Теодор Шанин родился в 1930 году
в Вильно. Окончив в 1951 году колледж
социальной работы, занимался
профессиональной деятельностью по
специальности. В 1959 году вернулся к
учебе и окончил в 1963-м отделение
социологии и экономики
Иерусалимского университета. C
1965-го преподаватель Шеффилдского
университета. В 1970-м защитил
докторскую диссертацию (PhD) по
социологии в Бирмингемском
университете, тема - "Циклическая
мобильность и политическое
сознание русского крестьянства: 1910
- 1925 гг.". С 1974 года - профессор,
заведующий кафедрой социологии
Манчестерского университета. В 1990
году избран почетным академиком
ВАСХНИЛ.
Шанин - один из
основателей западного
крестьяноведения, cоставитель
классической хрестоматии
"Крестьяне и крестьянские
общества", выдержавшей много
переизданий, ставшей базовым
учебником по этой теме. Первая из
целого ряда его научных монографий
-"Неудобный класс" (1972)
посвящена русскому крестьянству.
Впрочем, крестьяноведение - одно из
напрaвлений научной деятельности.
Он сыграл важную роль в развитии
исследований "Третьего мира"
1960 -1970-х гг. и связанной с этим
глобальной реконструкции
мировоззрения западных
общественных наук. Другие
направления его научной работы:
теория познания, методология
социальных наук, история,
историческая социология,
социальная экономика и
политология.
Главная
особенность его метода -
междисциплинарность, комбинация
научных тем и методов - "стыки"
социологии с историей, философией,
экономикой и политической наукой.
Шанин - не только кабинетный ученый.
Он проводил исследования, в том
числе и полевые, в Иране, Индии,
Мексике, Танзании, Польше, Венгрии,
России.
Шанин и Россия -
отдельная тема. Не только книги и
статьи, но нечто большее посвятил
он этой стране... С конца
восьмидесятых годов Шанин
принимает активное участие в
процессе организационной
перестройки общественных наук в
России. Его первым начинанием в
этом направлении стала организация
совместно с академиком Заславской
трех школ по переподготовке
молодых советских социологов в
Манчестере и Кенте (1989 - 1991 гг.).
С 1987 года Шанин
начинает выступать в российской
печати и перед различными
аудиториями по вопросам развития
сельского хозяйства, а также общей
историографии России. В 1988 году -
году столетия А.В. Чаянова - на
заседании ВАСХНИЛ им был прочитан
первый после шестидесятилетнего
молчания доклад об огромном
значении наследия школы Чаянова,
традиции российской аграрной науки
доколлективизационного периода не
только для истории, но и для
современности. Вместе с академиком
Никоновым Шанин проводит первый
международный съезд
ученых-аграрников в Москве.
Чтобы понять, что
происходило и происходит в русском
селе, в качестве шага в возрождении
российской крестьяноведческой
традиции Шанин в 1991-м начинает
трехлетнее социологическое
исследование российского
крестьянства. В семнадцати
регионах бывшего СССР группы
исследователей-социологов, по 8
месяцев проживая и работая в селе,
изучали историю деревень, сельских
семей и бюджеты крестьянских
хозяйств. Один из крестьян,
приглядевшись к тому, чем
занимаются крестьяноведы, сказал
так: "Пятьдесят лет мы вас ждали:
тридцать лет мы боялись говорить, и
двадцать лет нас никто не
слушал".
Несмотря на
необыкновенные потрясения
"исследовательского поля"
(работа начиналась в СССР, а
окончилась в семи государствах
СНГ), проект успешно завершен. Новое
социологическое исследование
русской деревни развертывается в
1995 году.
Другое детище
организационной работы Шанина в
России - создание
российско-английского
университета, который решено
назвать скромно - Московская школа
социально-экономических наук. На ее
первых факультетах: права,
экономики, социологии и социальной
работы специально подготовленными
российскими и английскими
преподавателями с осени 1995 г. будет
даваться последипломное
двухгодичное образование. И уже два
года как существует
Междисциплинарный академический
центр социальных наук
("Интерцентр") в качестве
научной основы создаваемого
университета. За это время
Интерцентр поддержал серию
перспективных научных проектов и
публикаций, провел два
международных симпозиума под
названием "Куда идет Россия".
