Оглавление
Раздел 1. Государственное строительство и конституционные
права граждан - подготовила В.Б.Максимова (Ведущий референт аппарата
фракции "ЯБЛОКО" )
1.1 Государственное строительство.
1.2 Законодательные инициативы фракции в области
государственного строительства
1.3 Законодательные инициативы фракции в области
судебной реформы.
1.4 Конституционные права граждан.
1.5 Законодательные инициативы фракции "ЯБЛОКО"
в области федеративных отношений.
1.6 Законодательные инициативы фракции "ЯБЛОКО"
в области местного самоуправления.
1.7 Судоустройство.
1.8 Статус депутата государственной думы.
Раздел
2. Социальная политика - подготовила Л.А.Судалина (эксперт фракции)
Раздел
3. Финансово-экономическое законодательство подготовил А.Г.Сушкевич
(эксперт фракции)
Раздел
4. Оборона и безопасность - подготовил П.Б.Ромашкин (эксперт фракции)
Приложение
Раздел 1. Государственное строительство
и конституционные права граждан
1.1 Государственное строительство
Одной из задач Российского государства является
укрепление конституционно-правовых основ государственности.
В период осенней сессии 2000 г. Государственная
Дума рассмотрела в первоочередном порядке законодательные инициативы
Президента РФ. На этот раз они были посвящены государственным
символам Российской Федерации. Депутаты приняли законы
"О Государственном гимне Российской Федерации"
"О Государственном флаге Российской Федерации"
"О Государственном гербе Российской Федерации"
"О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени
Военно-Морского Флота, знаменах видов Вооруженных Сил Российской
Федерации и знаменах других войск".
Государственные символы являются важным элементом
статуса Российской Федерации как суверенного государства. В соответствии
с Конституцией РФ описание государственных символов, порядок их
официального использования устанавливаются федеральным конституционным
законом, что подчеркивает их значение. До настоящего момента эти
вопросы регулировались Указами Президента.
Отношение фракции "ЯБЛОКО" к законодательным
инициативам Президента РФ:
фракция считает несвоевременной постановку вопроса о законодательном
утверждении символики в то время, когда не решены самые острые
экономические и политические проблемы страны.
Федеральный конституционный закон "О Государственном
гимне Российской Федерации"
Инициаторы: депутаты ГД 2 и 3 созывов
Дата внесения в ГД: 5 ноября 1998 г.
Дата принятия: 8 декабря 2000 г.
Дата опубликования 27 декабря 2000 г.
Законодательные предложения:
Утвердить в качестве музыкальной редакции Государственного гимна
Российской Федерации музыку А.В.Александрова.
Обоснование:
Авторы закона основываются на принципе непрерывности Российской
государственности, согласно которому Российская Федерация и СССР
- один и тот же участник межгосударственных отношений, один и
тот же субъект международного права. Россия - государство-продолжатель
Союза ССР. Таким образом, утверждают авторы законопроекта, Российская
Федерация вправе воспринять и музыку Гимна союзного государства.
Позиция фракции:
Что касается содержательной стороны вопроса, то фракция выступила
категорически против гимна на музыку А.Александрова и приняла
решение о солидарном голосовании "против".
Возвращение гимна СССР - худший вариант решения проблемы государственной
символики, в этом предложении нет никакого компромисса, потому
что компромисс - это не механическое соединение символов разных
эпох. Нельзя принимать государственные символы, вызывающие отторжение
у значительной части общества.
Мы уважаем историю нашей страны, великие свершения нашего народа.
Однако гимн СССР - это символ господства коммунистической партии
и тоталитарного государства, приписавших свершения народа себе.
Гимн на музыку А.Александрова - это символ идеологии, потерпевшей
крах, приведшей к краху государства, построенного на этой идеологии,
символ идеологии, учинившей настоящий геноцид народа. Принятие
этого гимна - это знак реванша и мести, это знак приглашения тем,
кто желает повернуть историю вспять.
Музыка государственного гимна может быть лучше или хуже, но она
не должна никого оскорблять. Фракция считает исторической ошибкой
принятие такого гимна, но убеждена, что это решение - временное.
Новое поколение создаст новый гимн для будущей России.
Итоги рассмотрения:
При рассмотрении законопроекта на пленарном заседании Государственной
Думы депутаты заслушали доклады А.Лукьянова и Н.Губенко, являющихся
членами фракции "КПРФ". Согласно Регламенту ГД при рассмотрении
законопроектов в третьем чтении фракции высказывают свою позицию.
Ситуация с предстоящим голосованием была настолько очевидной,
что лидеры фракций КПРФ и "Единство" отказались от положенных
по Регламенту выступлений. Фракции СПС и "ЯБЛОКО" просили
слово для выступлений. Однако Дума проголосовала против выступлений
лидеров фракций, впервые за современную историю Думы отказав в
слове депутатским лидерам при решении принципиально важного вопроса.
Как заявил Г.А.Явлинский, впервые за семь лет работы оппозиция
не получила возможности выразить свою точку зрения. Законопроект
был принят с нарушением Регламента. Подавляющая часть депутатов
фракций СПС и "ЯБЛОКО" в знак протеста отказались принимать
участие в голосовании и по другим законам о государственной символике.
Голосование по законам о государственных символах РФ еще раз показало,
что в Думе сформировано агрессивно-послушное большинство путем
слияния сторонников президентской администрации и коммунистов.
Голосование в 3 чтении: "за" 379 депутатов - 84%
"против" 51 депутат - 11%
Голосование фракций (в %)
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
98 |
98 |
93 |
6 |
100 |
0 |
100 |
97 |
93 |
"против" |
0 |
1 |
2 |
91 |
0 |
93 |
0 |
0 |
0 |
Федеральный конституционный закон "О Государственном
флаге Российской Федерации"
Инициатор: Президент РФ
Дата внесения в ГД: 5 декабря 2000 г.
Дата принятия: 8 декабря 2000 г.
Дата опубликования 27 декабря 2000 г.
Законодательные предложения:
Утвердить в качестве Государственного флага Российской Федерации
полотнище бело-сине-красного цвета.
Обоснование:
Трехцветный флаг стал первым признанным в мире официальным символом
Российского государства еще в конце XVII века.
Позиция фракции:
Решением фракции депутатам было рекомендовано свободное голосование
по законопроекту.
