[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей] [Актуальные темы] [История и современность]

Книги Валерия Писигина

Валерий Писигин

Хроники безвременья

Москва. 1995

[В] [I] [II] [III] [IV] [V] [VI] [VII] [VIII] [IX] [X] [З] [П]


Глава X

Выйдем ли, наконец, мы все из народа?

Часть 2

Откройте Ветхий Завет.

Великие, исполинские фигуры библейских пророков: Илия, Исаия, Иеремия, Иезекиль...

Сквозь откровения, плач, стенания - проходит всегда и неизменно одно - именем Бога живого - беспощадная, жесткая, бескомпромиссная критика своего народа - Израиля. Не сатира, не юмор, не пасквиль, но открытое и доступное пониманию каждого - Слово. Пусть угроза собственной жизни, пусть вопреки властелину, обстоятельствам, вопреки даже смыслу, но Слово пророка - это всегда предостережение, всегда укор и напоминание о грозящем возмездии, если народ изменяет своему Богу, своим традициям. И если вокруг кровь, насилие, разврат - виноваты не лишь правители, виноват весь народ и в особенности народ.

Слушайте, небеса, и внимай, земля;

ибо Ягве говорит:

"Сыновей взрастил и воспитал Я,

а они восстали против Меня!

Вол знает хозяина своего,

и осел - ясли господина своего,

А Израиль - не знает,

народ Мой - не разумеет!"

Горе племени грешному, народу,

обремен нному беззаконием,

отродью злодеев, сынам погибели!

Они оставили Ягве, оскорбили Святого Израилева

и отвернулись от Него.

Как вас бить еще,

упорных в своем преступлении?

Вся голова ваша в язвах,

сердце ваше лишилось силы;

От ног до головы нет на вас здорового места;

язвы, рубцы, воспаленные раны,

не смягченные елеем!

Земля ваша опустошена, города сожжены,

поля ваши на ваших глазах поедают чужие;

запустело все, как после гибели Содома...

(Ис.:1.2-7)

- Народ всегда прав! - это ложное и обольстительное, ставшее аксиоматичным утверждение, на деле играет роковую роль для самого народа. Оно не просто опасно, оно губительно изначально, поскольку порождает неискореняемый порок внутри общества - самодостаточность, восторг от этого и коллективную безответственность. В этом случае Бог - единственный и высший Судия - сам подвергается суду и перестает существовать для народа.

"Восстановим храм Христа Спасителя! Соберем деньги, пожертвования, поднимем общественность, задействуем архитекторов, строителей, и в кратчайшие сроки воссоздадим во всей красе, и даже лучше прежнего, с новыми технологиями".

И все?!

Архитектура - пространственное толкование действительности. "Посмотрите, как люди строят и узнаете, как они живут", - говорил один мудрый архитектор.

Оглянитесь окрест, посмотрите, как мы живем - и представьте, что же это будет за храм.

Уже Крестный ход и сама закладка храма прошли под усиленным конвоем военных и омоновцев, а все действо - под грохот снарядов и стоны умирающих в Грозном. Еще не воздвигнут, но уже наречен "храмом на крови".

А для деловых людей проблемы вообще не существует. Вот точка зрения руководителя концерна "Гермес" В.Неверова: "Я верю, что когда этот уникальный собор вновь встанет на своем месте, столица и вся Россия получат особое покровительство Спасителя и Пречистой Девы. Что же касается денег, то их не так уж много и требуется: всего-то миллион тонн нефти. Крупное нефтяное объединение теряет такое количество, практически не замечая."(Московские новости, N 48,16-23 октября, 1994)

Действительно, если уж меняем свою нефть на "сникерсы", то почему бы не обменять ее еще и на храм?

Патриарх Всея Руси выступает по телевидению: "Мы должны совершить акт покаяния. Восстановив Храм, мы, наконец, обратим на себя внимание Бога."

"Обратим на себя внимание Бога", - это говорит высшее лицо церковной иерархии! И разве это не в духе нашего народа?

Он, народ, - всегда центр мироздания. Сам себе судия, а значит и сам себе бог. Не в том "богоносец", что носит Бога в своем сердце, а в том, что он, народ, сам "у Христа запазухой". И это, далеко не безобидное, заблуждение очень часто поощрялось и провоцировалось.

Отстроим храмы и озолотим купола, авось заметит Всевышний. А заметив, скажет нам: - Ну да ладно, живите!Так вот и пребываем в надежде, что, наконец, заметит. Из кожи лезем, маячим у иконостасов, крестимся, взываем. А если Господь не отвечает, - значит, не замечает, значит... нет Его, Бога-то!*

* 1 марта в Москве убит Владислав Листьев, журналист национального масштаба и коллеги убитого из "Московского комсомольца" с болью причитают на черном фоне: "Нас снова вынуждают писать слезами и кровью. Но если совесть еще прописана в нашем Отечестве, если Бог не оставил страну, убийцы ответят за все. "(Московский комсомолец, 3 марта, 1995)

Дорогие "московские комсомольцы" - не Бог оставил страну и нас, а страна и мы оставили Бога. Не пишите кровью, пишите сердцем.

"Что тому богу молиться, который не милует?" - не из наших ли народных премудростей?

Надо же! - Был хороший и добрый народ, жила себе сытно и безбедно мужицкая страна Муравия. Вдруг, пришли бандиты-большевики. Разрушили храмы. Уничтожили священников. Стали насаждать воинствующий атеизм. Народ перестал верить в Бога. Войны: гражданская, отечественная, холодная... ГУЛаг. Распад СССР. Виноваты Ленин, Сталин, Горбачев и коммунисты. Сейчас во всем виноват Ельцин, завтра еще кто-то...

А не перестал ли народ верить в Бога ДО ТОГО? До прихода большевиков, до разрушения церквей, до уничтожения священников. Ведь действительная вера не в храме и не у иконостаса, но в сердце верующего. Исчезла из сердца - не удержались и храмы. И только их восстановлением веры не вернешь. Камень - не сердце.

