Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система,
позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются
инвестиции. Правовая система России ни в каком отношении не обеспечивает
такой защищенности.
1. Правовые нормы
а. Неожиданные изменения правовых норм и правовые нормы с обратной
силой
Новые правовые нормы, будь то законы или подзаконные правовые акты,
часто вступают в силу без необходимой публикации. Поэтому часто даже специалисты
не имеют возможности своевременно получить информацию об изменении законодательства.
Планирование экономической деятельности дополнительно осложняется тем,
что законы, как правило, вступают в силу с момента их опубликования, так
что субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти
не имеют времени, чтобы перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми
условиями. Во многих случаях правовые нормы имеют обратную силу.
b. Недостаточная согласованность отдельных законов
Наряду с Конституцией и законами в законодательстве Российской Федерации
существует огромное количество подзаконных нормативных актов: указов, распоряжений,
инструкций, писем и т.д. Различные правовые нормы, регулирующие одни и
те же правоотношения, часто противоречат друг другу. При этом отсутствует
четкая иерархия нормативных актов, то есть механизм, регламентирующий,
какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих
по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. В
связи с этим ни инвесторы, ни исполнительные органы, которые должны руководствоваться
правовыми предписаниями, не могут быть уверены в том, какую именно правовую
норму следует применить в каждом конкретном случае. В итоге планирование
инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных
решений и связанные с этим расходы, становятся непредсказуемыми. В качестве
примера можно привести положение Закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”
согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять
не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный
ранее Указ Президента Российской Федерации предусматривает для компаний
с иностранным участием минимальный уставной капитал в размере не менее
1000 месячных минимальных окладов.
с. Недостаточный учет экономических интересов в ходе законодательного
процесса
Многими законами Российской Федерации в недостаточной степени учитываются
экономические правоотношения, которые они призваны регулировать. Вместо
такого всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных
экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи
с этим в качестве принципиального подхода было бы целесообразно в рамках
законотворческого процесса выслушивать все экономические группы, интересы
которых затрагиваются планируемым законом. Существующая в настоящее время
система привлечения экспертных оценок не представляется подходящей для
публичного анализа обнаруженных ошибок, а также для того, чтобы побудить
законодательные органы к их устранению.
2. Реализация правовых актов российскими исполнительными органами
Не менее, если не более важным, чем существование надежных правовых
положений, является применение на практике существующих правовых норм.
Административная практика в Российской Федерации отличается полным произволом,
который не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных
на доверии.
а. Несоблюдение административными органами положений законов и международных
договоров
Часто российские исполнительные органы не применяют существующие законы
и международные договоры, заключенные Российской Федерацией. В частности,
это имеет место тогда, когда предметом этих законов и договоров является
предоставление льгот для иностранных инвесторов. В качестве иллюстрации
можно привести следующие примеры:
• Так, например, новый Закон РФ “Об иностранных инвестициях” в общем
предписании предусматривает льготы для приоритетных инвестиционных проектов,
которые должны быть включены в список, утверждаемый Правительством РФ.
До настоящего момента не приняты ни соответствующий список, ни порядок
включения в него определенных инвестиционных проектов.
• Регистрационные палаты не исполняют предписания Закона “Об иностранных
инвестициях” в отношении документов, подлежащих представлению для регистрации
компаний. Данный закон значительно сократил перечень необходимых для регистрации
документов по сравнению с действовавшим ранее положением. Вместо этого
регистрационные палаты продолжают применять тот перечень, которым они пользовались
ранее.
• В сфере международных отношений российские налоговые органы не придерживаются
подписанных Российской Федерацией соглашений об избежании двойного налогообложения,
а вместо этого применяют только национальное налоговое законодательство
(часто в ущерб иностранному инвестору).
• В области международных транспортных перевозок необходимо отметить,
что, хотя Российская Федерация является членом IRU (Международного союза
перевозчиков), однако к международной транспортной накладной (CMR) предъявляются
требования, противоречащие международным соглашениям.
b. Несоблюдение основополагающих для правового государства принципов
соразмерности действий исполнительных органов
Российские административные органы часто не соблюдают принципы, признанные
в западных государствах в качестве основополагающих, в частности, равенства
всех перед законом, соразмерности всех принимаемых административных мер
и запрета произвольных действий. Особенно это относится к сфере деятельности
таможенных и налоговых органов. Часто исполнительные органы в своих решениях
руководствуются соображениями по защите предполагаемых первостепенных государственных
интересов.
Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное
придание обратной силы правовым актам со стороны российских исполнительных
органов. При этом часто речь идет о случаях, когда инвестор полагался на
определенное, подтвержденное этими органами толкование закона, которое
затем подвергается изменениям собственными инструкциями данного органа.
Российские организации зачастую применяют такие изменения в ущерб иностранному
инвестору также и в случае возникновения правоотношений, имевших место
в прошлом. В случае, если изменения в толковании законодательства впоследствии
приводят к тому, что признававшаяся ранее законной деятельность иностранного
инвестора после изменения инструкций квалифицируется как незаконная, то
в этих случаях обязательно применяются предусмотренные за такое нарушение
штрафы и санкции.
Первым шагом в направлении к соответствующим административным действиям
могло бы стать принятие закона, обязательного для всех ветвей административной
власти, о регулировании административной деятельности, в котором, в частности,
должны содержаться положения о применении административной соразмерности
при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает
полного регулирования. Кроме того, к основополагающим принципам правового
государства относится и положение об ответственности государства в случае
нарушения отдельными административными органами законов и других правовых
актов, регламентирующих их деятельность. Предусмотренная в этом случае
ответственность побудит исполнительные органы к строго правовым действиям.
Кроме того, она обеспечит гражданам и организациям, пострадавшим в результате
противоправных действий административных органов, возможность соответствующего
возмещения причиненного им ущерба.
с. Отсутствие согласованности в деятельности различных органов
Имеет место различное толкование определений права со стороны разных
административных органов, которые являются существенными для определенного
конкретного случая. В качестве иллюстрации приведем следующие примеры:
• Имеют место различные взгляды на толкование положений Соглашения об
избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Федеративной
республикой Германией со стороны Министерства финансов и Министерства по
налогам и сборам;
• Различное толкование положений налогового законодательства налоговыми
и таможенными органами приводит к разным результатам. Так, при ввозе легковых
автомобилей представительствами иностранных компаний на территорию РФ налоговое
управление не требует уплаты налога на приобретение транспортного средства.
Таможенные органы же отказываются проводить таможенное оформление таких
легковых автомобилей без представления подтверждения об уплате налога на
приобретение транспортного средства.
• Часто административные органы в регионах осуществляют толкование правовых
положений иначе, чем административные органы в Москве. Региональные органы
зачастую не информированы о правовых тенденциях, сложившихся в Москве.
В некоторых регионах достаточно регистрации российских компаний в федеральных
органах, в других же требуется дополнительная регистрация в местных органах.
d. Отсутствие механизма получения официального мнения государственных
органов
Российское право не обеспечивает в достаточной степени получения от
соответствующего органа разъяснений обязательного характера. При современной
правовой ситуации иностранный инвестор, полагающийся на полученную от официального
органа информацию, не застрахован от того, что эта информация не будет
оставлена без внимания каким-либо другим или даже тем же самым официальным
лицом. В то же время для иностранного инвестора же очень существенным является
планирование инвестиционного процесса в определенных правовых условиях.
3. Недостаточная защищенность от экономической преступности и коррупции
Российская экономика страдает от особенно высокой экономической преступности.
Тем не менее компетентные российские органы, в частности, прокуратура,
даже при наличии явных подозрений, не начинают расследования преступлений
вообще или же, даже если расследования начинаются, проводят их недостаточно
эффективно. Причинами этого часто являются коррупция или угрозы в адрес
ответственных чиновников. В результате во многих случаях экономическая
преступность остается безнаказанной.
Российские официальные органы вынуждены не только смириться с упреками
в том, что не осуществляют в необходимой степени преследование экономических
преступников. Во многих случаях чиновники являются и соучастниками в противозаконных
действиях. Примерами этого могут служить коммерческие информационно-консультационные
центры, сформированные при регистрационных палатах, в частности, при Государственной
регистрационной палате при Министерстве юстиции и других органах. В этих
информационно-консультационных центрах на регулярной основе заняты и сотрудники
ответственных органов или близкие к ним лица. Регистрация предприятий
и представительств принципиально возможна и без привлечения услуг этих
центров, но в этом случае процесс регистрации занимает установленные законодательством
максимальные сроки. Вышеуказанные центры в качестве возмездной услуги проводят
регистрацию в течение нескольких дней.
|