[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Программа Российской Демократической партии "ЯБЛОКО"

2. К РАЗВИТОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ

Современное демократическое государство неотделимо от существования влиятельного и организованного гражданского общества. Функционирование такого государства подразумевает наличие у граждан возможности защищать свои права и оказывать непосредственное влияние на процесс принятия политических решений. Эту возможность граждане реализуют, объединяясь добровольно и беспрепятственно в ассоциации и группы для защиты своих самых разнообразных интересов - профессиональных, культурных, экономических, активно используя гарантированное законом право беспрепятственно получать и распространять информацию. В столкновении свободно выражаемых мнений, самых разнообразных интересов вырабатывается приемлемый для большинства граждан, а потому оптимальный, политический курс.

Эффективно функционирующие современные государства никогда не ставили особой задачи формирования гражданского общества - оно является закономерным продуктом многовековой исторической эволюции, в ходе которой граждане "вырывали" у государства уступку за уступкой. В России этот процесс находится в начальной стадии. Нам ещё только предстоит заставить власть считаться с нашими взглядами и интересами. Для того, чтобы ускорить формирование в России ответственного гражданского общества, необходимо обеспечить:

  • право граждан на местное самоуправление;
  • функционирование свободных СМИ, отражающих многообразие существующих в обществе точек зрения;
  • законодательную и финансовую поддержку организациям "третьего сектора";
  • поддержку деятельности культурных ассоциаций, проведение последовательной государственной политики в области поддержки культуры;
  • защиту в масштабах всей России национально-культурных и языковых прав граждан при формировании чувства единой Родины;
  • реальное участие религиозных организаций в общественной жизни при отделении религии от государства;
  • создание равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.

Патернализм давно исчерпал свой исторический ресурс и сегодня является тормозом на пути развития нашей страны. Поэтому "ЯБЛОКО" проводит политику поддержки и защиты гражданского общества, исходя из того, что в разнообразных формах самоорганизации граждан кроются колоссальные возможности для социального, экономического и культурного развития России. В интересах государства использовать этот потенциал, стимулируя деятельность самостоятельных добровольных объединений: творческих и культурных союзов, групп взаимопомощи и правозащитных организаций, объединений собственников и потребителей, работодателей и работников, национальных и религиозных объединений.

Укрепление местного самоуправления

Местное самоуправление - фундамент гражданского общества. Его назначение - дать людям возможность самостоятельно решать часть своих проблем, отойти от государственного патернализма, сократить дистанцию между властью и обществом. Создание сильного, независимого местного самоуправления - важнейший инструмент "собирания земель" и ограничения произвола властей. От успешной деятельности органов местного самоуправления зависит повседневная жизнь граждан.

Задачами органов местного самоуправления является удовлетворение самых необходимых потребностей населения: в тепло- и водоснабжении, общем образовании, здравоохранении и т.п. Бедственное положение местных бюджетов, предоставляющих эти услуги - свидетельство невнимания государства к людям.

"ЯБЛОКО" поддерживает Европейскую хартию местного самоуправления, и предлагает решить наиболее острые проблемы местного самоуправления:

1. слабая собственная доходная база местных бюджетов;

2. финансовый произвол региональных властей;

3. недостаточный контроль за деятельностью местных властей со стороны государства и населения.

Стратегической целью "ЯБЛОКА" является создание в России экономически сильного местного самоуправления как одного из важнейших институтов гражданского общества. Для этого мы предлагаем:

1. Законодательно укрепить конституционные гарантии местного самоуправления, четко разграничить компетенцию и предметы ведения между государственными органами и местным самоуправлением. Усилить контроль за нормотворчеством субъектов федерации, затрагивающим вопросы местного самоуправления; отменить законы субъектов РФ, нарушающих права граждан на местное самоуправление.

2. Резко повысить значимость муниципальных выборов, обеспечить справедливое демократическое представительство в местных органах власти:

  • перейти к смешанной системе выборов на всех уровнях, включая местное самоуправление для крупных городов (с населением более 100 тыс. человек) на паритетных началах по одномандатным округам и партийным спискам;
  • четко оформить многоуровневую структуру самоуправления в крупных муниципалитетах (особенно актуально для районного самоуправления в Москве и С. - Петербурге).