Не Он оставил нас, а мы Его. Значит нам и идти к Нему. И для каждого из нас, и для всего народа нашего - это не ритуальная воскресная прогулка, а тяжелый и сложный Путь. Далеко не каждый убивает, не все воруют и не всякий лжет. Есть среди нас и праведники, были и святые. Но если даже один из нас убьет, украдет, обманет - для Него это значит - что убили - мы, и украли - мы, и обманули - тоже мы...

Слушайте слово Ягве, князья Содомские!

Внемлите учению Бога нашего,

народ Гоморрский!

К чему Мне множество жертв ваших? -

говорит Ягве,

Я пресыщен сожженными баранами

и туком откормленных тельцов;

И крови быков, и ягнят, и козлов

Я не хочу!

Когда вы приходите пред лицо Мое,

кто требует от вас этого?

Довольно топтать дворы Мои!

И не приносите больше ненужных даров,

они для Меня - отвратительное каждение!

Новомесячий, суббот и торжеств,

постов и праздников не выношу Я,

Они Мне в тягость, Мне тяжко терпеть их.

Когда вы простираете руки ваши,

Я отвращаю от вас свой взор;

Сколько бы вы ни молились,

Я не слышу.

Ваши руки полны крови.

Омойте, очистите себя!

Удалите от глаз Моих ваши злодеяния,

перестаньте делать зло,

научитесь делать добро:

Ищите правды, удерживайте насильника,

защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

(Ис.:1.10-17)

Две с половиной тысячи лет назад у древних иудеев уничтожили первый Храм и сожгли Ковчег Завета - самую священную реликвию. Более того, их увели в Вавилон, в плен, на чужбину. Но разве лишившись Храма, верующие лишились веры? Нет. Они, напротив, перенесли свою веру в самих себя, став, как будто бы каждый, частью Храма, частью Бога. И с этой верой они воздвигли новый Храм. Спустя несколько столетий разрушили и его, но еще до этого, у Сихемского колодца, нам, в лице безвестной самаритянки, был открыт вечный закон религии, по которому "истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе". (Ин.:4.23).

Мало что так конкретно, как понятие нравственности, и ничто так не насущно, как восход к ее истокам. И как всякая река начинается чистым родником, так жизнь и деятельность общества и каждого человека начинаются с простых и конкретных заповедей: "Не убивай!", "Не воруй!", "Не обманывай!", которые живут в нас, пока мы сами существуем.

Действительное покаяние есть восход к этим ценностям, как к первооснове всей нашей жизни и деятельности, и только затем - все политические, экономические и прочие проблемы.

Решить наоборот - не получится. Уже пробовали.

Достоевский исповедовал: "спасение от отчаяния всех людей, и условие sine qua non, и залог бытия всего мира заключаются в трех словах: слово, плоть, бысть и вера в эти слова..."

Нам даны Слова и все, даже самые отпетые, знают: убивать, красть, врать - нельзя! Но обретут эти Слова явь, станут воплощением и для всех нас бытием - только после того, как найдутся среди нас те, кто своей жизнью и деятельностью явятся носителем и гарантом этих заповедей. Только таким поверят и за такими пойдут.

Но вот уже слышу: "Плетью обуха не перешибешь." (Тоже ведь наше, родное.)

Не перешибешь? А когда Иисус Христос вошел в Храм и стал гнать из него торговцев, менял, ростовщиков, опрокидывать их лавки, разбрасывать деньги - почему никто не ответил Ему насилием, почему Его тут же не убили, в общем-то не защищенного ничем, кроме Своей чистой совести?

Да потому, что какими бы безнравственными и циничными ни были те иерусалимские торгаши - они знали, что можно делать, а чего нельзя. И когда их стал гнать Тот Кто Своей жизнью воплощал заветные Слова - они оказались бессильными и подчинились Ему.

Не случайно и на Бородинском поле, поле нашей национальной чести, на черном обелиске - золотой лик Христа и только три слова: "В Н е м с п а с е н и е".

* * *

Что значит возлюбить ближнего? Кроме прочего - это суметь упредить его слабости и ошибки, иначе - спасти. Что значит любить свой народ? Прежде всего - быть с ним (а значит и с собою) откровенным, не потакать и не заискивать.

Философ Мамардашвили, чуя незадолго до своей смерти нечто страшное для своего народа, был готов пойти против него: "Если мой народ изберет президентом Гамсахурдиа - я буду против своего народа!"

Он знал: для народа Грузии настают времена, когда самое лучшее "за", это решиться пойти "против".

Мы уже говорили о том, что политикам надо запретить прилюдно заигрывать с детьми... Настало время, когда надо наложить табу на такие же игры с народом. И не только политикам, но вообще всем.

Народ включает в себя не только всех живых, но и всех мертвых (Н.Бердяев). Причем, мертвых гораздо больше. В этом некрополе пока нет только нас, живущих в одно нынешнее мгновенье, а лишь это не дает нам права говорить от имени всех. Это опрометчиво для нас самих, потому что, когда не будет нас, от нашего имени будут судить, вершить, требовать, вещать - наши потомки.

Новая жизнь отвергает и отодвигает в прошлое лживое и циничное - "именем народа". Заканчивается время не только прилагательного "народный" - ("народные избранники", "народное мнение", "народная дипломатия"...) - уходит целая идеология и вместе с нею - эпоха, где под именем "народ" скрывается мнимое разделение ответственности между вездесущей властью и огосударствленным обществом.

Между этими деспотичными, обезличенными и едиными демонами - "низами" и "верхами" - безнадежно зажат человек.

Чтобы сохранить нас как народ - мы прежде всего должны обрести себя и для этого - стать отдельными личностями, полноценными гражданами, обрести экономическую свободу, возможность накапливать, строить, выращивать, богатеть. Только став свободными гражданами, мы, все вместе, сможем стать действительно свободным народом.

Будет ли при этом выбор каждого из нас совпадать с выбором страны - не вопрос, если мы научимся жить в согласии с другими людьми, с соседями, потом и с другими народами, другими странами, если, наконец, поймем ту простую истину, что "жить надо не для себя, и не для других, а со всеми и для всех" (Н.Ф.Фёдоров).

