ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Правопорядок и законность
Правовая политика
Российское государство не сможет долго сохраняться в том плачевном и
полуразваленном состоянии, в котором оно существует сейчас. Возможная альтернатива
— переход к окончательному хаосу и насилию либо неотложные преобразования,
направленные на излечение и укрепление всего государственного организма.
Мы выбираем второй путь.
Все нынешние проблемы — снижение жизненного уровня людей, растущая безработица,
частая сменяемость правительственного кабинета, коррупция, охватившая все
эшелоны власти, усиление сепаратизма — связаны с недооценкой и даже откровенным
игнорированием роли права, правового порядка в процессе реформирования
общественной и государственной жизни России. Настало время признать, что
реформы, не основанные на праве бесперспективны. Они отторгаются обществом.
“Яблоко” — единственная партия в Государственной Думе, последовательно
отстаивающая приоритет права над целесообразностью, идею правового государства,
государства для граждан.
Что означает “идея правового государства” для судьбы современной России?
Во-первых, верховенство не просто закона, а правового закона. Именно
правовой закон обеспечивает торжество принципов, согласно которым граждане
“могут все, что им прямо не запрещено законом”, а чиновники — “только то
и так, что и как им законом разрешено”.
Во-вторых, такое распределение полномочий между органами государственной
власти, которое делает невозможным злоупотребление ими. Власть должна знать
о своей наказуемости, а не верить в собственную безнаказанность.
В-третьих, независимый от исполнительной власти справедливый и уважаемый
обществом суд.
Что получат граждане от реализации идеи и принципов “правового государства”?
Граждане получат право на достойную человеческую жизнь, ибо в правовом
государстве:
-
закон не мешает, а помогает человеку жить, учитывая естественные различия
людей по возрасту, полу, состоянию здоровья, социальному и материальному
положению;
-
реализация общегражданских прав и свобод зависит от желания и воли самого
человека, а не от произвола чиновника;
-
власть подзаконна и ответственна перед законом и судом так же, как и простой
гражданин;
-
суд справедлив и служит закону, а не власти.
Конституционная реформа
Время, минувшее с момента принятия новой Конституции, подтвердило, что
мы были правы, когда в 1993 году указывали на серьезные опасности, заложенные
в ней. Конституция составлена так, что легко позволяет ее нарушать. Очень
опасно, что власть уходит в руки людей, не имеющих на нее законного
права.
Конституция должна дать гражданам гарантию того, чтобы все избранные
ими органы и должностные лица, включая президента, действовали строго в
рамках Конституции и законов.
Отчетливо сознавая пробелы и дефекты действующей Конституции, "Яблоко"
возражает против ее коренной перекройки, выступает за осторожный и взвешенный
подход к конституционной реформе. Мы считаем неактуальным форсированный
созыв Конституционного собрания и решительно отвергаем любые способы изменения
Конституции, не предусмотренные в самой Конституции. Корректировка Конституции
должна начинаться с обсуждения отдельных, точечных поправок, по которым
уже сейчас можно добиться широкого общественного согласия. Эти поправки
должны затрагивать все основные несущие конструкции власти: институт президента,
парламент, правительство, судебную систему. Необходимо утвердить реальный
баланс всех ветвей власти, создать механизи их взаимного сдерживания от
выхода каждой из них за пределы своих конституционных полномочий.
"Яблоко" разработало и внесет на рассмотрение парламента и общества
ряд приоритетных поправок к действующей Конституции. В их развитие мы внесем
также проекты отдельных законов по государственному устройству. Эти поправки
и проекты законов предусматривают:
-
реальное разграничение полномочий между законодательной, исполнительной
и судебной властью, введение положений, предотвращающих возможность присвоения
одним органом государственной власти полномочий других органов;
-
четкое определение полномочий и ответственности президента;
-
предоставление парламенту достаточных контрольных полномочий;
-
изменение порядка формирования Совета Федерации;
-
правительство – единая команда во главе с председателем, который назначается
и смещается президентом с согласия Государственной Думы;
-
обеспечение подлинной независимости суда, создание механизма и условий,
гарантирующих безусловное выполнение судебных решений;
-
реализация федеративных принципов построения нашего государства, пресечение
сепаратизма, своеволия местных властей и торга между федеральной властью
и властями регионов;
-
упрочение конституционных гарантий местного самоуправления.
Президент. “Яблоко” считает не отвечающим современным условиям переход
к парламентской республике и тем более – упразднение поста президента.
В то же время на фоне слабости политической оппозиции в России, а также
традиционной неспособности власти к самоограничению личный произвол президента
не просто возможен, – он неизбежен. Совершенствование института президента
должно быть направлено на повышение ответственности президента за добросовестное
и законное исполнение им своих конституционных полномочий. Мандат, полученный
президентом на всеобщих свободных выборах, однако, должен быть четко ограничен
конституционными условиями и не может подвергаться расширительной интерпретации.
Только строгое соблюдение этих условий может гарантировать президенту пребывание
у власти в течение всего срока, на который он избран. Поправки в Конституцию
и проект закона о президенте, подготовленные “Яблоком”, предусматривают:
-
гарантом соблюдения Конституции, обеспечения прав граждан должен быть не
единолично президент, а вся система государственных институтов;
-
“указное право” должно быть подчинено закону и действовать строго в его
рамках;
-
президент не вправе ни уклоняться от исполнения своих конституционных полномочий,
ни выходить за их пределы, ни отправлять их произвольно, не вступая в диалог
с обществом и парламентом;
-
администрация и иные вспомогательные органы, создаваемые президентом, должны
быть лишены возможности захватывать властные полномочия и тем более – превращаться
в параллельное правительство;
-
должен быть предусмотрен четкий и неукоснительный порядок передачи полномочий
президента (и досрочных выборов) во всех случаях, когда президент в силу
тех или иных причин не может их осуществлять;
-
должны быть детально проработаны в законе условия и процедура отстранения
президента от должности; импичмент не должен быть легко осуществимым, но
– возможным и реальным.