3. Добиться справедливого распределения доходов между бюджетами федерального, регионального и местного уровня путем:

  • передачи на местный уровень всех имущественных налогов (налога на недвижимость при его введении), а также налога на совокупный доход, налога на вмененный доход с предпринимателей, и налог с продаж - с правом администрирования этими налогами;
  • закрепления за местными бюджетами не менее 70% подоходного налога;
  • законодательного закрепления объективных формул финансового выравнивания доходов муниципальных образований (в региональных Бюджетных Кодексах), обязательных для всех без исключения субъектов РФ;
  • перехода к уплате всех налогов по месту хозяйственной деятельности предприятий независимо от их юридического адреса;
  • отказа от практики централизации доходов местных бюджетов в бюджеты вышестоящих уровней.

Введение муниципального налога на недвижимость также позволит обеспечить формирование местного бюджета, справедливо перераспределить налоговое бремя, создать стимул и регулятор рынка недвижимости. Налог на недвижимость будет устанавливаться по установленным законом процедурам как процент от рыночной стоимости, и потому менее обеспеченные граждане, имеющие недорогую недвижимость, будут платить меньше тех, кто имеет дорогое и "второе" жильё. Будет установлен минимальный уровень стоимости облагаемого налогом жилья, и таким образом самые малообеспеченные семьи налога платить не будут.

4. Способствовать повышению прозрачности региональных и местных бюджетов как важнейшего механизма непосредственного контроля граждан за своими деньгами, а также недопущения нецелевого использования средств, путем:

  • перевода местных бюджетов на казначейское исполнение - по выбору: федеральным или муниципальными казначействами;
  • принятия законов и нормативных актов, устанавливающих ясные правила и четкие механизмы бюджетного процесса;
  • разработки подробнейшей функциональной, ведомственной и экономической классификации доходов и расходов местных бюджетов (муниципальной бюджетной классификации);
  • введения основ перспективного среднесрочного бюджетного планирования, составления перспективных финансовых планов на 3-5 лет;
  • сокращения возможностей для исполнительной власти для манипулирования и перераспределения расходов в течение года;
  • введения обязательной конкурсности закупок для региональных и муниципальных нужд;
  • полной инвентаризации государственной и муниципальной собственности, повышения эффективности ее использования;
  • обязательной публикации бюджетов в местных и региональных СМИ и Интернете, а также ежеквартальной публикации отчета об исполнении бюджета.

5. Добиться максимально возможной доступности региональных органов власти и органов местного самоуправления для населения путем:

  • законодательного закрепления обязанности депутатов регулярно проводить прием населения;
  • обеспечения доступа населения на заседания представительных органов;
  • поддержки реально работающих комитетов территориального общественного самоуправления.
  • разрешения проведения местных референдумов по вопросу о доверии главам муниципальных образований;
  • обеспечения права отзыва выборных органов и должностных лиц населением;
  • содействия усилению роли коллегиальных органов местного самоуправления, предотвратить его вырождение в бесконтрольное правление местных князьков;
  • обеспечения эффективной системы правового надзора за деятельностью органов местного самоуправления;
  • ужесточить ответственность органов местного самоуправления за сосредоточение власти в руках одного человека или узкой группы лиц, игнорирование воли населения, непредоставление гражданам запрашиваемой ими информации, закрытость финансовой деятельности.
  • расширения гражданского участия в органах местного самоуправления и гражданского контроля за ними.