Итоги рассмотрения:
Подавляющая часть депутатов фракций СПС и "ЯБЛОКО"
в знак протеста в связи с нарушением процедуры обсуждения закона
о гимне отказались принимать участие в голосовании по законопроекту
о государственном флаге.
Голосование в 3 чтении: "за" 341 депутат - 76%
"против" 20 депутатов - 4%
не голосовало 88 депутатов - 20%
Голосование фракций (в %)
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
70 |
96 |
96 |
6 |
100 |
16 |
62 |
98 |
86 |
"против" |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
0 |
11 |
не голосовало |
19 |
4 |
4 |
94 |
0 |
84 |
21 |
2 |
3 |
Федеральный конституционный закон "О Государственном
гербе Российской Федерации"
Инициатор: Президент РФ
Дата внесения в ГД: 5 декабря 2000 г.
Дата принятия: 8 декабря 2000 г.
Дата опубликования 27 декабря 2000 г.
Законодательные предложения:
Утвердить в качестве Государственного герба Российской Федерации
изображение с двуглавым орлом.
Обоснование:
Двуглавый орел более 500 лет назад стал первым признанным в мире
официальным гербом единой и суверенной России.
Позиция фракции:
Решением фракции депутатам было рекомендовано свободное голосование
по законопроекту.
Итоги рассмотрения:
Фракция "ЯБЛОКО" в знак протеста в связи с нарушением
процедуры обсуждения закона о гимне единогласно отказалась принимать
участие в голосовании по законопроекту о государственном гербе.
Голосование в 3 чтении: "за" 342 депутата - 76%
"против" 19 депутатов - 4%
не голосовало 86 депутатов - 19%
Голосование фракций (в %)
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
72 |
94 |
96 |
6 |
100 |
0 |
70 |
98 |
90 |
"против" |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
0 |
7 |
не голосовало |
16 |
4 |
4 |
94 |
0 |
100 |
16 |
2 |
3 |
Федеральный закон "О знамени Вооруженных Сил Российской
Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах видов Вооруженных
Сил Российской Федерации и знаменах других войск"
Инициатор: Президент РФ
Дата внесения в ГД: 5 декабря 2000 г.
Дата принятия: 8 декабря 2000 г.
Дата опубликования 4 января 2001 г.
Законодательные предложения:
Утвердить в качестве знамени Вооруженных Сил Российской Федерации
полотнище красного цвета. Утвердить в качестве знамени Военно-Морского
Флота полотнище белого цвета, пересеченное синим диагональным
(Андреевским) крестом.
Обоснование:
Обоснование необходимости принятия данного закона авторами законопроекта
не приводилось.
Позиция фракции:
Фракция "ЯБЛОКО" отметила, что все, что связано с победой
в Великой Отечественной войне - свято. Свято и Знамя Победы. Но
с точки зрения государственного строительства странно, чтобы армия
имела иное знамя, нежели ее собственное государство. Не может
быть знамя Вооруженных сил, отличающееся от флага страны.
Решением фракции депутатам было рекомендовано свободное голосование
по законопроекту.
Итоги рассмотрения:
Фракция "ЯБЛОКО" в знак протеста в связи с нарушением
процедуры обсуждения закона о гимне единогласно отказалась принимать
участие в голосовании по законопроекту о знамени Вооруженных Сил
и Военно-Морского Флота.
Голосование в 3 чтении: "за" 387 депутатов - 86%
"против" 1 депутат - 0,2%
не голосовало 62 депутата - 13,8%
Голосование фракций (в %)
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
99 |
98 |
96 |
15 |
94 |
0 |
98 |
98 |
100 |
"против" |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
не голосовало |
1 |
2 |
4 |
82 |
6 |
100 |
2 |
2 |
0 |
1.2 Законодательные инициативы фракции в
области государственного строительства.
Одной из проблем Российского государства является рост преступности.
Причины этого явления - не только разрушение системы моральных
и идеологических ориентиров, ухудшение социально-экономических
условий жизни населения, но и несовершенство законодательства,
дезорганизация правоохранительных органов, которые оказались недостаточно
приспособленными к работе в новых условиях.
"ЯБЛОКО" считает необходимым реформирование Прокуратуры
по следующим направлениям: сокращение полномочий прокуратуры по
надзору с передачей значительной их части Минюсту; выведение из
состава Прокуратуры следственных органов; финансовое обеспечение.
В соответствии с планом совместных законодательных инициатив
фракций СПС и "ЯБЛОКО" подготовлен и внесен на рассмотрение
Государственной Думы проект Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации".
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
Инициаторы: - "ЯБЛОКО С.В.Иваненко
- СПС В.В.Гребенников
В.В.Похмелкин
Дата внесения в ГД: 20 октября 2000 г.
По действующему закону "О прокуратуре Российской Федерации"
прокурорская система пытается сочетать всеобъемлющий надзор за
законностью и функции по борьбе с преступностью. Однако в последние
годы деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью оказалась
по существу свернутой. В результате ряда изменений уголовно-процессуального
законодательства до 90% уголовных дел перешло к следователям органов
внутренних дел, что резко снизило качество предварительного следствия.
В настоящий момент прокуроры практически не выступают в судах
в качестве государственных обвинителей. Большинство уголовных
дел рассматриваются вовсе без участия прокурора. Это приводит
к тому, что судьям приходится брать на себя бремя обвинения подсудимых,
что грубейше извращает суть правосудия, стимулирует обвинительный
уклон, приводит к появлению судебных ошибок. Основной деятельностью
прокуратуры является надзор за исполнением законов. Однако в стране,
где функционируют миллионы чиновников, каждодневно возникают тысячи
юридических лиц, задача проследить за законопослушностью всех
их для сравнительно немногочисленной прокуратуры абсолютно нереальна.
Результаты этого надзора мизерны.
Авторы законопроекта считают, что невозможно успешно совмещать
общий надзор, надзор по гражданским делам и борьбу с преступностью.
Законопроект устанавливает, что основная задача прокуратуры -
вести процессуальное руководство расследованием по уголовным делам,
поддерживать обвинение в суде. Это то, что никто, помимо нее,
не сделает должным образом. С общенадзорными функциями может справиться
Министерство юстиции.
Законопроект определяет прокуратуру в системе разделения властей
как особый вид исполнительной власти - обвинительную власть. В
настоящий же момент прокуратура оказалась вне какой-либо из ветвей
власти, и как следствие - неподконтрольна обществу и государству.
В проекте последовательно отвергается трактовка участия прокурора
в судебном разбирательстве как надзора за судебной деятельностью.