Заключение

Почему книга названа "Хроники безвременья"?

О "безвременьи" мы попытались обстоятельно рассказать во второй главе, а "хроники" в названии от того, что книга построена на фактическом материале и может считаться документальной.

Если мы говорим о нашем времени, как о планетарном взрыве, разметающем огромную страну-планету и с нею - жизнь каждого из нас, то нас больше интересуют не отколовшиеся от этой планеты куски-метеориты, а ес микрочастицы - звездная пыль. Из нес, собственно, и состоит наша жизнь.

Вот почему для нас важны частности, отдельные и на первый взгляд совсем незначительные эпизоды, попавшие на страницы газет лишь потому, что показались любопытными, забавными, обескураживающими и опубликованы во многом для того, чтобы развеять скуку обывателя. Прочел - забыл.

А между тем, по словам Достоевского, "без единичных случаев не осуществишь и общих прав".

Эта книга,- попытка обратить внимание читателя на ту сложную материю, от имени которой испокон веков вещают, клянутся, расправляются, сводят счеты и священнодействуют сильные мира сего - на наш народ, такой, какой он есть сегодня, сейчас, и каким, быть может, никогда не будет. Няе дяояляжяеян бяыятяь.

Мы также видим, как влечёт многих Политика - обезличенная тетка, за которой скрывается ес вполне узнаваемая сестра-искусительница - Власть. Стремление быть "во главе и над всеми"- многих заботит сегодня больше, чем собственная вменяемость. Этой книгой мы хотели бы обратить внимание алчущих власти, по крайней мере, некоторых из них, на тот странный "субъект" политики, с которым, так или иначе, им придстся иметь дело.

Искать первопричины наших бед в "плохой власти" - малоинтересно, даже скучно. Власть наша и без того заслужила много внимания: от кратких эпитетов до фундаментальных исследований. Оставим кесарю кесарево.

Задумаемся над другим: Что еще должен пережить наш народ, чтобы перестать мириться со своим унизительным существованием? Какие еще трагедии и "новые" уроки у него впереди? Или, может, мы обречены, и тогда на все времена останется прав Бертран Рассел, убеждавший, что "персонажами Достоевского" иначе, как есть и как всегда было - управлять нельзя?

Сколько раз, на сетования по поводу нашей безбытности, каждому из нас приходилось слышать уверенно-обреченное: "Здесь иначе быть не может!"

И вот, одни говорят: - Мы призваны жить в этой стране!

Другие: - Нет, скорее приговорены...

Третьи: - Идите все к черту!

* * *

Но вот уже слышатся укорительные вопросы: - Почему это мы, такие какие есть, "не должны быть"? Кто вообще даст право на такие приговоры? Почему имеют право на то, чтобы быть - все остальные: скажем, цивилизованные шведы или французы, или какие-нибудь дикие племена? Почему мы опять ударяемся в апокалиптику?

И тут же добавления: - Пора понять, что все происходящее с нами, включая нашу сегодняшнюю "безбытность", и есть само наше бытис. И другого бытия здесь, у нас, быть не может, и не ждите ничего большего или лучшего. Благодарите Господа, что хоть это осталось, что еще не все погибло, растлено, разграблено и обескровлено... Не толкайте людей в неизведанный мир соблазнительных утопий. Оставьте все, как есть, и не насилуйте народ своими иллюзорными представлениями о "всеобщем благоденствии", об эпохе "равенства и братства", наконец, о "демократии и цивилизованности".

Не будет здесь ничего этого, а только еще хуже станет, если все это еще и еще раз пытаться претворять в жизнь через наш же народ.

Нет и не может быть в нашей стране иных скреп, кроме лжи и насилия, с помощью которых только и возможно обуздать вольногуляющую стихию народного безумства.

Нет и не может быть у нас иной общенациональной идеи, кроме имперской, замешанной на великодержавной исключительности России и ес народа, и не состоится никогда у нас иной кумир, кроме как бесчувственный держиморда.

Не было, нет и невозможны вообще для нас "цивилизованные" правовые рамки и уже реализованные кем-то политэкономические конструкции. Мы особенны оттого, что обособлены, и исключительны тем, что исключены.

Поэтому, оставьте все, как есть, и этим проявите не только разум свой, но и милосердие.

Кто это мог выдумать, что "будущее России будет произрастать ес провинцией", и, еще более того - Сибирью? Какой умник?

Оттуда, из глубины катастрофически необустроенного и разноплеменного пространства, может "произрастать" лишь первородная дикость, не консерватизм, а реакционность и патологическое упорство в неприятии... нет, даже не нового, - просто чего-то иного. И все, что здесь с нами сегодня, сейчас происходит - с насилием, воровством, безнравственностью - может, и есть Промысел Божий, спасительный для всего остального человечества очистительный процесс самопоедания опасного для планеты организма.

Кому могла придти в голову навязчивая идея о "приходе" в нашу жизнь и нашу политику нового поколения, нравственно чистого, социально неизуродованного, способного соединить в себе масштаб насущных для страны проблем и свои собственные возможности? Откуда им взяться?

У нас, на смену седым и замороченным (и заморочивших всех других) "шестидесятникам", вслед за моложавыми и велеречивыми мерзавцами из растворившегося в долларах комсомола, приходят и уже пришли такие "агнцы", что и волкам уже делать нечего.

Не было и нет никакого "десятилетия реформ", как не было до них революций, реформаций, переломов и перегибов... Это фетишизированный миф самонадеянных политических временщиков и их околонаучных адептов.

И нынешние "реформы" - (посмотрите внимательнее) - лишь опрометчивая попытка разломать одно единственное звено в кованой цепи, на которой испокон веков удерживается роковая и кровавая российская няеямяеяняяяеямяоясятяь.

Сколько светлых голов разбилось об эту великую и непоколебимую стену, дерзая ес пробить! Какие только лжепророки, сметая все на своем пути и сея смерть, не карабкались по этой отвесной стене, и уже даже взбирались на нес... Где они все? Не пришло ли время остановиться у подножья?