6. Создать институт муниципальной недвижимости, в котором органы местного самоуправления призваны играть центральную роль и который создаст прочную базу для формирования местных бюджетов, для чего:

  • передать в муниципальную собственность все земли в пределах границ муниципальных образований (за исключением ранее переданных в госсобственность или в собственность частных лиц), при одновременном установлении препятствующих злоупотреблениям норм по распоряжению и использованию. Для муниципалитетов недвижимость станет активом, продажа и налогообложение которого будет обеспечивать основную часть местного бюджета, обеспечит реальную независимость местного самоуправления как базы гражданского общества;
  • передать нормы и правила по использованию недвижимости и строительному изменению на местный уровень, что позволит учитывать интересы и собственника, и местных жителей;
  • создать на местном уровне службы кадастра, и службы по регистрации прав на недвижимость;
  • сформулировать ясные и строгие нормы по конкурсному предоставлению участков из государственной и муниципальной собственности, а при наличии одного покупателя - по открытым процедурам договорной продажи участков;
  • принять закон "О правовом зонировании", обеспечивающим регулирование отношений по целевому использованию и строительному изменению недвижимости (подробнее см. главу "Проведение активной жилищной политики").

Гарантии независимости СМИ

Свободные средства массовой информации сыграли огромную роль в становлении российской демократии. Однако, в последнее время они все чаще превращаются в средства массовой пропаганды, попадая под жесткий контроль исполнительной власти, которая способна расправляться с помощью полугосударственных структур и крупнейших компаний с неугодными критикующими власть теле- и радиоканалами, печатными изданиями. Подобные действия, а также фактическое введение "самоцензуры" - запрета на критику власти - являются важнейшим признаком авторитарного государства.

В этих условиях информационные войны между СМИ, принадлежащими разным олигархическим и группировкам, сменились массированной обработкой граждан, агрессивным формированием "общественного сознания и человеческого выбора". Оставляет желать лучшего уровень профессиональной этики ведущих центральных изданий и каналов

Для создания гарантий независимости СМИ, создания предпосылок повышения их профессионального и этического уровня необходимо:

1. Разработать законодательство, регулирующее право собственности в отношении СМИ. Российское законодательство в данном вопросе должно чётко запрещать государству (как на федеральном, так и на региональном уровне) быть учредителем или собственником акций (долей) учредителей, издателей или редакций СМИ, за исключением оговоренных в законе, а также запрещать контроль над СМИ со стороны хозяйствующих субъектов с государственным участием. Концентрация СМИ в руках одного собственника, особенно если им является государство, лишает общество инструментов выражения многообразия мнений, а это многообразие - важнейшее условие для формирования подлинного общественного согласия.

2. Создать благоприятные условия для развития частных СМИ и их разнообразия. С этой целью необходимо кардинально упростить выдачу лицензий на вещание и связь, выдавая их одновременно, установить исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатов, перечень оснований для отказа в принятии заявления на получение лицензии, набор и размеры сборов и плат, взимаемых за участие в конкурсе, за предоставление лицензии и за осуществление телерадиовещания и вещания дополнительной информации, провести конверсию частот.

3. Повысить правовую и социальную защиту журналистов - ввести статус профессионального журналиста, который характеризуется тремя критериями: непосредственное и постоянное сотрудничество по меньшей мере с одним СМИ; такое сотрудничество оплачивается в соответствии с существующими нормами; указанная оплата представляет для профессионального журналиста основной источник его трудовых доходов. Статус профессионального журналиста определяется нормативными актами, подтверждается журналистской карточкой и влечет за собой права и обязанности, перечисленные в соответствующих нормативных актах.

4. Предоставить на равной основе всем СМИ налоговые льготы и льготы по арендным платежам. Распределять бюджетные средства на поддержку СМИ только гласно - коллегиальными органами, включающими представителей законодательной, исполнительной властей и профессиональных объединений журналистов. Указанные льготы должны распространяться на все СМИ определенной категории.

5. Ограничивать монополизм в СМИ. Нужна политика по ограничению сосредоточения информационных ресурсов в одних руках. Установить предельно допустимые доли общероссийского тиража газет, эфирного времени, которые могут быть сосредоточены в одних руках. Установить жесткие антимонопольные требования в сфере производства бумаги, полиграфических услуг и распространения СМИ. Обеспечить к ним равный доступ для различных политических направлений и партий. Необходимо создать и особый порядок акционирования полиграфической и другой материально-технической базы, при котором 50% акций переходят к журналистам.