В соответствии с конституционным принципом состязательности судопроизводства
прокурор должен занимать в суде положение стороны (обвинителя).
Проект предлагаемого федерального закона определяет общие положения,
структуру и штаты органов и учреждений прокуратуры, полномочия
и ответственность Генерального прокурора и нижестоящих прокуроров,
особенности их службы. Особенно регламентируются полномочия прокурора
в отдельных стадиях уголовного судопроизводства.
Задача законопроекта - обеспечить условия, когда прокуратура должна
будет и сможет добиться перелома в борьбе с преступностью.
1.3 Законодательные инициативы фракции в
области судебной реформы.
"ЯБЛОКО" последовательно отстаивает приоритет прав
личности над целесообразностью, отстаивает идею правового государства
как государства для граждан. Правовое государство, утверждает
"ЯБЛОКО" - это государство, в котором существует верховенство
закона, по которому граждане "могут все, что им прямо не
запрещено законом", а чиновники - "только то, что им
законом разрешено". В правовом государстве существует такое
распределение полномочий между органами государственной власти,
которое делает невозможным злоупотребление ими. Согласно нашей
Конституции власть в нашем государстве разделена на законодательную,
исполнительную и судебную. В связи с этим необходимо обеспечить
полную независимость суда, подчинение его только закону, и тем
самым обеспечить гражданам право на справедливое судопроизводство.
На реализацию этих задач направлены законодательные инициативы
фракции "ЯБЛОКО":
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный
Кодекс РСФСР и Федеральный закон "О прокуратуре Российской
Федерации";
поправки к проекту Уголовно-процессуального кодекса.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Инициаторы: - "ЯБЛОКО" С.В.Иваненко, С.А.Попов
- СПС В.В.Похмелкин
Разработчик: С.Н.Егоров
Дата внесения в ГД: 23 ноября 2000 г.
Действующий ГПК 1964 года безнадежно устарел. Даже с поправками,
внесенными в него за последние годы, он не отвечает современным
требованиям к судопроизводству, а многие его положения противоречат
Конституции. Кроме того, он содержит устаревшую терминологию,
что создает большие сложности в его применении и снижает эффективность
правосудия по гражданским делам. Дальнейшее "латание"
ГПК, попытки и дальше поправками компенсировать его вопиющие недостатки
не является конструктивным способом решения проблемы. Именно поэтому
"ЯБЛОКО" решило предложить свой вариант нового Гражданского
процессуального кодекса. В 1999 году в "ЯБЛОКЕ" была
создана специальная рабочая группа по подготовке новой редакции
ГПК во главе с экспертом С.Н.Егоровым.
В основу нового ГПК положен ряд принципов:
- обеспечение каждому человеку права на справедливое и публичное
разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным
судом;
- обеспечение состязательности и равноправия сторон;
- обеспечение максимального подчинения судьи закону;
- обеспечение законности и обоснованности каждого постановленного
судебного акта.
В соответствии с проектом нового ГПК активная позиция при рассмотрении
гражданских дел сохранена за судом только в случаях необходимости
обеспечения процессуальных прав лиц, участвующих в деле. Практически
во всех остальных случаях действия суда должны быть следствием
активности лиц, участвующих в деле. Основное правило - нет ходатайства,
нет действия суда. И, с другой стороны, ни одно ходатайство не
может остаться без последствий. Суд обязан немедленно так или
иначе отреагировать (не обязательно удовлетворить) на каждое заявленное
ходатайство. Задача суда после удаления в совещательную комнату
заключается только в том, чтобы объективно и беспристрастно оценить,
доводы какой из сторон оказались более убедительными и весомыми,
обязательно с учетом правильного применения судом законодательных
норм. Принцип состязательности последовательно и неуклонно развивается
в проекте нового ГПК.
Проект ГПК ужесточает требования к суду по написанию мотивировочной
части решений с целью максимального обеспечения их обоснованности.
Ужесточена и роль суда в информировании сторон обо всех событиях
в судебном разбирательстве. Суд обязан совершить все необходимые
действия для доведения информации до лиц, участвующих в деле.
Само судебное разбирательство в предлагаемом законопроекте регламентировано
значительно более строго и подробно.
В проекте нового ГПК сохранены права лиц, участвующих в деле,
на обжалование решений, определений, постановлений, не вступивших
в законную силу, и на обращение с жалобой на вступившие в законную
силу решения, определения, постановления. Законопроект обязывает
вышестоящий суд выявить все недостатки обжалуемого судебного акта
и, даже оставив без изменения его резолютивную часть, изменить
мотивировочную, исправив в ней все имеющиеся недостатки.
Проект нового ГПК исходит из того, что судья - это обыкновенный
человек со своими достоинствами и недостатками. Поэтому везде,
где только возможно, избавляет судью от необходимости принятия
процессуальных решений и максимально подчиняет судью закону.
Многие действующие процессуальные нормы гражданского судопроизводства,
испытанные временем и не противоречащие вышеприведенным принципам,
были сохранены в новом проекте ГПК в неизменном виде.
Авторы нового ГПК стремились создать законопроект, соответствующий
требованиям современности, способствующий честному, быстрому и
справедливому рассмотрению гражданских дел в суде.
Внесенный в Государственную Думу проект подлежит широкому обсуждению.
Он направлен в Верховный и Арбитражный суды, Совет Федерации,
Администрацию Президента, ведущие университеты страны для получения
отзывов, замечаний и предложений.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и федеральный закон "О
прокуратуре Российской Федерации"
Инициатор: С.А.Попов
Разработчики: В.С.Горячев, Ю.А.Костанов
Дата внесения в ГД: 16 ноября 2000 г.
Законопроект направлен на существенное усиление гарантий конституционных
прав граждан. Необходимость принятия законопроекта связана с правовым
вакуумом, возникшим из-за признания Конституционным Судом РФ ряда
норм Уголовно-процессуального кодекса РСФСР не соответствующими
Конституции и потому не подлежащими применению. Принятие нового
УПК затягивается. В связи с этим целесообразно принять закон о
внесении в УПК изменений и дополнений, направленных на приведение
норм Кодекса в соответствие с Конституцией. Основные предложения
проекта:
- предоставить право обвиняемому (подозреваемому) на помощь адвоката
с момента задержания;
- законодательно обеспечить возможность для заинтересованных лиц,
конституционные права которых нарушены в ходе предварительного
расследования, обжаловать в суде действия следователя и прокурора;
- обязать следователя удовлетворять ходатайства защиты о приобщении
к делу доказательств, обеспечивая тем самым конституционный принцип
состязательности процесса;
- обеспечить безоговорочное право осужденного участвовать в заседаниях
суда кассационной и надзорной инстанции;
- обязать суд надзорной инстанции вызывать в судебное заседание
всех участников процесса и предоставлять им возможность высказать
свое мнение.