Остановиться и, склонив голову, помолчать. Может быть, это есть наша "стена плача", и возле нее будет наш вопль по уходящей в никуда России, по этому, так и не узревшему Истину, народу, по несбывшимся мечтам и несостоявшимся надеждам со всем этим "светлым будущим" - коммунистическим, демократическим, по всем прочему...

* * *

Что ответишь на эти непростые вопросы, порожденные только что написанной книгой, и, в свою очередь, саму эту книгу породившие? Как и чем возразить на эти вызывающие тирады, если только не добавить к ним еще чего-то своего?

Оставим эти вопросы читателю. Останемся с верой в то, что выход у России есть, что страна наша имеет будущее и оно много лучше, чем ес прошлое. Но откуда произойдет первый луч надежды, как он сумеет зажечь уже, кажется, совсем потухшие наши сердца и вернуть разум - не знает сейчас никто. Никто, кроме Бога.

Но, уповая, на Него мы не перестасм искать и поэтому ещс раз возвратимся к тому, с чего мы нашу книгу начали: в далекий таежный поселок Амгунь и к живущей там девочке, совершившей свой, поистине недетский, подвиг для нас, показав и жителям заброшенного в тайге поселка, и вообще всем, что сообщество живых людей, пусть жестоких, огрубевших, равнодушных и циничных - все же лучше царства диких зверей и мертвого холода.

Возвратимся еще раз и к вопросами: зачем и к кому она вернулась? Почему и для чего ей, обречснной на верную гибель, была сохранена жизнь?

Неужели лишь для того, чтобы Олесю этой жизни лишили из-за чьей-то жестокой забавы? Или может для того, чтобы однажды ею овладел насильник? Или осталась она жить для того, чтобы в недалском будущем, родив в муках ребёнка, потерять уже его: в водовороте ли нашей жестокой жизни, или от рук бандита-убийцы, или от пули снайпера на чужой войне?

Как скоро наступит день, когда Олеся, лишившись надежд, проклянст тот спасительный для себя час, когда вновь вернулась к людям? И что мы, люди, ещс успеем сделать для того, чтобы это проклятие не случилось?

Как истинный праведник, она явилась тихо, незаметно, в стороне от городского шума, вдали от кичливой и позолоченой "благодати". В лице девочки к людям, не только из тасжного посслка, вернулась надежда и редкостный шанс на спасение.

Для этого нужно немногое. Лишь не разубеждать её в том, что она, по воле Всевышнего, сумела показать нам: мы, люди - все же лучше зверей. А вот это-то мы и не сможем совершить, оставаясь такими, какие мы сейчас есть.

Таёжный ребёнок этот, и другие наши дети - вот аргумент в пользу того, что мы не должны, не имеем права, оставаться прежними.

* * *

15 февраля в "Известиях" была опубликована любопытная заметка под заголовком - "В Екатеринбурге умер старейший советский крокодил". Этот трехметровый зеленый старик скончался от сердечного приступа в возрасте 115 лет. Я помню этого крокодила по частым посещениям свердловского зоопарка.

С тех пор прошло много лет. Крокодил забылся, и вот такая, грустная, весточка из прошлого.

Вечером я позвонил историку и философу М.Я.Гефтеру, с тем, чтобы сообщить ему об этом странном нечаянном "возврате". Никто не ответил. А еще через час мне сообщили о смерти Гефтера от очередного обширного инфаркта.

Что ж Вы так, Михаил Яковлевич?

Я беру на себя смелость посвятить эту книгу своему другу и учителю Михаилу Яковлевичу Гефтеру.

* * *

Я хочу поблагодарить всех тех, кто помогал мне в написании и издании этой книги, давал ценные советы и важные рекомендации. Право, к некоторым из я них я прислушивался. Среди них: Л.И.Невлер, Г.А.Явлинский, А.М.Ларина-Бухарина, З.И.Эльбаум, П.Х.Зайдфудим, С.А.Ершов, И.Г.Баннов, Е.А.Смотряева, В.К.Громов, Г.В.Хазанов, А.Б.Соколов, Р.И.Гаврилов, Л.В.Карпинский, Ю.Ф.Корякин, К.О.Ильин-Адаев.

Я заканчиваю эту книгу с чувством благодарности и бесконечной печали по моему старшему другу и учителю Михаилу Яковлевичу Гефтеру, ушедшему из жизни 17 февраля 1995 года. Без него написание этой книги было бы невозможным.

Примечание

Глава I. Выйдем ли мы все, наконец, из народа?Часть 1.

1. Ясинева Е. Месть Кошелкина. /Гудок, 3 июня, 1994.

2. Ловил такси с ружьем наперевес. /Московский комсомолец, 27 сентября, 1994.

3. Эх, прокачусь! / Труд, 16 июня, 1994.

4. Трояновский В. Пешком идти не хотелось. /Труд, 3 ноября, 1994.

5. Хулиганы стали бросаться гранатами. /Московский комсомолец, 9 августа, 1994.

6. Нечипуренко В. На барахолке оторвало руку, но крика пока не слышно. /Рабочая трибуна, 5 ноября, 1994.

7. Сводка ИМА-пресс за март, 1994.

8. Закревский В. Шашлык на... Вечном огне. /Труд, 11 января, 1995.

9. Комсомольская правда, 16 ноября, 1994. Статья посвящена 26-летнему американскому журналисту Терри Данкэну, погибшему тогда же, спасая раненых русских.

10. Волкогонов Д. Неизвестный дневник Брежнева. /Совершенно секретно, N5, 1994, С.3.

Глава II. Безвременье.

1. На МКАД обнаружено искривление пространства. /Московский комсомолец, 14 октября, 1994.

2. Известия, 28 октября, 1994.

3. Федоров Б. Если бы я был премьер-министром.../Известия, 25 октября, 1994.

4. Мой папа - юрист. А еще он - Владимир Вольфович Жириновский./Комсомольская правда, 25 октября, 1994.

5. Трояновский В. Шашлык со стрельбой. /Труд, 20 июля, 1994.

