[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Эксперт объединения "Яблоко" Михаил Евраев
Упрощенная система налогообложения (УСН) малого предпринимательства
Сравнение законопроектов партии "Яблоко" и Правительства РФ

Показатели

Законопроект Правительства Российской Федерации

Законопроект партии «Яблоко»

1.

Характеристика субъектов малого предпринимательства, имеющих право работать по УСН

1.1.

Оборот

До 10 млн. руб. в год

До 30 млн. руб. в год, для торговых организаций –

до 45 млн. руб. в год

          Предлагаемый Правительством уровень оборота является действующим на сегодняшний день. Этот уровень оборота позволяет работать не "малым", а только "маленьким". Из них подавляющее число обязаны работать по налогу на вмененный доход. Это ограничивает число малых предприятий, которые могут работать по «упрощенной системе»  снизу, а сверху их ограничивает  предельный уровень оборота, действующая численность (15 человек) и невозможность являться добровольным плательщиком  НДС. В результате получается очень узкая прослойка МП, которые могут работать по «упрощенной системе». Предложения Правительства ничего в этой сфере не меняют.

1.2.

Число работников

Не ограничивается

В соответствии с ФЗ «О поддержке малого предпринимательства»

          1. Предложение Правительства ведет к уходу от налогообложения по ЕСН. Крупные предприятия будут переводить ( в т.ч. по совместительству)  своих работников на специально созданные фирмы с низким оборотом И платить не ЕСН (35,6%), а только 14% в Пенсионный Фонд. В результате –  значительные потери для Пенсионного Фонда и бюджета РФ, а значит ущерб для пенсионеров, врачей, учителей.

         2. Кроме того, с отменой в законе Правительства ссылки на малый бизнес теряется понятие "малый бизнес" вообще как таковое.

В отличие от Правительства, «Яблоко» предлагает дать доступ к «упрощенной системе» всем МП, которые обозначены в Федеральном законе "О государственной поддержке МП.." В данном законе установлены критерии численности предприятий, относящихся к МП,  в зависимости от видов деятельности (от 30 до 100 человек). Если нас эти критерии МП не устраивают, давайте их менять. Но они должны быть. Иначе теряется целевая аудитория закона (малые предприятия).

1.3.

Возможность платить НДС

Не предусмотрена

Предусмотрена возможность добровольной уплаты НДС.

             Это основной вопрос для предпринимателей. Если они не могут являться добровольными плательщиками НДС, то по «упрощенной системе» могут работать только те предприятия,  кто работает с конечным звеном - физическими лицами. Потому что юридические лица-покупатели  у МП не смогут поставить НДС к зачету. Следовательно, такие МП становятся не конкурентоспособными. В первую очередь, это удар по производителям, поскольку они не реализуют свою продукцию физическим лицам непосредственно от станка, а продают ее в магазины или оптовым покупателям.

          Мы предлагаем налогоплательщику выбирать самому, будет ли он являться плательщиком НДС. Если не разрешить этого – реформа налогообложения малого бизнеса будет профанацией.

2.

Характеристика налогового режима (УСН)

2.1.

Наименование налога

"Единый налог  в упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства".

"Специальный налог  в упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства".

          «Единых» налогов в «упрощенной системе» существует уже 3: ЕСН, единый налог на вмененный доход,  единый сельхозналог. Это будет четвертый «единый». Даже налоговая инспекция путается в ответах на запросы налогоплательщиков- ее спрашивают об одном едином налоге, а она отвечает про другой. 

2.2.

Заменяемые налоги

На прибыль, на доходы физических лиц, с продаж, НДС, часть ЕСН,

налог на имущество.

На прибыль, на доходы физических лиц, с продаж, НДС, часть ЕСН,

на рекламу, плата на специальное социальное страхование.

Для исключения ухода от налогообложения крупных предприятий уплата налога на имущество предусматривается, но только в части недвижимости.

          1. Налог на рекламу предполагаем отменить, т.к. это надо сделать для всех и уже давно (налог бессмысленный и вредный – также можно иметь налог на продажу пирожков и сдачу имущества в аренду) .

          2. Предлагаемая нами к отмене Плата на специальное социальное страхование (при вреде здоровью) берется со всех предприятий, составляет до 16% к ФОТу и дублирует ЕСН. Считаем, что несколько разных налогов на один объект быть не должно.

          3. Правительство предлагает отменить налог на имущество полностью. Это приведет к уходу от налогообложения крупных предприятий. Они будут переводить (продавать) имущество на баланс МП с отсрочкой платежа  (на много лет) и не платить 2% в год от имеющегося имущества. А потом это имущество они всегда смогут вернуть обратно.

         Предлагаем оставить налог на имущество в части недвижимости или изменить сам налог на имущество (оставить только недвижимость). 

        Но платить это налог надо. Иначе – существенная потеря налоговых доходов в региональных бюджетах (куда он поступает).

2.3.

Право выбора системы налогообложения

Налогоплательщики не вправе перейти на обще-установленную систему налогообложения до окончания налогового периода (1 год). Налого-плательщик, перешедший с УСН на общеуста-новленную, не вправе вновь перейти на УСН ранее, чем через три года.