Самое существенное предложение - возможность ареста только по
решению суда. Эта конституционная норма до сих пор не нашла отражения
в действующем УПК. В 1995 году Государственная Дума приняла закон
о внесении в Кодекс соответствующих поправок, но закон был отклонен
Советом Федерации.
Предлагаемые изменения и дополнения УПК повлекли необходимость
внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный
закон "О прокуратуре".
В отличие от проекта нового УПК, который находится в Государственной
Думе на стадии подготовки ко второму чтению, содержащего немало
спорных концептуальных решений, основные предложения рассматриваемого
законопроекта апробированы Конституционным Судом РФ.
Поправки к проекту уголовно-процессуального кодекса
Инициатор: С.А.Попов
Разработчик: Ю.А.Костанов
Дата внесения в ГД: 30 ноября 2000 г.
В 1997 году Государственная Дума приняла в первом чтении новый
Уголовно-процессуальный кодекс. В настоящий момент проект готовится
к рассмотрению во втором чтении.
Инициатива фракции по подготовке значительного по объему пакета
поправок к принятому в первом чтении проекту УПК связана с тем,
что проект фактически не устраняет существенные недостатки действующего
законодательства. На подготовке нового проекта УПК, по видимому,
отразилась острая криминогенная ситуация в стране и неспособность
правоохранительных органов противостоять росту преступности. Эти
проблемы объясняются зачастую тем, что активность оперативно-розыскных
служб и следственных органов якобы сдерживается требованиями строгого
соблюдения процессуальных норм. В обществе, к сожалению, существует
устойчивое непонимание того, что процессуальные нормы, являясь
гарантиями прав подозреваемых и обвиняемых, в то же время являются
и гарантиями достижения истины в судопроизводстве. История российского
уголовного судопроизводства изобилует примерами произвола, находящего
основания, в том числе и в ущербном процессуальном законодательстве.
Некоторые незначительные улучшения УПК в новом проекте не устраняют
главного недостатка - сохранения пережитков "инквизиционного"
судопроизводства:
- несоблюдение конституционных принципов состязательности и равноправия
сторон, в том числе сохранение за судом ряда полномочий обвинительного
характера;
- недостаточность гарантий прав подозреваемого и обвиняемого при
задержании и аресте;
- недостаточность организационно-правовых гарантий независимости
следователя.
Кроме того, проект не учитывает ряд разъяснений Конституционного
Суда Российской Федерации по вопросам уголовного процесса. Между
тем, законодатель не вправе повторять в новом законе нормы, аналогичные
тем, которые ранее, в прежде действовавшем законе уже были признаны
не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Предложенный пакет поправок преследует цель внести достаточно
большое число изменений и дополнений в проект УПК для устранениях
тех недостатков, о которых говорилось выше, доработать проект
до уровня, определяемого современной теорией и мировой практикой.
Однако возможно, что такое количество изменений проекта фактически
приведет к его полной переработке. Среди депутатов фракции существует
точка зрения, что целесообразнее было бы отвергнуть существующий
проект и, по сути, начать работу заново. Вместе с тем, с учетом
того, что работа над новым УПК продолжатся уже не один год, следует
предпринять и попытку внесения поправок к уже существующему проекту.
В Комитете Государственной Думы по законодательству возглавляет
рабочую группу по подготовке проекта нового Уголовно-процессуального
кодекса ко второму чтению депутат фракции "ЯБЛОКО" Е.Б.Мизулина.
1.4 Конституционные права граждан
В Программе "ЯБЛОКА" отмечается необходимость реформы
системы исправительно-трудовых учреждений и мест предварительного
заключения, задача которой создать более достойные условия содержания
заключенных. Одним из способов решения этой проблемы является
организация общественного контроля.
Этому посвящен законопроект, внесенный депутатами Комитета по
делам общественных объединений и религиозных организаций. К законодательной
инициативе Комитета присоединилась депутат фракции "ЯБЛОКО"
Т.В.Ярыгина.
Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением
прав лиц, находящихся в местах изоляции, и о содействии общественных
объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания,
и мест содержания под стражей"
Инициаторы: депутаты ГД, члены Комитета по делам общественных
объединений
от "ЯБЛОКА" - Т.В.Ярыгина
Дата внесения в ГД: 4 октября 2000 г.
По мнению отечественных и международных экспертов наиболее серьезные
нарушения прав человека в России происходят сегодня в местах содержания
под стражей, в отношении лиц, задержанных и лишенных свободы.
Общество, будучи вправе требовать от государственных учреждений
безусловного исполнения законов и соблюдения прав человека, не
может оставаться безучастным к проблемам правоохранительных органов,
учреждений пенитенциарной системы (системы, связанной с уголовными
наказаниями). При крайне бедственном положении следственных изоляторов,
других учреждений, где содержатся заключенные, необходимы помощь
общественных объединений в улучшении их материально-бытовых и
медико-санитарных условий, опыт психологической, культурной, социальной
поддержки заключенных.
Законопроект направлен на развитие различных форм общественного
контроля и попечения над тюрьмами, следственными изоляторами.
Субъектами общественного контроля признаются общественные инспекторы,
выдвигаемые правозащитными общественными организациями, а также
общественные наблюдательные комиссии. Кандидатуры общественных
инспекторов утверждаются Уполномоченным по правам человека. Деятельность
общественных наблюдательных комиссий регулируется законодательством
субъектов РФ. В законопроекте определены полномочия субъектов
контроля, установлен порядок принятия мер по результатам мероприятий
общественного контроля, определен порядок финансирования деятельности
общественных инспекторов и наблюдательных комиссий, урегулирован
порядок осуществления содействия общественных объединений в работе
учреждений и органов пенитенциарной системы.