6. Сформировать всеми ветвями власти Федеральную комиссию по телевидению и радиовещанию. Одним из инструментов достижения общественного согласия должно стать независимое от государства и финансово-промышленных групп Общественное телевидение, представляющее позиции разных социальных групп и соответствующих политических партий. Необходимо предусмотреть меры, позволяющие представителям общественности, а именно - представителям общероссийских общественных организаций, непосредственно участвовать в оценке результатов деятельности компаний, осуществляющих общественное вещание. В качестве такой меры можно использовать общественное жюри, в порядке формирования которого используются некоторые принципы, заимствованные у института присяжных заседателей. Финансирование таких СМИ должно быть государственное, а не рыночное.

7. Установить ответственность за публикацию ложной информации, вызвавшей негативные последствия как для личности так и общества. Исчерпывающий перечень запретов на информацию должен содержаться в Федеральном законе. Ужесточить ответственность за публикацию ложной информации, публикаций порочащих честь и достоинство; в случае повторного появления такой информации - не только лишать СМИ государственной лицензии, но и лишать статуса профессионального журналиста в установленном законом порядке.


Поддержка некоммерческих организаций и "третьего сектора"

Гражданские инициативы являются основой эффективного развития общества и демократического государства. Они позволяют создать не формальную демократию, когда после выборов от избирателя уже ничего не зависит, а истинную, основанную на гражданском участии.

На сегодняшний день в нашей стране на благо общества активно работают около 45 тыс. некоммерческих организаций (НКО), с которыми связана деятельность почти 34 млн. россиян (либо их сотрудники, либо адресаты помощи).

Особенности некоммерческих организаций состоят в следующем: они не требуют бюджетных расходов т.к. существуют на частные взносы и пожертвования, гранты, собственные средства участников, более эффективно, чем государство решают многие проблемы, знают местную специфику, в состоянии помогать гражданам адресно.
Развитие "третьего сектора" позволит решить следующие задачи:

  • значительное усиление "человеческого фактора" в процессе реформ за счет преодоления социального иждивенчества и государственного патернализма;
  • широкое участие граждан в разработке стратегии и тактики реформ и любых действий государственной власти;
  • снижение социальной напряженности благодаря сокращению разрыва между властью и обществом, возникновение атмосферы доверия государственным институтам в силу их большей открытости;
  • достижение общественного согласия;
  • улучшение имиджа российского государства в глазах мирового сообщества;
  • значительная экономия государственных средств за счет передачи части социальных функций государства некоммерческим организациям и за счет создания десятков тысяч новых рабочих мест в некоммерческом секторе экономики;
  • развитие рынка некоммерческих услуг.

Для решения этих задач необходимо:

1. Провести четкое законодательное оформление деятельности НКО.

2. Сформировать максимально льготный режим налогообложения НКО, учитывая их неприбыльный характер и социальную значимость, проводить налоговое стимулирование корпоративной и индивидуальной благотворительности, а также отечественных фондов, принять соответствующий закон.

3. Обеспечить широкое участие НКО в процессе подготовки, обсуждения и контроля над исполнением властных решений.

4. Обеспечить повсеместное внедрение механизмов социального заказа и государственного гранта, позволяющих равноправное участие НКО в качестве подрядчика в реализации государственных социальных программ.

5. Привлекать профильные НКО к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих бюджетных разделов, в том числе путем использования обязательных общественных слушаний по социальным вопросам, практики местных референдумов, предоставления гражданам доступа к информации о структуре бюджетных средств и т.д.

6. Разработать широкомасштабные государственные просветительские программы о деятельности НКО.

7. Широко привлекать НКО к разрешению острых социальных проблем - беженцы, СПИД, домашнее насилие, наркомания, бездомность, подростковая преступность и безнадзорность, проблемы пожилых людей и инвалидов и т.д.

8. Повысить престиж и сформировать положительный имидж благотворительности, гражданской инициативы в целом.


Равные права и возможности для мужчин и женщин

Задача построения демократического общества немыслима без решения проблемы обеспечения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.