6. Белоцерковский Г. "Тарзан" разбился насмерть. /Российская газета, 13 июля, 1994.

7. Дикая трагедия на военном аэродроме Кубинка. /Вечерняя Москва, 14 июля, 1994.

8. Комитет Безопасности обокрали. /Московский комсомолец, 18 августа, 1994.

9. Искали грибы, нашли ракеты /Сегодня, 1 октября, 1994.

10. Будберг А. Шварцнеггер должен вылететь в Казахстан /Московский комсомолец, 24 февраля, 1995.

Глава III. Разбегающиеся напасти.

1. Сабуров Е. Бандиты предпочитают большевиков. /Общая газета, 16-22 сентября, 1994.

2. Где взять деньги на похороны? /Независимая газета, 30 августа, 1994.

3. Детские игры с мертвецами. /Московский комсомолец, 21 сентября, 1994.

4. Сводка ИМА-пресс, 12 октября, 1994.

5. Сводка ИМА-пресс, 7 сентября, 1994.

6. См. сводки ИМА-пресс за май 1994.

7. А им без разницы. /Труд, 2 сентября, 1994.

8. Медведев В. Морг здесь неуместен. /Комсомольская правда, 21 сентября, 1994.

9. Секретных агентов будут внедрять в похоронные процессии. /Московский комсомолец, 23 ноября, 1994.

10. В последний путь. /Труд, 26 октября, 1994.

11. Лебедева Т. И решила пока не умирать. /Труд, 26 августа, 1994.

12. Полякова Т. Потеряли покойника. /Труд, 22 июля, 1994.

13. Могилы будут застрахованы. /Московский комсомолец, 10 ноября, 1994.

14. Конкуренция на кладбище. /Труд, 5 ноября, 1994.

15. Бронштейн Б. Любовь к рынку - до гроба. /Известия, 5 ноября, 1994.

16. Известия, 24 февраля, 1994.

17. Николаев В. Перед смертью все равны? /Общая газета, 9-15 сентября, 1994.

18. В последний путь... /Труд, 26 октября, 1994.

19. Благодаров С. Последний приют. /Деловой вторник. (Приложение к Комсомольской правде), 28 февраля, 1995.

20. Он видел в гробу всех членов Политбюро. /Комсомольская правда, 4 ноября, 1994.

Глава IV.Держите вора?! Нет, держите-ка лучше себя.

1. Вирабов И. Г-н министр, похищены картины /Комсомольская правда, 16 ноября, 1994.

2. Сергеева О. Вор у Швеца картину украл. /Московские новости, N11, 12-19 февраля, 1995, С.18.

3. Н.О.Лосский. Характер русского народа. Книга первая. Посев, 1957. - С.1.

4. Красиков И. Храните деньги в стеклянных банках. /Труд, 1 июля, 1994.

5. Сводка ИМА-пресс, 2 ноября, 1994.

6. Волович Г. Хочешь остаканиться - плати. /Труд, 11 октября, 1994.

7. Повезло мужику. /Труд, 2 сентября, 1994.

8. Люди гибнут за... картошку. /Труд, 13 октября, 1994.

9. Котляров Ю. В назидание отрубили руку. /Труд, 25 августа, 1994.

10. Сводка ИМА-пресс, 10 ноября, 1994.

11. Картошка с сюрпризом. /Труд, 2 августа, 1994.

12. Сладкая отрава. /Труд, 2 августа, 1994.

13. Юрченко И. Яблоко под напряжением. /Труд, 14 октября, 1994.

14. Овчаров М. Убили за четыре килограмма картошки. /Известия, 6 сентября, 1994.

15. Партизаны образца текущего года. /Труд, 7 ноября,1994.

16. За сохранностью урожая будет следить конная милиция. /Вечерний клуб. Москва, 30 июля, 1994.

17. Десантники охраняют огурцы. /Труд, 1 июля, 1994.

18. Иваев А. Взял на абордаж... комбайн. /Труд, 16 сентября, 1994.

19. Обскакали цыгане милицию. /Труд, 4 октября, 1994.

20. Конокрадство. /Сегодня, 2 сентября, 1994.

21. Сами судили - сами убили. /Труд, 27 сентября, 1994.

22. Терентьева Л., Павлов А., Конь "козлу" не товарищ. /Комсомольская правда, 23 ноября, 1994.

23. Прибивайте шапки гвоздями! /Известия, 24 ноября, 1994.

24. Лебедева Т., Полякова Т. Приключения норковой шапки. /Труд, 22 декабря, 1994.

25. Джапаков А. Близнецы пожадничали. /Труд, 9 августа, 1994.

26. Обкормили. /Труд, 21 октября, 1994.

27. Исаев А. Всю ночь был пингвином. /Труд, 4 августа, 1994.

28. Сводка ИМА-пресс, от 8 сентября, 1994.

29. Павленко В. Змея - друг человека. /Труд, 10 ноября, 1994.

30. Закревский В. Поросенок-звонарь. /Труд, 20 июня, 1994.

31. Бродяга верен Ильичу. /Труд, 18 октября, 1994.

32. Антиленинцы-94. /Труд, 29 сентября, 1994.

33. Лебедева Т. Вождь - без головы, герой - без звездочки. /Труд, 23 августа, 1994.

34. Ленин и теперь живее всех живых. /Мегаполис-экспресс, 2 ноября, 1994.

35. Полякова Т. Медсестры - убийцы. /Труд, 14 октября, 1994.

36. Чужая кровь. /Труд, 9 ноября, 1994.

37. Кролики - это не только ценный мех... /Труд, 23 июня, 1994.

38. Офицеры воровали у солдат. /Известия, 26 ноября, 1994.

39. Алкоголики отобрали закуску у детей. /Московский комсомолец, 19 ноября, 1994.

40. Данилкин А. Раскрыта тайна монетного двора. /Труд, 2 июля, 1994.

41. Душевнобольным недокладывают мяса. /Московский комсомолец, 3 ноября, 1994.