В период осенней сессии была завершена продолжительная работа
над новым кодифицированным актом об административных правонарушениях
и административной ответственности. 4 октября Государственная
Дума возвратила к процедуре второго чтения, а затем приняла во
втором и третьем чтениях Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях и Федеральный закон "О введении в действие
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
25 октября оба закона были отклонены Советом Федерации, а 8 декабря
Государственная Дума вновь одобрила их в ранее принятой редакции.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Инициаторы: Депутаты ГД
Дата внесения в ГД: май 1997 г.
Дата принятия ГД: 4 октября 2000 г.
Дата отклонения СФ: 25 октября 2000 г.
Повторное рассмотрение ГД: 8 декабря 2000 г.
Отклонение Президентом: 20 декабря 2000 г.
Необходимость принятия
Ныне действующий Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
безнадежно устарел и не отвечает конституционным положениям и
международным нормам о защите прав и законных интересов человека
и гражданина.
Законодательные предложения
Проект нового Кодекса освобожден от прежних идеологических догм,
из него устранены устаревшие нормы, включены новые, необходимость
которых обусловлена новой социально-политической ситуацией. В
законопроекте декларированы конституционные принципы и нормы о
приоритете прав и свобод человека и гражданина, о равной охране
всех форм собственности, об обеспечении судебной защиты гражданина
от неправомерных действий административных органов. В проекте
получили нормативное закрепление принцип равенства перед законом
лиц, привлекаемых к административной ответственности, презумпция
невиновности, провозглашен запрет нанесения вреда деловой репутации
юридического лица.
Позиция фракции
Фракция "ЯБЛОКО" последовательно выступала против проекта
Кодекса. Несмотря на вышеназванные декларируемые принципы, проект
Кодекса фактически усиливает произвол чиновников и незащищенность
от него граждан и юридических лиц. Проект Кодекса сохраняет условия
для коррупции, оставляя возможности для злоупотребления служебным
положением чиновникам различных уровней. Нельзя не отметить недостатки
использованных составителями проекта Кодекса юридических конструкций.
Без всякой нужды нарушены российские законодательные традиции
и обычаи. За некоторые деяния административная ответственность
установлена необоснованно. (Подробнее см. "Законодательная
деятельность фракции "ЯБЛОКО" в Государственной Думе",
направление "Государственное строительство и конституционные
права граждан", январь-июль 2000 г.)
Фракция не поддержала проект Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях во втором чтении.
Перед рассмотрением проекта Кодекса в третьем чтении Государственная
Дума приняла решение вернуть его к процедуре второго чтения для
внесения отдельных поправок. Поправки касались более четкого определения
понятия дисквалификации как одного из видов административных взысканий.
Воспользовавшись ситуацией возвращения Кодекса к процедуре второго
чтения и возможностью внесения в него поправок, Правительство
предложило рассмотреть и другие поправки. В частности - отменить
норму, запрещающую использовать блокирующие устройства, эвакуацию
транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных
знаков и иные принудительные меры при нарушении правил стоянки
или остановки транспортных средств. Правительство не только пыталось
узаконить применение эвакуаторов в указанных случаях, но и освободить
от ответственности лиц, которые применяют такие принудительные
средства незаконно.
Фракция "ЯБЛОКО" приняла решение голосовать против предложений
Правительства.
Однако данные поправки Государственная Дума так и не рассматривала,
и они не вошли в окончательный текст Кодекса. В связи с тем, что
наиболее "скандальные" предложения Правительства депутаты
не приняли к рассмотрению и в связи с тем, что поправки о дисквалификации,
поддержанные по согласованию депутатами фракций СПС и "ЯБЛОКО",
были приняты Государственной Думой, часть депутатов фракции "ЯБЛОКО"
поддержала Кодекс в третьем чтении.
Голосование в 3 чтении: "за" 364 депутата - 81%
"против" 1 депутат - 0,2%
воздержалось 2 депутата - 0,4%
не голосовало 83 депутата - 18,4%
Голосование фракций (в %)
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
86 |
98 |
94 |
97 |
19 |
32 |
86 |
79 |
82 |
"против" |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
"воздер." |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
не голосовало |
13 |
2 |
6 |
0 |
81 |
68 |
14 |
21 |
16 |
О том, что новый Кодекс об административных правонарушениях вызывает
недоверие не только у общественности, но и у власти, свидетельствует
отклонение Кодекса Советом Федерации и Президентом РФ.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических
репрессий"
Инициаторы: депутаты ГД в том числе депутаты фракции "ЯБЛОКО"
2 созыва А.А.Мазур
Р.И.Султанов
Дата внесения в ГД: 19 марта 1999 г.
Дата отклонения: 18 октября 2000 г.
Законодательные предложения:
В октябре 1991 года был принят закон "О реабилитации жертв
политических репрессий". Под его действие попадали лица,
репрессированные на территории РФ. Эта норма закона, принятого
еще до распада СССР, была оправдана, т.к. предполагалось, что
другие союзные республики примут аналогичные законы. В настоящий
момент сложилась ситуация, когда граждане РФ, постоянно проживающие
на территории РФ и репрессированные на территориях других бывших
союзных республик, не могли быть реабилитированы в соответствии
с законом 1991 года. Рассматриваемый законопроект предлагает распространить
действие закона на указанную категорию граждан. Кроме того, авторы
законопроекта считают необходимым дополнительно уточнить перечень
ограничений в правах и свободах, которым подвергались дети репрессированных
родителей.
Позиция фракции:
Фракция поддержала закон еще при первом его рассмотрении в 1999
г. Депутаты фракции "ЯБЛОКО", выступая на пленарном
заседании, заявили, что жестокие страницы нашей истории должны
быть уроками, и мы не должны повторять эти ошибки в дальнейшем.
Поэтому закон, который носит гуманный характер и который не несет
больших финансовых затрат для государства, должен быть принят
именно в гуманных целях.
Итоги рассмотрения:
Первоначально законопроект рассматривался на заседании ГД 19.10.1999
г. Против закона активно выступили представители КПРФ.
Правительство дало отрицательное заключение на законопроект в
связи с невозможностью его реализации в текущем году, связанной
с отсутствием средств. Правительство предложило отложить его рассмотрение
с целью уточнить расчеты и согласовать с параметрами бюджета на
2000 год. Согласившись с представителем Правительства, профильный
Комитет отозвал законопроект, пообещав вернуться к его рассмотрению
через 10 дней. Однако новое рассмотрение законопроекта в 1 чтении
состоялось только через год (!). Заключение Правительства вновь
оказалось отрицательным в связи с тем, что "в федеральном
бюджете на 2000 год средства на мероприятия по защите прав жертв
политических репрессий предусматривались без учета расширения
категорий граждан, подпадающих под действие законопроекта".