Необходимо повысить роль и ответственность Правительства РФ в процессе
исполнения законов. Правительство станет ответственным за свои действия,
когда оно будет самостоятельным при принятии управленческих решений и подотчетным
именно в этих пределах перед парламентом. Между тем, конституционный принцип
согласования кандидатуры председателя правительства между президентом и
Государственной Думой подменяется навязыванием Думе единственной кандидатуры
под угрозой ее роспуска. Министры имеют различный статус, важнейшие министерства
выведены из-под руководства председателя правительства. Ни правительство
в целом, ни отдельные министры не защищены от смещения, нередко осуществляемого
под давлением различных групп влияния, не имеющих конституционного статуса.
“Яблоко” подготовило поправки в Конституцию и конституционный закон
о правительстве, которые предусматривают:
-
повышение роли правительства в структуре исполнительной власти;
-
необходимость представления президентом новых кандидатур на пост председателя
правительства в случае отклонения Государственной Думой ранее представленных
кандидатур;
-
при утверждении кандидатуры председателя правительства Государственной
Думе должны быть представлены не только основные положения правительственной
программы, но и предложения по назначениям на ключевые министерские посты;
-
должен быть установлен перечень требований, предъявляемых к кандидатам
на посты федеральных министров;
-
отставка действующего правительства или его председателя по инициативе
президента осуществляется с согласия Государственной Думы, при этом должна
быть предусмотрена конституционная процедура разрешения возможных споров;
-
все без исключения назначения и смещения министров могут производиться
лишь с согласия председателя правительства, которому они все подчинены
на равных основаниях;
-
должны быть четко определены меры и формы ответственности правительства
перед Федеральным Собранием.
Парламент. “Яблоко” не питает никаких иллюзий ни по отношению к
современному этапу становления российского парламентаризма, ни тем более
– по отношению к составу и деятельности Федерального Собрания. Законодательная
работа парламента оставляет желать лучшего, увлечение политическими декларациями
чрезмерно, претензии на вмешательство в работу правительства, особенно
в сфере внешней политики, недопустимы, а клоунада отдельных депутатов и
фракций, широко тиражируемая средствами массовой информации, не раз выставляла
высший законодательный орган на посмешище.
Тем не менее, мы считаем, что парламент уже сегодня и в особенности
в перспективе является важнейшей составной частью демократической российской
государственности и решительно выступаем против всех попыток умаления роли
и дискредитации парламента в глазах общества, исходящих, как из него самого,
так и извне. Депутаты от "Яблока" внесли вклад в законотворческую работу
Государственной Думы, в определение взвешенных позиций по острым политическим
вопросам, вклад, значительно превышающий их численность. Эта работа будет
продолжена.
Государственная Дума. Поправки в Конституцию, проект закона о
Федеральном Собрании, поправки в регламент Государственной Думы, в закон
о статусе депутатов, предлагаемые “Яблоком”, предусматривают:
-
восстановление и реализацию контрольных функций Государственной Думы по
отношению к исполнительной власти посредством повышения статуса и расширения
полномочий на проведение парламентского расследования;
-
увеличение влияния на порядок формирования и отставки правительства;
-
обеспечение прозрачности для общества всех сторон работы и организации
Государственной Думы;
-
рационализацию внутренней организации палаты и приведение ее в соответствие
с ее законодательными полномочиями;
-
регламентные изменения, расширяющие права меньшинства, всех депутатов в
разработке законов и принятии решений;
-
уточнение гарантий депутатской деятельности, рамок депутатской неприкосновенности,
исключение излишеств, раздражающих общество;
-
замена льгот, предоставляемых депутатам через аппарат Государственной Думы
и Управление делами Президента, индивидуальным финансированием деятельности
каждого депутата в разумных границах, что приведет к реальному сокращению
государственных расходов.
Совет Федерации. Согласно Конституции РФ, Совет Федерации обладает
не менее значимыми полномочиями, чем Государственная Дума. Он является
одним из участников законодательного процесса. Кроме того, Совет Федерации
наделен рядом исключительных полномочий, которые не принадлежат более никому.
В то же время введенный в 1995 г. порядок формирования Совета Федерации
поставил под угрозу судьбу российской государственности, одним махом перечеркнув
принципы: и верховенства федерального закона над региональной властью,
и независимости федеральной судебной власти от исполнительной, да еще и
региональной вдобавок, власти; и ответственность региональной исполнительной
власти перед законом и судом. Новый порядок формирования Совета Федерации
должен быть таким, чтобы при принятии федеральных законов интересы федерации
не подавлялись интересами региональной властной элиты, законодательные
полномочия не сливались с полномочиями исполнительной власти, а руководители
регионов не загораживались бы от закона и суда статусом членов Совета Федерации.
“Яблоко” предложит поправку в Конституцию, предусматривающую восстановление
статуса Совета Федерации как палаты парламента, избираемой непосредственно
гражданами. До того, как она будет проведена, мы внесем проект закона о
формировании Совета Федерации, согласно которому кандидаты в члены Совета
Федерации, в соответствии с действующей Конституцией, выдвигаются органами
законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации (с соблюдением
прав меньшинства), а избираются их гражданами.
Избирательная система. Задачи, которые были поставлены в области
избирательного законодательства в нашей программе 1995 г., в значительной
мере выполнены. Основной вклад в эту работу внесли депутаты и эксперты
фракции “Яблоко” в Государственной Думе. В новом парламенте, в законодательных
органах субъектов Российской Федерации мы будем:
-
отражать попытки ревизии фундаментальных основ существующей избирательной
системы, в том числе избрания депутатов Государственной Думы по спискам
избирательных объединений и по одномандатным округам в равной пропорции;
-
совершенствовать законодательный механизм, пресекающий фальсификации и
манипулирование волей избирателей, повышающей ответственность должностных
лиц, средств массовой информации, всех участников избирательного процесса
за нарушение “правил игры”, ограничивающий ведомственное нормотворчество
избирательных комиссий, предотвращающий отмывание “грязных” денег
в ходе избирательной кампании;
-
добиваться соответствия избирательных законов, принимаемых в субъектах
Российской Федерации, нормам и гарантиям, содержащимся в федеральном законодательстве;
-
выступать с инициативой кодификации избирательного законодательства.
“Яблоко” будет выступать и поддерживать все общественные инициативы, направленные
на проведение честных и чистых выборов, создание системы действенного общественного
контроля за организацией и проведением выборов, подведением итогов голосования.
