Ректор Московской Школы, социолог, доктор философии, профессор Манчестерского университета, считает, что у качественного университета обязательно должен быть стиль.
- Вы в своей школе отменили отчество - к преподавателям позволяется обращаться по имени, иногда даже на “ты”. Не нарушение ли это традиции российской академической среды,
где всегда было принято “имя-отчество” и “вы”?
- Конечно, нарушение. Нужно учиться выходить за традиции, не случайно в глубоко традиционных обществах нет общественных наук... Вроде бы то, что ко мне обращаются по
имени - мелочь, но это часть того, что называется “стиль британского университета”. Наши студенты - молодые ученые, они должны относиться ко мне, как к равному. Да, я
старше их на несколько лет или прочитанных книг, но из этого ничего не следует. В нашей школе студентов учат, что преподаватель может - даже должен - не знать всего. Тот, кто
считает, будто знает все - ограниченный человек.
- Школа дает два диплома - российский и западный. Какое значение имеет западный диплом для человека, который не собирается уезжать из страны?
- Западные дипломы все больше ценятся и в России. Особенно это касается права - многие работодатели совершенно иначе относятся к человеку с британским дипломом.
- В Школе особое отношение к студентам-немосквичам - в этом году их 60 процентов, они получают стипендию, общежитие. Им, наверное, бывает довольно трудно лишиться
блестящей интеллектуальной среды, к которой они привыкают, и вернуться домой...
- Это правда, и проблема действительно серьезная. Но вмешательство в личную жизнь наших
выпускников против правил академической системы, которую мы пытаемся развивать в России. Человек должен быть свободен в выборе. Если студент говорит “в N нет работы, а
в Москве есть”, мне нечего ответить. Ответ должно найти общество.
- Хотели бы вы, чтобы все российские вузы были похожи на ваш?
- Не все - достаточно двадцати процентов, но в течение целого поколения. Это был бы крупный шаг вперед.
Анна Филимонова
Ирина Сокольская, факультет политологии: я физик - окончила физфак МГУ, работала в отраслевом институте. В Школе год общения с высокообразованными, творческими,
доброжелательными людьми, приобретенная привычка высказывать собственное мнение, в том числе на бумаге, изменили мое мировосприятие. Гораздо интереснее стало жить -
словно появилось объемное зрение.
Татьяна Ткаченко, Анастасия Воробьева, факультет социологии: в Школе никто никому не указывает и ничего не навязывает. Совершенно нет дистанции между студентами и
преподавателями. Это здорово: мы здесь запросто разговаривали с людьми, чьи работы конспектировали, учась в Саратове (мы закончили Саратовский университет и
аспирантуру )...
Замечательная библиотека: книг немного, но всегда находишь нужную. Все свежие - 1997-98 года издания, на русском и английском языках. Главное, их не нужно заказывать,
ждать - все в открытом доступе.
Руслан Шульга, факультет права: самое ценное, чему здесь учат - это писать. Каждые две недели или чаще пишешь небольшую научную работу - эссе (до 20 страниц) на самые
разные темы. Сейчас учусь в аспирантуре и работаю младшим научным сотрудником Института государства и права РАН. Приходится делать экспертные заключение,
аналитические записки по законопроектам для Госдумы, Совета безопасности - привычка к письменному изложению мыслей меня очень выручает.
Источник Информационный бюллетень Института "Открытое Общество"- Россия №5
|