Налогоплательщики могут перейти на общеустановленную систему налогообложения с любого квартала. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общеустановленную, вправе вновь перейти на УСН на общих основаниях (то есть с любого квартала).

           Предлагаемый Правительством срок в три года - это просто непонятная и ненужная преграда на пути малого бизнеса. Ведь обстоятельства  бывают разные и установление таких сроков не обосновано.

Показатели

Законопроект Правительства Российской Федерации

Законопроект партии «Яблоко»

3.

Особенности исчисления единого (специального) налога по УСН

3.1.

Объект налогообложения

Доход, либо доход, уменьшенный на величину расходов (выбор осуществляет налогоплательщик).

 

Доход, либо доход, уменьшенный на величину расходов (выбор осуществляет налогоплательщик).

          Объект налогообложения у обоих законопроектов одинаковый. В целом, законопроект «Яблока» - это объединение лучших из "Правительственных" и "Яблочных"  предложений. В законопроекте «Яблока» учтены все ключевые предложения «Правительства», в то же время в законопроекте  есть принципиальные отличия, позволяющие существенно расширить круг малых предприятий, которые могут по нему работать, а также существенно снижается налоговое бремя на малый бизнес.     

3.2.

Расходы, подлежащие вычету из дохода

Не подлежат вычету расходы на:

 - оплату телефонных переговоров, Интернет, почту;

 - проценты по кредитам;

 - рекламу;

 - охрану, пожарную сигнализацию;

 - сертификацию, и т.д. 

Кроме вычетов, предусмотренных в варианте Правительства РФ, подлежат вычету расходы на:

 - оплату телефонных переговоров, Интернет, почту;

 - проценты по кредитам;

 - рекламу;

 - охрану, пожарную сигнализацию;

 - сертификацию, и т.д. 

           Правительство не берет к вычету такие расходы, которые просто необходимо вычитать. Иначе объект налогообложения - это "не доходы за вычетом расходов", а что-то другое.

3.3.

Ставки налога

С дохода - 8%,

с дохода за минусом расходов - 20%, но не менее 1% от дохода

С дохода - 6%, с дохода за минусом расходов - 15 %

                Ставки Правительства явно завышены. Уже сейчас Президент озвучил "яблочные "ставки (6% и 15%).

А нижний уровень - 1%, который устанавливает Правительство от дохода (оборота) показывает его опасения злоупотребления средним и крупным бизнесом данным законом для ухода от налогообложения. Но для этого лучше заткнуть имеющиеся в законе «дырки» по этому уходу (см. численность, налог на имущество). А устанавливать налог (1%) вне зависимости от результата деятельности предпринимателя  - это противоречит здравому смыслу и существу прямого налогообложения (доходы за минусом расходов).

3.4.

Ведение бухгалтерского учета

Только по книге доходов-расходов.

По выбору предпринимателя:

-          по книге доходов-расходов;

-          в обычной форме бухгалтерской отчетности;

-          в электронной форме.

              Предприниматель может пойти в банк за кредитом и там ему откажут из-за отсутствия нормальной отчетности. Следовательно, необходимо предоставить предпринимателям возможность выбирать систему учета и отчетности  самостоятельно, на добровольной основе.

4.

Особенности зачисления единого (специального) налога по УСН в бюджеты

4.1.

Зависимость от места нахождения организации

Налоги зачисляются в бюджеты только по месту нахождения головной организации

Налоги зачисляются в бюджеты как по месту нахождения головной организации, так и ее обособленных подразделений

            Предприниматель может иметь магазинчики в соседних селах, следовательно если зачислять налоги только по месту нахождения «головного магазина», то во втором селе органы МСУ никаких налоговых доходов не получат. Это не правильно.

 По Правительственному варианту вообще нельзя работать по «упрощенной системе», если имеешь филиалы, что является дополнительным барьером на пути малого предпринимательства.  

4.2.

Распределение по бюджетам всех уровней

Распределение  не устанавливается

В бюджет Российской Федерацию - 30 %,

В бюджет субъекта РФ - 45%, в бюджет МСУ – 25%.

Предусмотрена возможность для субъекта РФ понизить ставку своей доли налога.

           Необходимо на долгосрочной основе закрепить за всеми уровнями бюджетной системы налоговые доходы. Если не в Налоговом Кодексе, то необходимо сразу вносить предложение в Бюджетный кодекс. Но не устанавливать распределение в Федеральном бюджете. Иначе опять регионы и МСУ будут получать налоговые доходы по остаточному принципу и на краткосрочной (на 1 год) основе.

Также Правительство и «Яблоко» предусматривают ускоренную амортизацию, но по Правительственному варианту, если налогоплательщик продал имущество раньше окончания срока его полезного использования, то он не только восстанавливает нормальную систему амортизации (также, как и в Яблочном варианте),  но и платит пени и штрафы, а кроме этого включает стоимость реализации в налогооблагаемую базу (двойное налогообложение).

В результате это создает существенный барьер на пути технического перевооружения предпринимателей, в первую очередь для производителей.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (внесен депутатами ГД И.Артемьевым и С.Иваненко) 12 апреля 2002 г.

Михаил Евраев

Раздел "Налогообложение малого бизнеса"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]