Заметка 5 октября 2007 г.
В “холодной войне” информационное общество победило пропагандистское. Сейчас при абсолютном избытке информации информационного общества не стало. К информации идиосинкразия. Сегодняшний “пост-пост-модернизм” состоит в насмешливо-отстраненном отношении к морали и - к информации. Мнение может быть вообще не связано с действительностью, причем осознанно: к действительности нет интереса, и есть уверенность, что она формируема в мере, достаточной для того, чтобы тот, кто этим занимается, испытывал ощущение безопасности от этого процесса формирования действительности. Демагогия вновь становится исключительно важным фактором. В сегодняшнем “постинформационном” обществе манипулировать большинством может оказаться почти также легко, как в полуграмотном квартале середины 20-го века. (Очень существенные, но лишь частные примеры тому - Чечня и Ирак).
Заметка 28 июня 2008 г. (о России)
У нравственной жизни есть два крыла: дисциплинарно-охранительное и креативное. Второе без первого превращается в суету и измену принципам, первое без второго - в глубинный провинциализм, мракобесие. По множеству причин, духовная энергия Великороссии, самые сильные по мощности ее проявления в народном духе, имели и имеют опасное тяготение к крену в сторону дисциплинарно-охранительного начала. Отсюда соблазнительная скучность и бесцветность русской традиции, ее жесткость и циничность, бесплодность во многих созидательных смыслах этого слова. Отсюда же и парадоксальный на первый взгляд хаос, беспорядок, крайний индивидуализм “русской души”: как писал Г.П.Федотов, максимализм всегда оборачивается минимализмом. Конформизм сделался важнейшей русской “национальной чертой”.
Заметка 28 июня 2008 г. (о России)
В России никогда не было среднего класса в “общеевропейском” понимании. Зато со времени Екатерины Второй был поощряемый слой независимых интеллектуалов, призванных оказывать влияние на общество и на власть. Отсюда выросла “интеллигенция”: люди правые, левые, центристы, но - с широким образованием и кругозором, активно и независимо мыслящие, ощущающие призвание и ответственность влиять на судьбу общества. Этот слой активно использовала, поработила советская власть. Но она его не уничтожила как слой. Сила творческого языка и творческий кругозор не атрибутировались чиновникам, и они на это не претендовали. Их дело было жестко контролировать. Сейчас чиновник стал не контролером, а владельцем слова, он напрямую формирует массовую ментальность. То, что он раньше делал через Шолохова, Федина, Чаковского, теперь делает сам. В условиях такого феномена нам предстоит существовать. Такое положение дел вовсе не означает, что оно катастрофично для творчества и независимой мысли и что оно хуже той перспективы, которая в этом плане вырисовывалась при советской власти. Просто это положение вещей требует своего существенно нового осмысления. Конформизм в силу многих причин издавна был и остается “национальной чертой” Великороссии. Создающаяся ситуация отсутствия среднего класса при исчезновении интеллигенции не способствует изменению такого положения.
Заметка 29 июня 2008 г. (о России)
В существующей организации общества многоголосье не предусматривается, подсознательно работают самозащитные охранительные механизмы массовой психологии. Массовое сознание “знает” или боится, что не найдет в себе чувства меры, чтобы в условиях законного плюрализма политических мнений не впасть в крайность брутальной анархии мысли и решений вместо сегодняшнего брутального единообразия. Потому что мысли на массовом уровне нет на самом деле.
Заметка 30 июня 2008 г. (о России)
Результатом тотального духовного отравления окружающего мира стала катакомба или полукатакомба, подпольное существование души. Такой способ существования в какой-то степени представляет собой защиту правды и свободы от греха и насилия окружающего мира, но одновременно это среда, создающая маргинализирующую человеческую душу охранительную дисциплину, делает акцент на воспитании поведения и поведенческих правил вместо построения “линии человеческой души”. Двойная жизнь, будь то в катакомбе, полукатакомбе или во вполне официальной тоталитарной среде воспитывает поведение, но не развивает душу. Результат этого - сплошное бездушие.
Заметка 6 июля 2008 г. (о России)
Россия издавна страна с непропорционально большой ролью социального “низа”, и в количественном плане, и в плане общенационального стиля жизни.
(Кстати, социальный запрос на “Аншлаг” из этой же области).
Заметка 19 августа 2008 г. (о России)
Нашел в Интернете: “политика агрессивного изоляционизма” и “политика передразнивания”
Заметка 19 августа 2008 г.