Поразительное лицемерие!
Государственная Дума отклонила законопроект.
Федеративная реформа.
Фракция "ЯБЛОКО" традиционно уделяет большое внимание
проблемам федерализма. Сегодня в федеративной политике накопилось
много проблем. В руках губернаторов сосредоточена огромная власть,
перед которой зачастую беззащитны граждане и бессильна федеральная
власть. В ряде территорий не выполняются федеральные законы и
даже Конституция, особенно в части соблюдения прав и свобод граждан.
В связи с этим крайне актуальной является задача борьбы с региональным
произволом и беззаконием. Этой задачей объясняется принципиальная
позиция фракции по ряду законов, рассмотренных Государственной
Думой.
"О внесении изменений в федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части изменения редакций статей 1, 6, 7, 8, 14, 18)
Инициатор: Совет Федерации
Дата внесения в ГД: 29 марта 2000 г.
Дата отклонения: 18 октября 2000 г.
Законопроектом предусмотрено внести поправки в действующий закон,
которые, по мнению авторов, более полно учитывали бы практику
правового регулирования, сложившуюся в субъектах Российской Федерации.
Фракция "ЯБЛОКО" приняла решение не поддерживать законопроект.
Фракция считает, что субъекты РФ обязаны привести региональное
законодательство в соответствие с федеральным. Особенно неприемлемым,
по мнению фракции, является предложение Совета Федерации о том,
чтобы регионы сами определяли, на какое количество сроков может
избираться высшее должностное лицо субъекта РФ. В настоящее время
вопрос о третьем сроке для губернаторов из правового превращается
в политический.
18 октября Государственная Дума отклонила этот законопроект,
однако в ноябре депутаты предприняли еще одну попытку предоставить
возможность губернаторам избираться на третий срок. На этот раз
попытка удалась.
"О внесении изменения и дополнения в федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
федерации"
Инициаторы: депутаты ГД М.Е.Бугера , С.И.Загидуллин, О.И.Ковалев,
М.Р.Рокицкий
Дата внесения в ГД: 9 октября 2000 г.
Дата принятия в 1 чтении: 29 ноября 2000 г.
Законодательные предложения:
Действующим законом установлено, что высшее должностное лицо
субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ) не может избираться на указанную должность
более двух сроков подряд. Проект предлагает дополнить закон новой
статьей, согласно которой сроки, в течение которых Губернаторы
исполняли свои полномочия ранее, не будут учитываться. Будет учитываться
только тот срок, на момент которого вступил в действие данный
закон.
Обоснование:
Авторы ссылаются на то, что при применении на практике данного
закона возникла неопределенность - с какого момента начинать учет
сроков полномочий. Их законодательная инициатива направлена на
то, чтобы исключить, как они считают, возможность придания закону
обратной силы, т.е. отсчет сроков начать с момента принятия закона
- с 6 октября 1999 г.
Позиция фракции:
Фракция "ЯБЛОКО" считает, что с правовой точки зрения
проблемы не существует. Более того, предложенный проект противоречит
логике Конституционного суда, который засчитал Б.Ельцину пребывание
на посту главы государства в 1991 - 1996 годах в качестве первого
президентского срока (несмотря на то, что он начался до принятия
в 1993 году новой Конституции).
Фракция "ЯБЛОКО" рассматривает внесение в Государственную
Думу данного законопроекта как попытку Администрации Президента
"прощупать" отношение депутатов к перспективе продления
на третий срок полномочий Президента РФ. Кроме того, Администрация
проявила слабость, поддавшись давлению некоторых руководителей
регионов, которые всеми способами пытаются гарантировать себе
переизбрание и заявляют, что при любом законе будут баллотироваться
на третий срок.
Все это свидетельствует о том, что созданные в 2000-м году новые
механизмы федерального регулирования не действуют. Федеративная
реформа фактически не состоялась, центр не может обеспечить эффективный
контроль за действиями региональных властей и расписывается в
собственном бессилии. Именно поэтому Администрация пролоббировала
закон (проект внесен депутатами фракций "Единство",
ОВР, "Народный депутат", "Регионы России").
Кроме того, закон выглядит как "подачка" губернаторам,
которые теряют теперь свои посты в Совете Федерации.
Итоги рассмотрения:
По результатам голосования законопроект набрал 219 голосов (из
необходимых 226) и не был принят в 1 чтении. Однако депутат В.Жириновский
настоял на переголосовании. Но и во второй раз не хватило всего
лишь нескольких голосов - закон поддержали 223 депутата. В конце
своего заседания Государственная Дума в третий раз поставила на
голосование этот вопрос, и, наконец, закон был принят.
Фракция единогласно проголосовала против закона.
Результаты голосования - "третья попытка": "за"
239 депутатов- 53%
"против" 155 депутатов - 34%
воздержалось 7 депутатов - 2%
не голосовало 49 депутатов - 11%
Голосование фракций (в %):
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
1 |
95 |
58 |
39 |
94 |
0 |
19 |
89 |
80 |
"против" |
97 |
1 |
0 |
49 |
0 |
84 |
74 |
1 |
9 |
"воздер." |
0 |
1 |
7 |
3 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
не голосовало |
2 |
3 |
35 |
9 |
6 |
16 |
5 |
10 |
9 |
Необходимое для принятия законопроекта число голосов в Государственной
Думе было получено только с третьего переголосования, под грубым
нажимом Администрации Президента. Как говорилось в заявлении фракции,
подобный стиль взаимоотношений Администрации и Парламента становится
привычным. И сам законопроект, и то, как он был принят, ряд предыдущих
высказываний и действий высших должностных лиц дают основания
для вывода о продолжающемся и усиливающемся уже более года наступлении
на базовые принципы демократии - заявила фракция "ЯБЛОКО".
1.5 Законодательные инициативы фракции "ЯБЛОКО"
в области федеративных отношений.
Фракция считает, что легитимность региональной власти - одно
из важнейших условий обеспечения прав граждан в регионах, в том
числе - права на влияние на государственную власть.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" (в части изменения редакции
статьи 18)
Инициатор-разработчик: депутат фракции "ЯБЛОКО" С.С.Митрохин
Дата внесения в ГД: 30 октября 2000 г.