42. Частный случай беспредела. /Труд, 8 сентября, 1994.

43. Богуславская О. Бизнес на слезах. /Московский комсомолец, 2 февраля, 1995.

44. Ключеров Г. Обольстительница. /Труд, 17 июня, 1994.

45. Лебедева Т. Электрошок в Большом Козине. /Труд, 8 декабря, 1994.

46. Арянина О. Цветные - "до лампочки". /Труд, 4 ноября,1994

47. Гыпылов Г. Обокрали даже мертвого. /Российские вести, 10 ноября, 1994.

48. В Подмосковье покойников раздевают догола. /Московский комсомолец, 20 ноября, 1994.

49. Ключеров Г. Дважды использованный венок. /Труд, 19 июля, 1994.

50. Ключеров Г. Все растратили. И совесть. /Труд, 26 августа, 1994.

51. Кочеткова К. Золото из Гроба. /Труд, 23 июня, 1994.

52. Закревский В. Креста на тебе нет. /Труд, 30 августа, 1994.

53. Чистяков В. За какой-то жалкий перстень. /Труд, 22 июля, 1994.

54. Она съела кусок мяса, он ее убил. /Московский комсомолец, 17 ноября, 1994.

55. Полякова Т. За копейку удавят. /Труд, 19 июля, 1994.

56. Григорьев Е. Гангстер с поленом. /Труд, 1 июня, 1994.

57. От ресторана угнана кавалькада иномарок. /Московский комсомолец, 3 ноября, 1994.

58. Волович Г. Кто украл "Воров в законе"? /Труд, 13 октября, 1994.

59. Спрос на скелеты продолжает расти. /Мегаполис-экспресс, 2 ноября, 1994.

60. И синагоги грабят. /Труд, 18 ноября, 1994.

61. Князев В. Украл - поделись. Хотя бы с милицией. /Труд, 21 июля, 1994.

62. Полякова Т.Милицейской "селяви". /Труд, 27 сентября,1994.

63. КПЗ на заводе. /Труд, 18 ноября, 1994.

64. Сводка ИМА-пресс за апрель 1994.

65. Труд, 22 июля, 1994.

66. Сводка ИМА-пресс, 12 сентября, 1994.

67. Сводка ИМА-пресс, 2 ноября, 1994.

68. Абрамов Е. Воровское гнездо. /Гудок, 9 ноября, 1994.

69. Дармовой бензин. /Гудок, 3 июня, 1994.

70. Гвоздев Н. Железнодорожные воры угрожают безопасности пассажиров. /Сегодня, 24 ноября, 1994.

71. Ясинева Е. Крадут даже рельсы. /Гудок, 11 ноября, 1994.

72. Двинский И. Злоумышленники не читали Чехова. /Сегодня, 27 декабря, 1994.

73. Сводка ИМА-пресс, 2 ноября, 1994.

74. Каждый подозревает соседа. /Труд, 26 октября, 1994.

Глава V. Неумышленные злоумышленники.

1. Васинский А. Молчание волков. /Известия, 3 декабря, 1994.

2. Лебедева Т."Огневые" ребятки. /Труд, 22 декабря, 1994.

3. Убийство. /Сегодня, 19 ноября, 1994.

4. Бойтесь детишек, ходить научившихся. /Труд, 23 июня, 1994.

5. Монстр, а не девочка. /Труд, 24 июня, 1994.

6. Сжег юного конкурента. /Труд, 29 сентября, 1994.

7. Теракт в 7-м классе. /Труд, 9 октября, 1994.

8. Ехали в трамвайчике... увы, не зайчики. /Труд, 1 декабря, 1994.

9. Насмотрелись "порнухи". /Труд, 9 декабря, 1994.

10. Сводка ИМА-пресс от 4 апреля 1994.

11. Варшавская Е. Маленький Содом в большом бассейне /Труд, 31 мая, 1994.

12. Филиппова Т. Сексуальный кошмар в детском интернате /Комсомольская правда, 15 марта, 1995.

13. Крошка-сын пришел с ножом. /Труд, 2 ноября, 1994.

14. Бабушка внука очень любила. /Труд, 14 сентября, 1994.

15. Выбросила бабушку с 12-го этажа. /Московский комсомолец, 7 июня, 1994.

16. Убийца матери. /Труд, 26 июня, 1994.

17. У сынка была мамаша. Он ее убил. /Со ссылкой на газету "Республика Татарстан", Труд, 7 декабря, 1994.

18. Независимая газета. /8 сентября, 1994.

19. Красиков И. А ты живи, малыш! /Труд, 28 октября, 1994.

20. Залил глаза и все остальное. /Труд, 31 августа, 1994.

21. Чистяков В. Сам-то не бросился. /Труд, 9 декабря, 1994.

22. Заложил за воротник. И взял сына в заложники. /Труд, 17 июня, 1994.

23. Урок пошел не впрок. /Труд, 27 октября, 1994.

24. Надоело изображать космонавта. /Московский комсомолец, 2 февраля, 1994.

25. Мокрищев Н.Большой "педагог" был. /Труд, 2 декабря,1994.

26. Мокрищев Н. Пенсионер-киллер. /Труд, 9 декабря, 1994.

27. Эпидемия нападений на медиков. / Труд, 8 декабря, 1994.

28. Федоров И., Федоров В. Саперы, журналисты и... врачи. /Сегодня, 21 декабря, 1994.

29. С топором за врачом "скорой" уже не погоняешься. /Московский комсомолец, 11 декабря, 1994.

30. По улицам Москвы ходить опасно. /Вечерняя Москва, 20 июля, 1994.

31. Федоров И., Федоров В., Саперы, журналисты... врачи. /Сегодня, 21 декабря, 1994.

32. Почтальонов стали убивать за пенсии. /Московский комсомолец, 15 марта, 1995.

33. За что?! /Московский комсомолец, 14 декабря, 1994.

34. Героя Советского Союза зарезали ножницами. /Московский комсомолец, 24 ноября, 1994.

35. Добили в реанимационном отделении. /Вечерняя Москва, 20 июля, 1994.