Мы подчеркиваем: даже самое совершенное избирательное законодательство
не будет действовать, если в процесс подготовки и проведения выборов не
будут вовлечены многие тысячи активистов: членов избирательных комиссий,
наблюдателей, членов избирательных штабов и команд политических партий
и кандидатов. “Яблоко” внесет свой вклад в подготовку, организацию и обучение
такого актива.
Федеративная политика
Единство России может быть обеспечено только на пути рациональной децентрализации
государственной власти, распределения ее между федерацией и ее субъектами,
укрепления федеративных структур.
Федерация обязана обеспечить:
-
защиту безопасности граждан и государства, территориальной целостности
Российской Федерации;
-
защиту равных прав и свобод гражданина на всей территории России;
-
соблюдение субъектами федерации принципов демократии, разделения властей
и прав местного самоуправления;
-
единое экономическое пространство страны;
-
единообразие межбюджетных отношений Центра и регионов;
-
последовательное сближение стандартов уровня жизни;
-
укрепление единой системы правоохранительных, судебных и надзорных органов;
-
единое культурно-информационное пространство страны и единство минимального
стандарта образования;
-
единство экологических стандартов, обеспечивающих сохранение среды обитания.
Субъектам федерации должны быть переданы все полномочия, которые
они в силах реализовать, не нанося ущерба единству федерации.
Наши принципы:
-
равенство прав субъектов федерации, отказ от раздачи привилегий и суверенитетов;
-
конституционный характер федерации;
-
отказ от применения армии внутри страны за исключением случаев, специально
оговоренных в Конституции и законах России, и на основе законных процедур,
приоритет политических методов над силовыми;
-
осторожность и постепенность реформирования сферы федеративных отношений.
Конституционная федерация — это цель, для достижения которой нужно создать
культурные, политические и экономические предпосылки.
Федерация должна всемерно поощрять развитие межрегионального сотрудничества.
Для достижения этого необходимо:
-
поддерживать региональные ассоциации;
-
оказывать политическую и финансовую поддержку совместным проектам и программам,
представляемым субъектами федерации и союзами местных сообществ (при экспертизе
в соответствующих субъектах федерации и в Центре);
-
реформировать систему централизованного управления путем сокращения аппарата
федеральных ведомств в субъектах федерации, в том числе за счет размещения
подразделений этих органов по одному на каждый крупный экономико-географический
регион.
Мы выступаем за предельную ясность во взаимоотношениях между федерацией
и ее субъектами. Для ее достижения необходимы:
-
четкое определение порядка принятия и реализации решений в сфере совместной
компетенции Российской Федерации и ее субъектов на основе федерального
закона;
-
законодательно закрепленная процедура экспертизы законодательных актов
субъектов федерации (в рамках конституционной сферы совместной компетенции)
в Федеральном Собрании и учет предложений региональных собраний по федеральным
законам;
-
выработка и введение в действие механизма ответственности как Центра, так
и субъектов федерации за неисполнение или превышение переданных им полномочий;
-
четкое разграничение источников поступления средств в бюджеты трех уровней
(центрального, регионального и местного) в строгом соответствии с распределением
функций, закрепленных за ними.
Необходимо реформировать систему межбюджетных отношений:
-
установить дифференцированную на объективной основе систему отчислений
от федеральных налогов в региональные бюджеты;
-
перейти к системе целевого дотирования субъектов РФ, финансовая помощь
должна оказываться не в виде безликих трансфертов, которыми администрации
зачастую распоряжаются произвольно, а в виде целевых субвенций, направляемых
конкретным бюджетополучателям в отраслях образования, здравоохранения,
социальной помощи, экологии, культуры;
-
установить жесткий федеральный контроль за финансовой деятельностью субъектов
федерации в отношении перечисляемых в регионы федеральных средств.
Мы считаем неприемлемой нынешнюю практику заключения договоров о разграничении
полномочий между федеральным правительством и органами власти субъектов
РФ. Мы настаиваем на том, что федеральному закону должен отдаваться безусловный
приоритет перед договорами, заключаемыми исполнительной властью. Иначе
начнется разрушение единого законодательного пространства России. Мы были
авторами соответствующей законодательной инициативы в нынешней Государственной
Думе и будем требовать реализации этого принципа впредь.
Сегодня в федеративной политике накопилось много проблем. В руках губернаторов
и президентов сосредоточена огромная власть, перед которой зачастую беззащитны
граждане и бессильна федеральная власть. Федеральные структуры в регионах
зачастую не способны осуществлять свои полномочия, превращаясь в придаток
региональных властей. Особенно опасен процесс фактического перехода под
контроль региональных исполнительных властей федеральных силовых структур.
Не Кондратенко запрещает вывоз продовольствия с Кубани, а милиционер, стоящий
на дороге. Не должны прокуроры, судьи, начальники ОВД и др. ходить “на
поклон” к губернаторам, чтобы он подкинул немного денег на зарплату или
ремонт ветхих зданий. Это — федеральные структуры. В ряде территорий не
выполняются федеральные законы, и даже Конституция, особенно в части соблюдения
прав и свобод граждан. Разрушается единое экономическое пространство страны.
Под контроль региональной исполнительной власти попадают средства массовой
информации.
В связи с этим крайне актуальной является задача борьбы с региональным
произволом и беззаконием, ограничение самоуправства и правового нигилизма
исполнительной власти в ряде регионов. Для восстановления эффективности
федерального присутствия в регионах необходимо:
-
обеспечить реальную независимость от региональных властей федеральных судов,
территориальных подразделений прокуратуры, МВД, налоговых инспекции и полиции,
других министерств и ведомств, предусмотрев жесткую административную ответственность
за выполнение ими незаконных нормативных актов и распоряжений региональных
властей, а также добившись полного и своевременного финансирования федеральных
структур из федерального бюджета;
-
разработать механизм приведения региональных правовых актов в соответствие
с федеральными, в том числе путем “опережающего контроля” на этапе их подготовки;
-
создать механизм федерального надзора, предполагающий возможность приостановки
региональных правовых актов в случае обжалования их в судебном порядке
федеральными органами власти, уполномоченными на это федеральным законом;
-
создать механизм федерального вмешательства, законодательно закрепив возможность
отрешения от должности по решению суда любых (в том числе выборных) должностных
лиц регионов за грубое нарушение Конституции и федеральных законов;
-
предоставить гражданам и общественным организациям право на обжалование
в суде региональных правовых актов (не обязательно нарушающих конкретные
права конкретных лиц) в случае их несоответствия Конституции и федеральным
законам;
-
предоставить гражданам и общественным организациям право в случае признания
судом фактов нарушения должностными лицами регионов (в том числе выборными)
Конституции и федеральных законов ставить в судебном порядке вопрос об
их отрешении от должности.