Интеллектуалам свойственно в других видеть тоже интеллектуалов, в том числе и целые народы.
Заметка13 февраля 2009 г. (отношения России и США)
Для России и США не годится партнерство “по случаю”, как это было с середины 90-х годов и остается до сего времени, это путь к высокой вероятности абсолютно бессмысленного стратегического противостояния и конфликта. Необходима стратегия и политика настоящих, полноценных союзнических и дружественных отношений (что вовсе не означает постоянного согласия друг с другом во всем). А для этого России необходимо изменить курс и стиль своей политики не меньше, чем президент США ставит своей задачей изменить курс и стиль политики своей страны.
Заметка 27 декабря 2009 г. (о сталинизме)
Могу посмотреть на происходящее вот с какого ракурса. Сталинизм - это не жертвы в первую очередь, жертвы - это результат. Сталинизм - это возведенный в личный культ каждого человека антидемократизм, тотальная диктатура самоутверждения. Все вокруг самоутверждающихся “лидеров” мелко-чиновнического склада определено жлобским ранжиром, кто имеет право на мнение и суждение, а кто нет, и это независимо от того, какое направление лозунгов данные “лидеры” представляют. Парадоксально, именно такой тип взаимоотношений становится доминирующим как раз сейчас, он “пророс” из сталинского времени, когда так и не смог стать всеобщим. А сейчас - может.
Заметка 27 декабря 2009 г. (о российской политической диспозиции)
Россия сейчас хочет быть одновременно как Советский Союз, США, Европа и еще что-то отдельное и особое, что в целом формирует очень психологически странный и провинциальный феномен.
Если что сегодняшняя Россия унаследовала в плане “констант ментальности” от времени до 1917 г., так это провинциализм и выспренность выражения некоторых сословий, доведя это до вздора.
Заметка 6 января 2010 г. (о ролевых играх)
В Москве отношения между людьми за последние 20 лет приобрели почти обязательную “четвертую стену”, это почти всегда ролевая игра, некоторое “кривляние”, скрытое выяснение, кто главный. Такого в столь вульгарной форме не было в советское время. Была жесткая формальная иерархия, очень жесткие правила, но люди не занимались постоянным “позиционированием”, “знаковой политикой” все между собой. Тотальное бандитство с этими всеми неформальными прибамбахами проявилось где-то году в 1984.
Заметка 6 января 2010 г.
В мире “главнее” тот, кто заплатил, а у нас - тот, кому заплатили. Поэтому артист учит жить зрителей, а футболист - болельщиков, а менеджер торгового зала хамит покупателям, даже теряя на выручке.
Заметка 6 января 2010 г.
У нас есть две партии: провинциально-социалистическая и периферийно-капиталистическая.
Заметка 6 января 2010 г. (о миссии “Яблока”)
Политика - это агитация, распространение взглядов, иногда “миссионерство”. Диссидентство - это другая задача, не предполагающая агитации борьбы, прогноза, это исповедничество, хранение себя и окружающих от лжи, это задача думать правду, говорить правду и при этом минимально навредить. Это уход в себя и внутрь своей общины, когда другого способа не лицемерить не существует. Подходы противоположны.
Политик привлекает к себе, агитирует в толпах. Диссидент не стремится к себе привлечь, но, наоборот, испытывает приходящих и с полным пониманием относится к тому, что быть рядом с ним небезопасно и бесполезно с практической точки зрения.
Парадокс в том, что такой общности как “Яблоко” в нынешних условиях следует сочетать и то, и другое.
Заметка 25 января 2010 г. (о провинциальности РФ)
РФ вряд ли распадется по “схеме” Российской империи и СССР на отчетливые политические фрагменты. От этого ее защищает вопиющая провинциальность. Распад имперрии и СССР - результат их несоответствия той сверхзадаче, которую их “политические элиты” ставили перед ними. РФ - структура, не имеющая сверхзадачи, охранительная, и грозит ей другое и гораздо исторически худшее: превращение в “несостоявшееся государство”. Провинциальность - это такой феномен, который в принципе не преодолим усилиями “снизу”. Это такая устойчивая массовая субкультура, когда весь мир ограничен только собственным стереотипом существования. Для преодоления провинциальности, выживания за счет самоизоляции, непременно нужны лидерские усилия кого-то из тех, кто уже оказался “наверху”. Это трагический замкнутый круг, но история знает много примеров прорывов из таких ситуаций.