Необходимость внесения законопроекта, по мнению автора, вызвана
тем, что в действующем законе не содержится норм, обеспечивающих
гарантии избрания высшим должностным лицом субъекта РФ кандидата,
которого поддерживает абсолютное большинство избирателей, принявших
участие в голосовании. Законопроект предлагает распространить
двухтуровый принцип избрания высшего должностного лица Российской
Федерации (Президента) и на порядок избрания высших должностных
лиц субъектов РФ. При этом избранным в первом туре считается кандидат,
набравший более 50% голосов избирателей. Второй тур проводится
в случае, если ни один из кандидатов не набрал более 50%. Голосование
во втором туре проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее
число голосов в первом туре.
Законопроект призван обеспечить большую стабильность политической
ситуации в регионах, гарантируя полную легитимность избранного
должностного лица.
1.6 Законодательные инициативы фракции "ЯБЛОКО"
в области местного самоуправления
"ЯБЛОКО" активно участвует в разработке законодательства
о местном самоуправлении, начиная с 1995 года. В программе "ЯБЛОКА"
отмечается, что местное самоуправление является базисным институтом
гражданского общества, способным использовать самоорганизацию
граждан в качестве эффективного экономического и социального ресурса.
"ЯБЛОКО" продолжает выступать с законодательными инициативами
в области местного самоуправления, т.к. практика применения существующего
законодательства ставит перед законодателями все новые проблемы.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в ст.6 федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в российской федерации"
Инициаторы-разработчики: С.С.Митрохин, А.В.Шишлов
Дата внесения в ГД: 22 сентября 2000 г.
Действующим законом установлено, что в случае, если в границах
территории муниципального образования имеются другие муниципальные
образования, предметы ведения муниципальных образований разграничиваются
законом субъекта РФ. При реализации этой нормы на практике органы
местного самоуправления оказываются лишенными части своей компетенции
по решению вопросов местного значения. В законопроекте предлагается
разграничивать не предметы ведения муниципальных образований,
а конкретные полномочия органов местного самоуправления по предметам
ведения муниципальных образований. Это позволит согласовывать
интересы муниципальных образований более гибким способом. Этому
способствует и другое положение законопроекта - разграничение
полномочий должно осуществляться по определенной процедуре, установленной
законом субъекта Федерации. Тогда как в настоящий момент в каждом
конкретном случае принимается отдельный закон.
"О внесении дополнения в федеральный закон "Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации"
Инициаторы: - депутат фракции "ЯБЛОКО" С.С.Митрохин,
- депутаты ГД В.А.Кислицын, Г.К.Леонтьев
Дата внесения в ГД: 26 апреля 2000 г.
Дата принятия в 1 чтении: 25 октября 2000 г.
В соответствии с действующим законодательством членам избирательных
комиссий с правом решающего голоса может оплачиваться их работа.
В качестве членов избирательных комиссий могут быть и муниципальные
служащие. Однако законом "Об основах муниципальной службы"
установлено, что муниципальные служащие не вправе заниматься иной,
кроме основной, оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,
научной и иной творческой. Авторы законопроекта предлагают дополнить
этот закон нормой, разрешающей муниципальным служащим получать
денежное вознаграждение за работу в избирательных комиссиях.
Немного ранее Государственная Дума отклонила Федеральный закон
с похожими законодательными предложениями.
"О внесении дополнений в федеральные законы "Об
основах государственной службы Российской Федерации" и "Об
основах муниципальной службы в Российской Федерации"
Инициатор: Алтайское краевое Законодательное Собрание
Дата внесения в ГД: 11 марта 2000 г.
Дата отклонения: 18 октября 2000 г.
В отличие от предыдущего, данный законопроект предлагает предоставить
право на получение оплаты за работу в качестве членов избирательных
комиссий не только муниципальным служащим, но и государственным
служащим. Однако делает это неудачно, вводя в закон расплывчатую
формулировку о том, что вышеназванные лица вправе заниматься "иной
оплачиваемой деятельностью, предусмотренной федеральными законами".
Фракция приняла решение голосовать против проекта закона, т.к.
указанная проблема не решается предлагаемой правовой нормой.
Государственная Дума отклонила законопроект.
1.7 Судоустройство.
Особое внимание депутатского корпуса в сфере государственного
строительства в осеннюю сессию было направлено на совершенствование
законодательства о судебной системе и судоустройстве. 6 декабря
Государственной Думой были приняты Федеральные законы
"О создании районного суда Немецкого национального района
Алтайского края";
"О создании Волгореченского районного суда Костромской области";
"О создании районных судов в Республике Ингушетия";
"О создании суда Ненецкого автономного округа".
Они направлены на реализацию конституционных принципов о расширении
доступа граждан к правосудию и создание полноценной системы судебных
органов. Названные законы предусматривают создание федеральных
судов на указанных территориях в соответствии со статьей 17 Федерального
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации",
что обеспечит отправление правосудия в этих регионах, дополнительные
гарантии на судебную защиту законных прав и интересов всех субъектов
права и сократит расходы государственных средств. Финансирование
расходов по их созданию будет производиться в пределах средств,
предусмотренных федеральным бюджетом на содержание судов общей
юрисдикции в текущем году.
Большинство членов фракции "ЯБЛОКО" поддержало законопроекты.
1.8 Статус депутата Государственной Думы.
Целый блок проектов, рассмотренных Государственной Думой в период
осенней сессии был посвящен вопросам статуса депутатов. Депутаты
приняли закон о распространении социальных льгот члена Совета
Федерации и депутата Государственной Думы на народных депутатов
РСФСР и отклонили законы об ограничении депутатской неприкосновенности
и об отмене льгот по пенсионному обеспечению депутатов Государственной
Думы и членов Совета Федерации.
Федеральный закон о внесении дополнения в статью 44 федерального
закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Инициаторы: Депутаты ГД
Дата внесения в ГД: 17 апреля 2000 г.
Дата принятия: 20 декабря 2000 г.
Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе обусловлено
обращением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В соответствии с действующим законом депутаты Федерального Собрания
имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Законопроект
предлагает распространить это право на депутатов Верховного Совета
РФ созыва 1990-1995 годов, действовавших на постоянной основе.
Вид и характер их государственной деятельности не отличался от
вида и характера деятельности депутатов ГД. Принятие закона не
приведет к серьезным расходам государства, т.к. претендовать на
такую доплату к пенсии могут около 100 человек. С учетом их разного
возраста диапазон оформления пенсий составляет до 25 лет. Т.е.