Необходимо добиться усиления роли Министерства юстиции в системе федеральных
министерств и ведомств. Министерство юстиции в обеспечении единства
правовой системы России должно играть ту же роль, что и Министерство финансов
в обеспечении единства финансовой системы. К полномочиям Министерства юстиции
и его органов на местах должны быть отнесены:
-
общий надзор за соблюдением федеральных законов;
-
экспертиза, учет и систематизация законов субъектов РФ;
-
координация деятельности правоохранительных ведомств в решении общих правовых
вопросов;
-
система исправительно-трудовых учреждений;
-
подготовка законодательных инициатив Правительства РФ;
-
санкционирование проектов нормативно-правовых актов Правительства РФ и
отдельных министерств и ведомств, их регистрация и систематизация.
Региональная политика
Мы считаем, что создать эффективную экономику в России невозможно без
активной региональной политики, которая отсутствует в настоящее время.
Целями нашей региональной политики являются:
-
устранение резких региональных диспропорций, поддержка депрессивных регионов,
зон экологического бедствия и территорий с тяжелыми климатическими условиями;
-
создание “эффекта локомотива”, позволяющего отстающим регионам использовать
преимущества, возникающие вследствие развития регионов-лидеров;
-
содействие федерального центра развитию регионов через использование их
невостребованных экономических, культурно-исторических и природно-климатических
ресурсов;
-
поддержка зон геополитического риска.
Для реализации этих целей необходимо:
-
разработать подробную классификацию регионов по интенсивности экономического
развития, климату, удаленности от транспортных потоков, потенциалу социальной
и этнической напряженности, размерам экологического и геополитического
риска; в соответствии с данной классификацией должны быть разработаны критерии
для определения размеров и форм финансовой помощи регионам, а также федеральные
инвестиционные программы, направления внешнеэкономического сотрудничества
и привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
-
построить межбюджетные отношения таким образом, чтобы, с одной стороны,
предотвратить катастрофическое нарастание бюджетных диспропорций, а с другой
— не допустить изъятия региональных доходов в размерах, лишающих регионы-лидеры
стимула проводить эффективную экономическую политику;
-
учитывать региональную составляющую при проведении социальной, правоохранительной,
промышленной, аграрной, экологической и культурной политики государства.
Мы отдаем приоритетное значение:
-
регионам российского Севера, в большей мере, чем западная и южная часть
страны, пострадавшим от радикальных реформ. Мы выступаем против отказа
от старых российских традиций освоения Севера, таящего в себе несметные
богатства — основу процветания будущей России. Государство обязано обеспечить
человеческие условия жизни и труда северян, в том числе предоставив им
возможность переселиться в более благоприятные климатические зоны. Для
этой цели необходимо организовать дешевые кредиты на строительство жилья
для северян в других регионах. Мы также выступаем за повышение и более
гибкую дифференциацию северных коэффициентов, что должно повысить привлекательность
труда в наиболее суровых районах. Необходимо дальнейшее освоение и развитие
Северного морского пути, а также открытие новых транспортных артерий, таких
как архангельский коридор, которые могут дать толчок экономическому развитию
Севера;
-
зонам геополитического риска, к которым мы относим Северный Кавказ, Дальний
Восток, Калининградскую область.
Проблемой № 1 российской политики на Северном Кавказе остается безопасность
регионов, сопредельных с Чеченской Республикой (Ставропольский край, Дагестан).
Необходимо продолжать работу по созданию “коридора безопасности” вдоль
административной границы с Чечней. В то же время нужны дополнительные дипломатические
усилия по пресечению потоков оружия и контрабанды, идущих из близлежащих
стран СНГ и дальнего зарубежья; изолировав чеченский криминалитет, руководство
России сможет наладить более конструктивное взаимодействие с вменяемыми
силами в Чечне, на основе которого можно будет планировать дальнейшую политику
России в данном регионе.
Особое внимание мы уделяем другим республикам Северного Кавказа — Дагестану,
Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее.
Для нас очевидна необходимость особой экономической помощи этим регионам,
направленной прежде всего на создание рабочих мест, а также на сохранение
и развитие образования на национальных языках, культур и традиционных промыслов
проживающих в них народов. Нужна система федерального мониторинга за состоянием
межэтнических отношений и социального самочувствия населения на Северном
Кавказе, без которой невозможно создать механизм предупреждения конфликтов.
Северный Кавказ, так же как сопредельное с ним Причерноморье, и целый ряд
регионов в других частях России — Прибайкалье, Горный Алтай и Тува, Дальний
Восток (особенно Камчатка) наряду с русским Севером и городами Золотого
кольца — являют собой чрезвычайно перспективные территории для развития
туризма, зон рекреации и курортного дела. К ним можно привлечь активное
внимание отечественных и иностранных инвесторов. Политика государства должна
предусматривать:
-
установление налоговых льгот для инвесторов в отечественную инфраструктуру
рекреации и туризма (гостиницы, санатории, коммуникации и др.) данных регионов;
-
федеральное финансирование рекламы мест туристического интереса за рубежом;
-
дотации на восстановление ценных природных ландшафтов и реставрацию памятников
истории и культуры;
-
выделение средств на приглашение зарубежных специалистов в области государственного
менеджмента туризма и зон рекреации.
Развитие туризма и курортного дела в вышеуказанных регионах важно еще и
с той точки зрения, что данные отрасли являются экологически чистыми и
тем самым представляют собой альтернативу промышленно-индустриального освоения
данных территорий.