В российском обществе по-прежнему сохраняются пережитки традиционного патриархального распределения обязанностей в семье. В то же время социалистическая модернизация привела к массовому вовлечению женщин в производство, что привело к двойной нагрузке - в семье и на работе. Тем не менее, зарплата российских женщин остается ниже, чем у мужчин, работающих на тех же должностях, невысока доля женщин среди руководителей.

Медленный профессиональный рост женщин, недополучение ими дохода, отрицательным образом сказывается на благосостоянии общества в целом. Отсутствие женщин при принятии общественно значимых политических решений, "мужская" политика, приводит к предпочтению силовых, а не компромиссных стратегий, тормозит принятие социальных законов, законодательства о защите семьи и детства.

С началом реформ женщины потеряли ряд социальных гарантий, связанных с беременностью и материнством. Они первыми становятся жертвами увольнения, им труднее найти работу.

Мы глубоко убеждены, что демократические институты не могут действовать эффективно, если половина граждан прямо или косвенно ущемлена в гражданских правах. Норма статьи 19 Конституции РФ, гарантирующая равные права и свободы и равные возможности их реализации для мужчин и женщин, должна быть реализована на практике.

Партия "ЯБЛОКО" стремится к построению современного цивилизованного общества, в котором женщины и мужчины свободны и равны и строят свои отношения во всех сферах жизни: в политике, экономике, культуре и семейной жизни на принципах солидарности и взаимопомощи.

Для этого необходимо:

1. Сформировать законодательную базу, обеспечивающую активное участие женщин во всех сферах общественной жизни:

  • проводить обязательную гендерную экспертизу законодательства, особенно в сфере трудового и социального права;
  • способствовать продвижению женщин в органы государственной власти, в т.ч. в законодательстве о политических партиях закрепить рекомендательную норму о паритетном представительстве мужчин и женщин в руководящих органах;
  • совершенствовать семейное законодательство с целью обеспечения гарантий равных прав мужчин и женщин в воспитании и обеспечении детей, уравнивание родителей в правах, не состоящих в браке к родителям-супругам;
  • ратифицировать международные конвенции, обеспечивающие права женщин в сфере занятости;
  • подписать и ратифицировать Европейскую Социальную Хартию, статья 20 которой гарантирует право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола.

2. Содействовать женскому предпринимательству.

3. Поддерживать женские некоммерческие, неправительственные организации:

  • разработка специального законодательства в сфере общественных неправительственных организаций, особенно законодательства о государственной регистрации женских организаций;
  • принятие пакета законов об упорядочении налогообложения в сфере третьего сектора;
  • содействие повышению статуса женских женский организаций, в том числе их международного статуса;

4. Повысить социальную защищенность женщин:

  • способствовать изменению трудового законодательства для создания благоприятных условий для профессионального роста женщин,
  • гарантировать равную оплату труда за равный трудовой вклад для мужчин и женщин, гарантировать уважение личного достоинства женщин;
  • повысить вычеты из подоходного налога на детей до величины прожиточного минимума ребенка;
  • увеличить суммы единовременного пособия по рождению ребенка и ежемесячных пособий на детей;
  • способствовать созданию сети центров реабилитации женщин - жертв насилия.

Политика национального, культурного и духовного возрождения

"ЯБЛОКО" считает, что национальная политика должна быть направлена на защиту прав каждого отдельного гражданина, в том числе его национально-культурных прав, а не на обеспечение прав одних национальных общностей за счёт других.

Такая национальная политика, основана на том, что:

  • права человека приоритетнее интересов этноса,
  • защищать права личности на участие в развитии культуры своей этнической группы надо в масштабах всей России,
  • защита национально-культурных прав не означает создание "титульного" субъекта Федерации для каждого российского этноса.

Национальная политика в России предполагает:

1. Признание этнокультурного разнообразия общественным достоянием, подлежащим государственной защите.

2. Финансирование конкретных программ, объектов и непосредственных исполнителей, способствующих развитию национальных культур. При необходимости соответствующие статьи расходов должны покрываться целевыми дотациями из федерального бюджета. Финансирование из федерального бюджета должно быть обусловлено контролем над тем, чтобы содержание национальных программ образования и культурного развития не становилось источником национальной розни и не вело к сепаратизму.