36. Великая сила внушения. /Труд, 22 декабря.

37. Волкова А. Третий оказался лишним. /Труд, 6 июля, 1994.

38. Исаев А. Но ведь плохой водки нет. /Труд, 6 июля, 1994.

39. Волович Г. И ребенка не пощадил. /Труд, 18 ноября, 1994.

40. В алкогольном озверении. /Труд, 8 декабря, 1994.

41. Исаев А. Каин, где Авель, брат твой? /Труд, 31 января, 1994.

42. Редкий случай с ножовкой. /Труд, 25 ноября, 1994.

43. Скормила мужа свиньям. /Московский комсомолец, 16 сентября, 1994.

44. Барабаш Н. Человек под майонезом. /Комсомольская правда, 17 марта, 1995, С.9.

45. Полякова Т. Кому намордник нужнее. /Труд, 9 декабря, 1994.

46. Красиков И. Не уступила место в туалете. /Труд, 22 сентября, 1994.

47. Глухонемого пытались заставить заговорить. /Московский комсомолец, 30 июля, 1994.

48. Григорьев Е. Владимир Ульянов убивает Романова. /Труд, 20 сентября, 1994.

Глава VI. Веселится и ликует наш народ.

1. Завражин К. Русский путешественник обучил канибалов рукопашному бою. /Мегаполис-экспресс. N23, 27 июля, 1994,С.5.

2. Высоковский З. Давайте вместе выходить из дурдома. /На Пресне, (газета Краснопресненского района г.Москвы) N2, январь, 1995.

3. Тепловоз тоже не пострадал. /Труд, 5 июля, 1994.

4. Рыбки захотелось. /Труд, 16 июня, 1994.

5. Пушкарь А. /Известия. Экспертиза, 16 ноября, 1994.

6. Чистяков В. Уж очень бесславно погиб. /Труд, 2 ноября 1994.

7. Лебедева Т. Заскучал и... поджог дом. /Труд, 27 октября, 1994.

8. Хорошо хоть не хирург. /Труд, 15 июня, 1994.

9. Сводка ИМА-пресс от 15 сентября, 1994.

10. Григорьев Е. Мчался сам по себе. /Труд, 22 июня, 1994.

11. Блинова Е. Поле "брани" "Линкольна". /Сегодня, 17 ноября, 1994.

12. У нас, оказывается, не так много пьют /Известия, 7 декабря, 1994.

13. Петров И. В пьяном угаре. /Труд, 20 сентября, 1994.

14. Если уволить всех пьяниц, кто будет работать? /Известия, 25 февраля, 1995.

15. Трояновский В. "Дикая Роза", дикие нравы. /Труд, 27 августа, 1994.

16. Самая пьяная деревня. /Труд, 16 августа, 1994.

17. Григорьев Е. Не с букетом - с бензином. /Труд, 5 июля, 1994.

18. Муж всегда не вовремя возвращается. /Труд, 9 ноября, 1994.

19. Сводка ИМА-пресс, от 5 октября, 1994.

20. Оставленный супруг заминировал вокзал. /Московский комсомолец, 19 июля, 1994.

21. Не на такую напал. /Сегодня, 15 декабря, 1994.

22. Теперь не вернешь. /Труд, 17 августа, 1994.

23. Грачев П. Я подам в отставку, если почувствую недоверие президента. /Известия, 25 октября, 1994.

24. Колосов Б. Заминированный город. /Труд, 27 октября,1994.

25. Сводка ИМА-пресс от 29 сентября, 1994.

26. Тракторная атака. /Московский комсомолец, 19 июля, 1994.

27. Полякова Т. Мы мирные люди, но наш бронепоезд... /Труд, 7 октября, 1994.

28. Сводка ИМА-пресс за январь 1994.

29. Сводка ИМА-пресс за июнь 1994 со ссылкой на "Псковскую правду"

30. Сводка ИМА-пресс от 11 ноября, 1994.

31. Полякова Т. Ради любимого чада. /Труд, 20 сентября,1994.

32. Привередливая старушка выиграла процесс. /Сегодня, 24 августа, 1994.

33. Резкий рост поголовья крыс. /Московский комсомолец, 6 августа, 1994.

34. Катин В. Бездомных нет. Животные на Западе. /Независимая газета, 13 октября, 1994.

35. Марта Ас. Наказан за ущемление прав рыбы. /Скандалы, N17, 1994, С.7.

36. Радиоактивным рыбкам и яд нипочем. /Труд, 9 декабря, 1994.

37. Уху можно сварить прямо в реке. /Московский комсомолец, 26 ноября, 1994.

38. Медведь разгуливал по шпалам... /Известия, 6 сентября, 1994.

39. Как бык разобрался с браконьерами. /Труд, 22 ноября, 1994.

40. Полякова Т. На столб ворона взгромоздясь... /Труд, 27 октября, 1994.

41. Григорьев Е. Даже гипопотам не выдержал. /Труд, 16 июня, 1994.

42. Закревский В. Звереем, граждане? /Труд, 23 августа, 1994.

43. Закревский В. И страуса ощипали. /Труд, 21 июня, 1994.

44. Обитатели московского зоопарка переходят на зимние квартиры. /Московский комсомолец, 20 декабря,1994.

45. Перебрали. /Труд, 18 июня, 1994.

46. На зависть двуногим. /Труд, 30 августа, 1994.

47. Что напишешь в графе "пол"? /Труд, 13 августа, 1994.

48. Насобачился. /Труд,18 августа, 1994.

49. Сводка ИМА-пресс за февраль 1994.

50. Вечерняя Москва, 20 июля, 1994.

Глава VII. Наша экономика.

1. Год без зарплаты. /Труд, 24 августа, 1994.

2. Трояновский В. Кому нужны коровы? Налетай... /Труд, 15 сентября, 1994.

3. Лебедева Т. Зарплата... пасется на лугу. /Труд, 4 июня, 1994.

4. Лебедева Т. Звонкая монета. /Труд, 25 августа, 1994.

5. "Разливай, старик, получку" /Труд, 2 июля, 1994.