Муниципальная политика
Начиная с 1995 года “Яблоко” активно участвует в разработке законодательства
о местном самоуправлении. Мы считаем местное самоуправление базисным институтом
гражданского общества, способным использовать самоорганизацию граждан в
качестве эффективного экономического и социального ресурса. Мы будем продолжать
традиционную для нас деятельность по защите местного самоуправления от
произвола региональных элит. В частности, мы считаем недопустимой ситуацию,
сложившуюся в тех республиках и ряде областей, где игнорируются Конституция
и федеральное законодательство о местном самоуправлении.
На местное самоуправление возложена основная тяжесть забот по созданию
условий для жизни граждан, деятельности предприятий и организаций, по долгосрочному
развитию муниципального образования. Для выполнения установленных законом
многочисленных функций местного самоуправления сегодня у муниципалитетов
нет ни необходимого имущества, ни источников финансирования, ни эффективных
механизмов управления социально-экономическим развитием территории. Местное
самоуправление доказало, что оно способно решать насущные проблемы людей.
Но этот потенциал далеко не исчерпан. Мы выступаем за:
-
закрепление за органами местного самоуправления права установления и распоряжения
рядом важнейших местных налогов;
-
закрепление за органами местного самоуправления на постоянной основе долей
федеральных налогов;
-
расширение возможностей инвестиционной деятельности органов местного самоуправления;
-
усиление контроля за нормотворчеством субъектов федерации, затрагивающим
вопросы местного самоуправления.
Решающий вклад в решение этих проблем должно внести создание современного
рынка недвижимости, в котором органы местного самоуправления призваны
играть центральную роль, и который создаст прочную базу для формирования
местных бюджетов. Для этого необходимо:
-
Передача в муниципальную собственность всей (за определёнными исключениями)
принадлежащей государству земли на территории местного самоуправления.
Такая передача земли ликвидирует монополию государства на землю, обеспечит
эффективное использование участков. Одновременно с муниципализацией земли
необходимо создать заслоны от административных и других злоупотреблений.
-
Создание на муниципальном уровне учреждений по обслуживанию участников
рынка недвижимости. Это означает передачу на местный уровень функций по
кадастровому учёту физических объектов недвижимости, по регистрации прав
на недвижимость и сделок с нею, создание соответствующей рыночным условиям
системы управления городским территориальным развитием, а в дальнейшем
- формирование муниципальной системы налогообложения недвижимости и органов
этой системы. Для реализации этой стратегии фракция “Яблоко” будет добиваться
принятия уже внесенным нами законопроектов о земельном кадастре и о конституционных
правах муниципалитетов на землю.
-
Создание полноценных объектов недвижимости означает установление ограничений
по использованию недвижимости в интересах и собственника, и местного сообщества;
формирование единых объектов недвижимости, которые принадлежат собственникам
целиком (здание вместе с участком); приватизацию недвижимости как единых
объектов, продажу участков для застройки. Приватизация недвижимости избавляет
муниципалитеты от расходов по её содержанию, приносит доходы в местный
бюджет: единовременные доходы от продаж, а также в виде стабильных поступлений
от налогообложения недвижимости. Открытые и честные условия гражданского
оборота земли и другой недвижимости избавят общество от теневого перераспределения
этого ценного имущества, от всевластия чиновников.
-
Правовое регулирование использования недвижимости и территориального планирования
не допускает произвольных административных решений, но устанавливает чёткие
нормы разрешенного использования недвижимости и допустимых строительных
ограничений в интересах собственника и при учёте интересов местного сообщества.
Правовое зонирование должно заменить систему административного установления
“целевого использования” каждого объекта недвижимости, которая не гарантирует
определенных прав ни собственникам, ни инвесторам. Зонирование и территориальное
планирование позволят обеспечить эффективное управление развитием городов
и поселений, их инфраструктурой, сделает возможным налогообложение недвижимости
исходя из её наиболее эффективного использования.
-
Введение муниципального налога на недвижимость который устанавливается
как процент от фискальной стоимости объекта, определяемой на основании
его рыночной цены.
Вместе с тем мы не считаем, что модель организации самоуправления, закрепленная
в действующем законодательстве, является идеальной. В ряде случаев она
становится тормозом на пути реализации гражданами общественных инициатив.
Поэтому мы выступаем за такие изменения в законодательстве, которые сделают
местную власть более открытой и доступной для граждан, более восприимчивой
к таким формам их самоорганизации, как комитеты территориального общественного
самоуправления, кондоминиумы, товарищества собственников жилья.
Мы считаем необходимым ужесточить ответственность органов местного самоуправления
за действия, противоречащие самой природе этого института: сосредоточение
власти в руках одного человека или узкой группы лиц, игнорирование воли
населения, непредоставление гражданам запрашиваемой ими информации, закрытость
финансовой деятельности.
Борьба с преступностью
Борьба с преступностью и коррупцией — один из главных приоритетов нашей
программы. В этой борьбе мы надеемся обрести опору в честных профессионалах,
которые пока еще не покинули правоохранительные органы или готовы вновь
занять в них свое место.
Основные причины роста преступности — в разрушении системы моральных
и идеологических ориентиров, ухудшении социально-экономических условий
жизни широких слоев населения, несовершенном законодательстве, дезорганизации
правоохранительных органов, которые оказались недостаточно приспособленными
к работе в новых условиях.
Преступность — тяжелая болезнь всего общества. При ее излечении хирургическое
вмешательство нужно совмещать с длительной терапией всего организма. Общая
терапия подразумевает:
-
смену экономического курса, ведущего к массовому обнищанию, смягчение социального
расслоения;
-
систему мер по укреплению семьи;
-
повышение качества массового (бесплатного!) начального и среднего образования;
-
систему местного самоуправления, без которого не наведешь порядок на каждой
отдельной улице;
-
меры по сокращению безработицы, особенно среди молодежи;
-
организацию разнообразных форм молодежного досуга;
-
решение проблемы детских домов;
-
инвестиции в “высокую” культуру и наиболее цивилизованные направления массовой
культуры;
-
установление в государстве жесткой системы контроля над всеми органами
власти начиная с президента;
-
экспертизу и корректировку экономического законодательства на предмет выявления
и ликвидации в нем криминальных лазеек;
-
систему реабилитации преступников, отбывших срок наказания.
“Хирургическое вмешательство” также необходимо. Но сначала нужно
привести в порядок хирургические инструменты.
