выяснения того факта, что выборы вообще проводятся, не требовалось оперативно-розыскных мероприятий. И чтобы о проведении выборов подавляющая часть граждан не узнавала лишь через четыре дня после окончания выдвижения кандидатов…
Все это – элементарные вещи, которые как-то даже неудобно объяснять столь опытному политику, как Валентина Матвиенко.
Но, возможно, она искренне верит в то, что сейчас говорит.
Возможно, она искренне верит, что гардеробщицы, наладчики с железной дороги, торговые агенты «Кока-Колы» и временно неработающие граждане – это достойные уважения соперники. А политики, избиравшиеся депутатами Законодательного Собрания, адвокаты, преподаватели вузов, журналисты и общественные деятели (стремившиеся конкурировать с губернатором, но так и не узнавшие о проведении выборов) – «клоуны и маргиналы».
Что же, нет сомнений, что весной 1989 года в Ленинграде на выборах народных депутатов СССР члены бюро обкома КПСС тоже искренне считали «клоунами» или «маргиналами» тех, кто бросил им вызов. Вот только после выборов их, как известно, постигло жестокое разочарование. «Гореть вам в огне из больших резолюций, начальники города трех революций», - пели тогда на уличах северной столицы…
Кстати, зампред Ленгорисполкома Валентина Матвиенко тогда по одномандатному округу не баллотировалась. Она предусмотрительно выдвинулась в народные депутаты СССР по квоте Комитета советских женщин.