6. Сводка ИМА-пресс от 9 ноября, 1994.

7. Натыкин В. Получка: хрустальный звон. /Труд, 23 сентября, 1994.

8. Расплачиваются золотом. Правда "черным". /Труд, 23 июня, 1994.

9. Налоги - обувью. /Сегодня, 13 сентября, 1994.

10. Безналичную зарплату "обналичивают" золотом. /Известия, 24 декабря, 1994.

11. Утром - чай, в обед - чаек. /Труд, 21 июня,1994.

12. Сколько кубов за "Тампакс"? /Независимая Газета, 9 сентября, 1994.

13. Абрамова Е. Северян с каждым годом все меньше. /Правда Севера. Архангельская областная газета, 16 ноября, 1994.

14. АЭС остановить - не амбар закрыть /Полярная почта, N2, 1994.

15. Джапаков А. Нет надежды у самоубийцы./Труд, 25 ноября, 1994.

16. Головачев В. Зарплата господина директора. /Труд, 15 сентября, 1994.

17. См.сводки ИМА-пресс за август, 1994.

18. Долгодворов В. /Труд, 5 августа, 1994.

19. Почтальоны осваивают смежные специальности. /Известия, 7 декабря, 1994.

20. Врачи - хорошо, но зарплата - лучше. /Труд, 6 июля,1994.

21. Исаев А., Долгодворов В. Время жить, время выживать. /Труд, 12 октября, 1994.

22. Мечта - стать посудомойкой. /Труд, 17 июня, 1994.

23. Нестандартный источник. /На Пресне, 12 ноября, 1994.

24. То-то визгу будет. /Труд, 18 августа, 1994.

25. Соображать надо! /Труд, 20 сентября, 1994.

26. За что купила... /Вечерняя Москва, 25 августа, 1994.

27. 11 человек умерло с одной бутылки. /Московский комсомолец, 2 июня, 1994.

28. Григорьев Е."Каскадер" за бутылку. /Труд, 23 ноября,1994.

29. Вечерняя Москва, 15 декабря, 1994.

30. Сводка ИМА-пресс за апрель 1994.

31. Овчаров М. Костромичам - тараканьи бега. /Известия, 26 октября, 1994.

32. Тараканихи резвее тараканов. /Сегодня, 15 декабря, 1994.

33. Бочкарев Г. Ночь наедине со Сталиным /Комсомольская правда, 15 марта, 1995.

34. На аукционе - кровать Бориса Ельцина. /Известия, 7 декабря, 1994.

35. На тюремных нарах, но с жареным поросенком. /Труд, 18 октября, 1994.

36. В Подмосковье можно взять напрокат даже танк. /Московский комсомолец, 2 декабря, 1994.

37. Григорьев Е. А что сказал Минздрав? /Труд, 18 июня, 1994.

38. Кто купит "резиновую Зину"? /Труд, 5 августа, 1994.

39. Дошел до лампочки. /Московский комсомолец, 26 ноября,1994.

40. Бабушки на клумбах. /Труд, 2 августа, 1994.

41. Судьба человека-компьютера. /Труд, 25 ноября, 1994.

42. Разбойников В. Мужество и отвага за 7000 рублей. /Известия, 26 ноября, 1994.

43. Пытки в эпоху приватизации. /Труд, 1 июля, 1994.

44. Убийца - врач "скорой помощи"./Труд, 5 октября, 1994.

45. Репин Л. Дикая охота в городе. /Комсомольская правда, 22 декабря, 1994.

46. Шимов Я. Кровавые квадратные метры. /Известия, 17 ноября, 1994.

47. Москва - столица бездомных. /Известия, 25 февраля,1995.

48. Последний "звонок" директора школы. /Труд, 16 июня,1994.

49. Ключеров Г. Постой, паровоз! /Труд, 28 июня, 1994.

50. Труд, 19 августа, 1994.

51. Зиновьев А. Самосожжение из-за невыдачи зарплаты. /Известия, 24 сентября, 1994.

52. Сводка ИМА-пресс, 7 сентября, 1994.

53. Чегодаева О. Суицид не смотрит в кошелек. /Деловой Вторник. Приложение к "Комсомольской правде", 21 марта, 1994.

54. Россия может вскоре лишиться 16,5 млн. человек. /Куранты, 22 декабря, 1994.

Глава IX."Время, назад!"

1. Аренда ценою в жизнь. /Сегодня, 27 декабря, 1994.

2. Постричься - проблема. /Труд, 28 октября, 1994.

3. Сводка ИМА-пресс от 4 октября, 1994.

4. Сводка ИМА-пресс от 9 ноября, 1994.

5. Сводка ИМА-пресс от 18 октября, 1994.

6. Полякова Т. Мой до дыр! /Труд, 12 ноября, 1994.

7. В Подмосковном Калининграде пенсионеров стали мыть бесплатно. /Московский комсомолец, 24 сентября, 1994.

8. Московский комсомолец, 2 февраля, 1995.

9. Бронштейн Б. Баба Нюра из деревни Раменцы шлет позывные начальству. /Известия, 7 сентября, 1994.

10. Без радио люди одичают. /Известия, 25 февраля, 1995.

11. Колосов Б. /Труд, 5 августа, 1994.

12. Куранты, 30 декабря, 1994.

13. Рослов В. Нижнее белье цвета хаки. /Сегодня, 17 сентября, 1994.

14. Л.Листопад. Я не умею воровать. /Труд, 10 февраля,1995.

15. Квятковский О. Не нашла выхода. /Труд, 10 ноября, 1994.

16. Госуниверситет жжет книги. /Известия, 13 сентября, 1994.

17. Сани в бензине не нуждаются. /Известия, 2 февраля, 1994.

18. Сводка ИМА-пресс, 9 ноября, 1994.

19. Сводка ИМА-пресс, 28 октября, 1994.

20. Пешком в армию. /Известия, 16 декабря, 1994.

21. Полякова Т. Краснознаменные велосипедистки. /Труд, 21 октября, 1994.

 [Актуальные темы] [История и современность][Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]