ежегодно около 4-5 человек будут приобретать это право.
Фракция не возражала против принятия законопроекта.
Итоги рассмотрения:
Голосование фракций в 3 чтении (в %)
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
94 |
99 |
87 |
3 |
100 |
90 |
93 |
68 |
80 |
"против" |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
"воздер." |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
не голосовало |
6 |
1 |
13 |
94 |
0 |
5 |
7 |
32 |
20 |
Государственная Дума единодушно проголосовала за вышеназванный
законопроект и также единодушно отклонила законопроекты, лишавшие
депутатов некоторых привилегий. Фракция "ЯБЛОКО" настаивала
на принятии этих законов, внесенных в Государственную Думу фракцией
СПС.
"О внесении изменений и дополнений в федеральный закон
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в федеральный
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"
Инициаторы: Депутаты фракции СПС
Дата внесения в ГД: 11 апреля 2000 г.
Дата отклонения: 20 сентября 2000 г.
Законодательные предложения:
По действующему законодательству для того, чтобы возбудить уголовное
дело, произвести дознание, предварительное следствие, производство
по делу об административном правонарушении, судебное рассмотрение,
вынести приговор (постановление) суда в отношении деяния, совершенного
депутатом любого уровня требуется получение согласия соответствующего
органа законодательной власти. Это является одной из гарантий
депутатской неприкосновенности.
Законопроект, не отменяя депутатскую неприкосновенность, предлагает
ее ограничить. Согласно проекту закона для вышеперечисленных действий
не требуется согласия органа законодательной власти. В то же время,
проект сохраняет депутатскую неприкосновенность в случаях, прямо
предусмотренных Конституцией - депутаты не могут быть задержаны,
арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте
преступления, а также подвергнуты личному досмотру.
Необходимость принятия:
Законопроект предлагает обеспечить равенство депутатов с другими
гражданами перед законом и судом, но с другой стороны - защитить
их от необоснованных репрессий по политическим мотивам.
Позиция фракции:
Фракция "ЯБЛОКО" поддержала законопроект, руководствуясь
важнейшим принципом правового демократического государства - равенство
всех граждан перед законом и судом. Фракция считает, что к юридической
ответственности необходимо привлекать всех правонарушителей, независимо,
в том числе, от социального статуса и должностного положения.
Принятие такого закона позволило бы ограничить приток в законодательные
органы желающих получить мандат депутата с одной целью - укрыться
от правосудия.
Государственная Дума отклонила законопроект.
Итоги рассмотрения:
"за" 119 депутатов - 26%
"против" 133 депутата - 30%
воздержалось 4 депутата - 1%
не голосовало 194 депутата - 43%
Голосование фракций (в %)
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
4 |
35 |
13 |
97 |
6 |
74 |
10 |
21 |
27 |
"против" |
63 |
39 |
28 |
0 |
0 |
0 |
60 |
6 |
9 |
"воздер." |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
не голосовало |
32 |
25 |
59 |
3 |
94 |
26 |
30 |
73 |
59 |
"О внесении изменений и дополнений в федеральный закон
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Инициаторы: Депутаты фракции СПС
Дата внесения в ГД: 11 апреля 2000 г.
Дата отклонения: 4 октября 2000 г.
Законодательные предложения:
В настоящее время пенсионное обеспечение граждан, являвшихся
депутатами Государственной Думы, резко отличается от общего порядка.
Бывшие депутаты имеют право на ежемесячную доплату к государственной
пенсии из федерального бюджета в размере от 55 до 75 % денежного
содержания депутата. Законопроект предлагает отменить эту льготу
и установить пенсионное обеспечение члена Совета Федерации и депутата
Государственной Думы на общих основаниях.
Позиция фракции:
Фракция "ЯБЛОКО" приняла решение поддержать законопроект
в связи с тем, что его принятие могло бы способствовать восстановлению
доверия граждан к власти, что является в настоящий момент одной
из важнейших задач российского государства.
Государственная Дума отклонила законопроект.
Итоги рассмотрения:
"за" 96 депутатов - 22%
"против" 114 депутатов - 25%
воздержалось 3 депутата - 1%
не голосовало 237 депутатов - 52%
Голосование фракций (в %)
|
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
ЛДПР |
ЯБЛОКО |
Аграр.группа |
Нар.депутат |
Регионы Росс. |
"за" |
16 |
1 |
24 |
100 |
0 |
32 |
12 |
18 |
31 |
"против" |
13 |
94 |
15 |
0 |
0 |
0 |
28 |
5 |
5 |
"воздер." |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
не голосовало |
71 |
5 |
59 |
0 |
100 |
68 |
60 |
77 |
59 |
Указатель законопроектов
Законодательные инициативы депутатов фракции
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в
Уголовно-процессуальный Кодекс
РСФСР и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации";
- Поправки к проекту Уголовно-процессуального кодекса;
- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" (в части изменения редакции
статьи 18)
- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в
ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" Совместные
законодательные инициативы
-Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации";
-Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением
прав лиц, находящихся в местах изоляции, и о содействии общественных
объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания,
и мест содержания под стражей"
-Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон
"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"
Законы, принятые Государственной Думой
1. Федеральный конституционный закон "О Государственном гимне
Российской Федерации"
2. Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге
Российской Федерации"
3. Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе
Российской Федерации"
4. Федеральный закон "О знамени Вооруженных Сил Российской
Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах видов Вооруженных
Сил Российской Федерации и знаменах других войск"
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
6. Федеральный закон "О создании районного суда Немецкого
национального района Алтайского края"
7. Федеральный закон "О создании Волгореченского районного
суда Костромской области"
8. Федеральный закон "О создании районных судов в Республике
Ингушетия"
9. Федеральный закон "О создании суда Ненецкого автономного
округа"
10. Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 44
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации"
Законопроекты, отклоненные Государственной Думой
11. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических
репрессий"
12. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" (в части изменения редакции статей 1, 6, 7, 8,
14, 18)
13. Федеральный закон "О внесении дополнений в Федеральные
законы "Об основах государственной службы Российской Федерации"
и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"
14. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
15. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации"
Законопроекты, рассмотрение которых Государственной Думой не завершено
16. Федеральный закон "О внесении изменения и дополнения
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"
Раздел
2. Социальная политика
Раздел
3. Финансово-экономическое законодательство
Раздел
4. Оборона и безопасность
Приложение
подготовлено пресс-службой фракции “ЯБЛОКО”
|