Необходимо “второе дыхание” судебной реформы. Наименее реформированным
в системе органов государственной власти остается суд. Между тем, твердость
правового порядка и неукоснительное соблюдение закона всеми может и должен
обеспечить в первую очередь независимый суд, обладающий непререкаемым авторитетом
в обществе. Влияние судебной власти на общественные процессы должно стать
ничуть не меньшим, чем влияние законодательной и исполнительной власти.
Ключевыми моментами следующего этапа судебной реформы мы считаем:
-
обеспечение материально-финансовой независимости судов путем адекватногоих
финансирования;
-
обновление процессуального законодательства в сторону усиления надзорных
полномочий суда, с одной стороны, и установление пределов судейского усмотрения
при принятии процессуальных решений самим судом — с другой;
-
постепенное и повсеместное введения суда присяжных;
-
обеспечение больших гарантий независимости судьи;
-
подготовка отмены военных судов;
-
специализация судов общей юрисдикции;
-
введение института “прецедента”: решение Конституционного суда по проверке
соответствия Конституции закона одного субъекта Российской Федерации должно
распространяться на аналогичные положения законов, принятых в других субъектах
РФ.
Реформирование органов прокуратуры. Цель — повышение качества уголовного
преследования, обвинения, усиление гарантий профессиональной самостоятельности
прокуроров. Основные направления реформирования:
-
постепенное сокращение полномочий по общему надзору за законностью до пределов
надзора за следствием и за местами содержания задержанных, за исправительно-трудовыми
учреждениями;
-
выведение следственного аппарата из состава прокуратуры;
-
финансово-материальное обеспечение прокуроров соизмеримое с финансово-материальным
обеспечением судей.
Реформирование органов Министерства внутренних дел. МВД должно стать
полноценной частью правительства и находиться под жестким контролем Федерального
Собрания:
-
создать механизм отчетности и ответственности правоохранительных органов
перед налогоплательщиками. Граждане должны знать, как и на что тратит милиция
отданные ими средства;
-
очистить его от коррупционеров и агентов уголовного мира;
-
передать охрану общественного порядка органам местного самоуправления,
а борьбу с профессиональной и организованной преступностью — федерации
и ее субъектам;
-
увеличить материальное, техническое обеспечение и уровень социальной защищенности
милиционеров и их семей, не увеличивая при этом численность работников
МВД.
Создание Следственного комитета как самостоятельного государственного
ведомства. Сегодняшний следователь, к какому бы ведомству он ни принадлежал,
выполняя функцию расследования в уголовном деле, не обладает при этом необходимой
процессуальной самостоятельностью, независимостью как от обвинителя в лице
прокуратуры, так и от интересов того ведомства, в котором он работает.
Такая конструкция следствия является неэффективной. И это все более становится
очевидным. Создание Следственного комитета предполагает:
-
выведение следственных подразделений из состава различных ведомств и их
объединение в рамках одного ведомства, Следственного комитета;
-
замену чисто обвинительной функции функцией расследования, а значит, и
пересмотр процессуальной компетенции следователя;
-
допуск следователя для дачи свидетельских показаний в суде;
-
установление системы гарантий независимости следователя.
Обеспечение правовых основ деятельности адвокатуры. Современное
состояние института адвокатуры настоятельно диктует необходимость принятия
федерального закона о ней, который бы решил вопросы:
-
о функционировании альтернативных коллегий адвокатов;
-
об отнесении адвокатской деятельности к особому виду публичной, но не предпринимательской
деятельности, решение вопросов налогообложения применительно к публичной,
а не предпринимательской деятельности;
-
об освобождении от налогообложения суммы неполученных доходов, связанных
с обязательной защитой по уголовным и гражданским делам.
Завершение реформирования нотариата. Нотариат рассматривается нами
как публично-правовой институт, выполняющий функцию превентивного правосудия.
Завершение реформирования нотариата мы связываем с переходом к единой организационной
основе его деятельности на базе латинского (свободного) нотариата. Это
предполагает, в частности:
-
усиление ответственности нотариусов, в том числе и материальной, за качество
оказываемых ими нотариальных услуг, создание страховых фондов нотариусов;
-
упорядочение взаимоотношений органов юстиции и нотариальных палат;
-
восстановление правил об обязательном нотариальном удостоверении сделок
с недвижимостью;
-
установление справедливых принципов налогообложения доходов от нотариальной
деятельности как особого вида публичной, но не предпринимательской деятельности.
Продолжить реформу системы исправительно-трудовых учреждений и мест
предварительного заключения,
-
сделав более достойными условия содержания заключенных;
-
изменив практику досудебных арестов, шире используя меры пресечения, не
связанные с лишением свободы (залог, поручительство, подписка о невыезде
и др.), — для лиц, подозреваемых в совершении нетяжких преступлений;
-
повысив законодательно разрешенный уровень самообороны;
-
приняв жесткие меры по контролю над своевременным финансированием СИЗО;
-
создав при центральных и региональных органах власти группы гражданского
контроля за местами предварительного заключения с наделением их рядом полномочий.
Однако, этих инструментов недостаточно, главное - желание политического
руководства покончить с преступностью и твердость в следовании этому
курсу.
Уличная преступность может быть резко снижена в сравнительно короткие
сроки. Мы предлагаем возродить или укрепить известные и давно испытанные
формы борьбы с уличной преступностью:
-
установить сети стационарных постов на улицах населенных пунктов;
-
добиваться повсеместного оснащения улиц системами вызова милиции;
-
материально и организационно поддерживать системы передвижных милицейских
групп;
-
восстанавливать систему добровольных народных дружин;
-
выработать систему мер по борьбе с бандитизмом на автодорогах;
-
вернуть былое значение и укрепить престиж службы участковых милиционеров.
Мы придаем исключительно большое значение защите прав и интересов граждан,
ставших жертвами разного рода финансовых афер. Государство не может возместить
их потери за счет налогоплательщиков. Но оно может и должно разыскать преступников
и заставить их отвечать перед обманутыми гражданами всеми сохранившимися
у них активами, в том числе переправленными за границу. А главное — оно
обязано создать систему лицензирования и финансового контроля, надежно
защищающего неискушенных граждан от мошенников, поощрять создание финансовых
институтов, гарантирующих сбережения вкладчиков.