3. Поддержку национально-культурной автономии как той формы реализации национально-культурных прав, которая может осуществляться в любом регионе.

4. Соблюдение равенства прав всех граждан независимо от национальной принадлежности. Ликвидацию льгот и преимуществ по национальному признаку; введение наказания за дискриминацию в любой форме.

5. Формирование у граждан всех национальностей чувства "единой Родины", для чего необходимо:

  • обеспечение равных экономических прав жителям всех регионов России;
  • уничтожение вооруженного криминалитета и искоренение "этнических" преступных группировок;
  • развитие национальных программ образования и воспитания чувства "общей Родины".

Сохранение, возрождение и развитие отечественной культуры - один из самых долгосрочных видов инвестирования в человеческий капитал, важнейшее условие национальной консолидации, возвращение России не только формального, но и заслуженного статуса великой державы.

Для решения этих задач необходимы следующие практическое шаги:

1. Создание государственного реестра и выработка программ сохранения и использования памятников истории и культуры, музейного и библиотечного фонда.

2. Введение мер бюджетного и налогового протекционизма в отношении организаций культуры и системы распространения культурных ценностей, разработка общенациональных программ развития культуры.

3. Стимулирование и поддержка профессионального художественного творчества.

4. Развитие отечественной кинематографии.

5. Законодательное обеспечение льготного налогообложения предприятий и частных лиц, вкладывающих средства в культуру, моральная и налоговая поддержка меценатства и спонсорства, инвестиций в организации культуры, развитие платных форм деятельности учреждений культуры.

6. Усовершенствование законодательства в области авторского и смежных прав.

7. Реформа библиотечного дела, возвращение Российской государственной библиотеке уровня одной из лучших библиотек мира, техническое и информационное обеспечение крупнейших, а затем и остальных библиотек страны, обязательное страхование уникальных библиотечных фондов.

8. Реформа музейной системы, усиление ее воспитательной и образовательной функций, запрет приватизации существующих государственных музеев, поддержка создаваемых музеев и галерей. Техническое переоснащение музеев, обеспечение сохранности национального достояния, выделение необходимых средств на пополнение музейных фондов.

9. Культурное возрождение российской провинции, театров и музеев, народных промыслов и ремесел и художественной самодеятельности.

10. Повышение оплаты труда работников культуры.

11. Создание конкурсной системы поддержки программ сохранения и развития культуры.

Создание государственного конкурсного комитета по ресурсам и грантам для учреждений культуры с ротационным экспертным и попечительским советами для осуществления государственной политики приоритетов в культуре.

Выход из кризиса, в котором оказалась наша страна, невозможен без морального и духовного возрождения, без солидарности и единения людей разных вероисповеданий.

Россия является светским государством, что закреплено в нашей Конституции. Это означает принцип отделения религии от государства. Однако этот принцип не только ставит пределы участия Церкви в политической жизни, но и ограничивает вмешательство государства во внутренние дела какой-либо конфессии и в межконфессиональные отношения. "ЯБЛОКО" против попыток использования некоторыми политиками и чиновниками Церкви в своих политических интересах.

Мы также выступаем за постепенную передачу религиозным конфессиям всех культовых зданий, при соблюдении интересов учреждений и работников светской культуры.

Тем не менее, отделение религии от государства не означает её отделения от общества. Необходимо взаимодействовать с традиционными конфессиями нашей страны в миротворческой деятельности (например, в урегулировании конфликта в Чечне), сохранении уникального культурного, архитектурного, исторического наследия. Необходимо всемерно поощрять социальную деятельность российских конфессий - развитие богаделен, домов призрения, и т.д. Оздоровлению атмосферы в обществе может способствовать и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций.

Защищая свободу совести, государство должно поставить надежный заслон на пути религиозного фанатизма, фундаментализма, а также тоталитарных сект, угрожающих жизни, здоровью и достоинству граждан. Любые действия по отношению к распространителям тоталитарных и экстремистских учений должны производиться исключительно в строгом соответствии с законом.

 

Предыдущая глава / Следующая глава

Москва, 2001

Cм. также:

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]