Наконец, много
сил отдал Шанин работе и
руководству в программе
"Обновление гуманитарного
образования в России"
международного фонда
"Культурная инициатива".
Реальная отдача - уже изданные
сотни новых, оригинальных книг и
учебников, написанных русскими
авторами для учащихся от
дошкольников до студентов.
Весь этот период
Теодор Шанин умудрялся частично
продолжать свою преподавательскую
работу в Манчестерском
университете.
Суммировать идеи
и работы Шанина здесь невозможно,
но всем им присуще стремление
преодолеть упрощенчество всеобщих
теорий прогресса и
"окончательных" быстрых
решений. Здесь чувствуется влияние
ученых, которых Шанин считает
своими учителями: Миллса, Блоха,
Суизи, Чаянова.
По Шанину, Россия
- страна, оказавшаяся уже в начале
ХХ века в ситуации, которая к концу
века стала типичной для так
называемых стран Третьего мира. В
этом смысле Россия стала
исторически первой страной
Третьего мира. Однажды на просьбу
сформулировать краткое
определение "развивающегося
общества" Теодор Шанин ответил:
"Это страна, которая "не
развивается", то есть не
развивается согласно ожиданиям
теории прогресса; это страна, чье
развитие заблокировано внешними
силами и внутренними факторами".
Это принципиальный
мировоззренческий вопрос: имеется
ли однозначно магистральное
направление прогрессивного
развития истории, по которому с
большей или меньшей скоростью,
различной степенью успеха движутся
народы, а с "отстающими"
поступают по армейской поговорке:
"не может - научим, не хочет -
заставим"? Или же мир
принципиально разнонаправлен, и в
каждой конкретной ситуации от
индивида и общества требуется
новое продумывание действия,
совершение открытия, а не
следование модному или привычному
шаблону?
Шанин - сторонник
признания разнонаправленности,
противоречивой сложности мира.
Одно из его научных выступлений
(чей заголовок возник в полемике с
западными прогрессистами и
советскими коллегами, ратовавшими
за безошибочно верный переход СССР
на путь демократии и прогресса
западного типа под девизом
"Иного не дано!") было
озаглавлено: "Иное всегда
дано!" В этом переосмыслении
мира в конце 80-х годов им была
выдвинута модель эксполярных
форм - форм существования
общества, не вписывающихся в
привычные схемы теоретической
науки и соответствующей ей
социально-экономической политики.
Эксполярные формы (эксполярные -
вне полюсов рынка и государства, а
следовательно, и вне доминирующих
схем) - семейное хозяйство,
межсемейная кооперация, вторичная
занятость, свободная
индивидуальная деятельность, в
некоторых аспектах теневая
экономика - все это в стандартных
политикоэкономических курсах
принято считать чем-то не очень
существенным, бесперспективным,
чем можно пренебречь. Именно это
вызывает возражения Теодора
Шанина. Те общества, в которых
создаются возможности и
благоприятные условия для
разнообразия общественных форм, в
том числе и эксполярных, обладают
способностью более динамичного и
благоприятного развития. По Шанину,
то, что "маргинально", и
следует изучать в первую очередь.
По умению видеть
парадоксальную сложность и
неопределенность мира его можно
было бы отнести к представителям
постмодернизма, - и все же при этом
крупно ошибиться, ибо сам Шанин так
отозвался о постмодернистах:
"Они очень хорошо показывают, что
у нас в познании и в жизни не
получилось, а далее делают вывод,
что ничего у нас и не может
получиться. Вот с этим-то я и не
согласен. Невозможного нет. Есть
только трудное".
Марксист Антонио
Грамши призывал к "пессимизму
интеллекта и оптимизму воли".
Христианский гуманист Альберт
Швейцер сказал: "Мое мышление
пессимистично, моя воля
оптимистична". Этот постулат и
эти человеческие характеры -
хорошая основа для понимания как
мировоззрения, так и личности
Теодора Шанина.
Источник Русский журнал. Корни инакости
|