Организованная преступность в большей мере, чем какая-либо иная, является
результатом несовершенства политической системы современной России. Свою
силу и неуязвимость она черпает из безграничных возможностей сращивания
с государственной властью на всех уровнях. Борьба с оргпреступностью должна
начинаться с изменений в Конституции, которая оставляет множество лазеек
для бесконтрольного “распыления” властных полномочий. Кроме того, необходимо
подвергнуть тщательной криминологической экспертизе законодательство и
подзаконные акты — преимущественно в экономической сфере. Ликвидация криминогенных
зон в законодательстве должна стать частью комплексной национальной программы
по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Только в рамках
этой программы может дать реальный эффект собирание мощной межведомственной
команды честных профессионалов и нанесение ее силами стратегического удара
по организованной преступности.
Это — наша альтернатива неконституционной, бессмысленной с практической
точки зрения и крайне опасной для общества чрезвычайщине, дань которой
отдается как в ряде указов президента, так и в некоторых законах, принятых
Государственной Думой. Мы исходим из того, что борьба с данным видом преступности
должна проводиться исключительно в рамках закона. Любое пренебрежение нормами
законности — это новое приращение той питательной среды, в которой развивается
организованная преступность.
Экологическая политика
Несмотря на сокращение объемов производства вдвое по сравнению с 1990
годом, экологические загрязнения не снизились, а повышаются. Остаточный
принцип финансирования экологических мероприятий (приводящих к их нефинансированию
вообще) становится причиной резкого роста онкологических и инфекционных
заболеваний в последнее время, участившихся аварий на экологически опасных
объектах, опасного роста всех видов загрязнений. Из огромного количества
экологических проблем в первую очередь необходимо решать следующие:
-
предотвращение хищнического незаконного использования природных ресурсов,
особенно ресурсов животного и растительного мира (рыба, леса и т.п.);
-
предотвращение техногенных катастроф на экологически опасных объектах;
-
резкое повышение объективности и значения государственной экологической
экспертизы при утверждении крупных государственных программ и экономических
проектов;
-
обеспечение контроля за состоянием экологической ситуации в городах и обеспечение
соблюдения экологических стандартов (питьевая вода, выбросы предприятий,
транспортные загрязнения и т.д.).
Экологический императив является для нас безусловным фактором в подходе
к таким регионам, в которых угроза загрязнения или безответственного истребления
природы стала зловещей реальностью. С этой точки зрения наше особое внимание
привлекают:
-
западные области России (особенно Брянская), пострадавшие от чернобыльской
катастрофы, Челябинская (в связи с последствиями аварии на комбинате “Маяк”),
Мурманская области;
-
зоны промышленного загрязнения — Кемеровская, Оренбургская, Липецкая, Томская,
Омская, Иркутская, Пермская Вологодская, Свердловская области, Красноярский
и Приморский края и др.;
-
территории варварского разграбления природных ресурсов — Приморский и Хабаровский
края, Сахалин, Амурская и Камчатская области, республика Карелия.
Все эти зоны экологического бедствия нуждаются в различных мерах федеральной
политики — от целевого финансирования реабилитационных мероприятий до специализированных
акций правоохранительных органов.
Внешняя безопасность
Внешняя безопасность государства в современном мире базируется на сильной
экономике при достаточной военной мощи и разумной внешней политике. К сожалению,
Россия не может претендовать на роль второго полюса силы в мире, как это
было ранее. Слабая экономика России заставляет нас ставить перед страной
скромные, но выполнимые задачи по обеспечению внешней безопасности.
Внешняя политика
Нынешнее экономическое, политическое и военное ослабление России диктует
реализм и избирательность в формировании ее внешних интересов, проведении
практической политики на международной арене. Но это ни в коей мере не
равнозначно изоляционизму, “уходу в себя”, сосредоточению исключительно
на экономических делах и “меркантилизации “ внешней политики. Ее геополитическое
положение, роль в постсоветском пространстве и прилегающих районах не допускают
возникновения здесь вакуума силы, она сохраняет большой военно-промышленный
потенциал и крупные вооруженные силы, включая огромный ядерный арсенал.
Безусловный приоритет решения внутренних, прежде всего экономических
проблем не требует отказа от международных обязательств, от активной и
конструктивной внешней политики. В большинстве случаев они не связаны с
большими расходами, а предполагают скорее умелую дипломатию, гораздо лучшую
согласованность действий органов власти, координацию внешней политики,
военного курса и финансово-экономических планов.
Изоляционизм невозможен и потому, что Россия имеет практически прозрачные
границы и крайне зависит от международного экономического и финансового
сотрудничества в решении своих внутренних проблем. Конструктивная международная
роль России остается одним из немногих ее козырей, заставляющих другие
крупнейшие державы мира считаться с ней в экономических и финансовых отношениях,
а также в решении непосредственно касающихся ее вопросов безопасности.
Россия должна стремиться к формированию организованного и цивилизованного
многополярного мира, бороться с претензиями США и НАТО на монополярность
и монополию в экономических, военных и политических сферах международной
жизни. Интересы России связаны с повышением роли ООН и Совета Безопасности
ООН, региональных систем многосторонней безопасности, со всемерным ограничением
силового произвола отдельных стран и военных союзов.
Принуждение к миру и миротворчество должны осуществляться только на
базе ООН и ОБСЕ. Партнерство России с США и НАТО, прежде всего в
таких функциях, возможно исключительно в рамках ООН и ОБСЕ. В свете уроков
балканского кризиса необходима глубокая реформа ОБСЕ с целью придания ей
действенного механизма принятия решений и ресурсов для их выполнения при
гашении локальных конфликтов в Европе и на смежных пространствах.
Имея к 2015 году предположительно до 2 % мирового ВВП, Россия не сможет
претендовать на роль самостоятельного центра силы наряду с Северной Америкой
(19 %), Китаем (10 %), Японией (7 %) или Западной Европой (16 %). Но в
прогрессе интеграции с Европой Россия остается одной из ведущих держав,
сравнимой по экономическому и военному потенциалу с самой мощной державой
Европы и имеющей неизмеримо превосходящие природные ресурсы. Тенденция
к обособлению ведет Россию в Азию, причем далеко не на первых ролях.
Отношения со странами СНГ нужно строить на равноправных экономических
и политических основах: недопустимо как экономическое иждивенчество некоторых
стран СНГ, так и наши поползновения к военно-политическому диктату. Приоритетом
является равноправная экономическая интеграция и развитие нормальных торговых
и дипломатических отношений, а с некоторыми из стран — развитие и военно-политических
отношений (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
При всей важности развития разносторонних связей со странами СНГ, партнерами
в Азии и на Дальнем Востоке, а также с США, приоритет экономических и политических
связей России — Европа. Магистральное направление внешнеполитических
отношений — Европейский Союз и европейские институты: ОБСЕ, Совет Европы.
На юге главными партнерами России являются Индия и Иран — как
в экономическом, так и в военно-политическом отношении. На востоке
необходимы сбалансированные экономические и политические отношения с Китаем
и Японией, следует избегать перекоса в какую-либо сторону. Большие перспективы
сохраняются для сотрудничества с Южной Кореей.
Россия должна выступить инициатором региональных схем безопасности в
Южной Азии (включая ограничение ядерных вооружений Индии и Пакистана) и
на Дальнем Востоке – для предотвращения кризиса на Корейском полуострове.
Отношения с США должны развиваться в тех областях, где возможно
вести дело более или менее на равных: ограничение и сокращение ядерных
вооружений, ограничение сил общего назначения, нераспространение оружия
массового уничтожения и ракетных технологий. При этом, идя навстречу США
в вопросах нераспространения ядерного оружия и технологий, Россия должна
добиваться учета ее интересов в вопросах сокращения ядерных и обычных вооружений,
развития систем противоракетной обороны, ограничения военной деятельности.
Оборонная политика и оборонная реформа
Россия сегодня не в состоянии противостоять на равных всем вероятным
противникам одновременно – на западе, юге и востоке. Предотвращение военной
угрозы одновременно на всех направлениях — дело дипломатии, а не военной
политики. Главные задачи Вооруженных Сил (ВС) на современном этапе:
-
Обеспечение надежного ядерно-космического щита для сдерживания как ядерного
нападения, так и широкомасштабной агрессии с использованием новейших неядерных
вооружений.
-
Обеспечение минимальной достаточности сил общего назначения ПВО, ВВС и
ВМФ для отражения нападения и нанесения неприемлемых потерь противникам
в случае применения ими тактики избирательных ударов по типу акции НАТО
в Югославии.
-
Поддержание необходимых мобильных сил для гашения локальных конфликтов
по периметру российских рубежей и участия в миротворческих операциях ООН
и ОБСЕ.
-
При необходимости — помощь погранвойскам, внутренним войскам и силам МЧС
в выполнении их задач.
Для всего этого России необходимо поддерживать ядерно-космический потенциал,
сопоставимый с аналогом США, и силы общего назначения, не уступающие по
численности и техническому оснащению любой самой сильной европейской армии.
России жизненно необходима военная реформа для приведения ВС,
других войск и воинских формирований, а также военно-промышленного комплекса
в соответствие с новыми потребностями безопасности и изменившимися экономическими
и социально-демографическими возможностями страны.
Суть военной реформы — резко улучшить качественные характеристики российской
оборонной мощи за счет быстрого сокращения количественных показателей ВС
и ВПК.
К качественным характеристикам относятся:
-
материальное обеспечение военнослужащих, обеспечение их жильем, достойные
условия жизни, быта и службы;
-
оснащенность войск новейшими видами вооружений и военной техники;
-
уровень боевой подготовки и боеготовности, качество управления и информационного
обеспечения войск;
-
качество ремонта и маттехобеспечения;
-
качество военной инфраструктуры;
-
передовой уровень науки и технологии.
К количественным показателям относятся:
-
численность личного состава;
-
количество вооружений и военной техники;
-
число структурных элементов ВС (видов и родов войск, военных округов, управлений
Минобороны, объединений и соединений ВС, военно-учебных заведений);
-
численность оборонных предприятий и работников ВПК.
Невозможно обеспечить вышеупомянутые минимальные оборонные потребности
России с военным бюджетом в 50 раз (!) меньше американского и в
полтора раза меньше турецкого. Главные приоритеты в настоящий период:
-
Продолжение военной реформы, включая оптимальное дальнейшее сокращение
численных параметров и структурные преобразования ВС, сокращение призыва
в армию на основе расширения отсрочек и льгот по призыву, введения альтернативной
гражданской службы и роста числа контрактников.
-
Неукоснительное и бесперебойное денежное обеспечение и обеспечение жильем
служащих и увольняемых в запас, социальная защищенность (включая пенсии
военных пенсионеров и материальную поддержку родственников погибших и инвалидов),
-
Максимальное продление срока службы имеющихся в боевом составе вооружений
и военной техники за счет адекватного ремонта и маттехобслуживания. Поддержание
самых передовых военных производств, технологий и научных центров даже
без серийного выпуска продукции (он продолжится только в сфере стратегических
и космических систем).
В дальнейшем, с пересмотром всей экономической и бюджетно-финансовой политики
России в соответствии с программой ЯБЛОКА, необходимо будет увеличение
военного бюджета в абсолютном исчислении, но не свыше 3,5% от ВВП и 20%
от расходной части всего федерального бюджета. Это потребуется для продолжения
военной реформы высокими темпами, для полного преобразования и технического
переоснащения ВС, перехода армии на контрактный принцип комплектования
в течение 5 лет, а также эффективной конверсии не менее 50% мощностей ВПК
при резком увеличении обеспеченности госзаказом самых передовых КБ и промышленных
предприятий.
Для нормального функционирования ВПК необходимо восстановить связь “оборонная
доктрина — программа вооружений — долгосрочный оборонный заказ”. В государственной
собственности имеет смысл сохранить только ограниченный круг стратегически
важных секретных производств, остальные предприятия необходимо максимально
освободить от государственного диктата, установив жесткую контрактную систему
найма руководителей, предусматривающую личную ответственность (и заинтересованность)
за выполнение госзаказа, своевременную выплату заработной платы и экономическое
положение предприятия. В дальнейшем возможно решение вопросов о приватизации
таких предприятий.
|