Одним из общепризнанных мировых приоритетов
в становлении постиндустриального общества - «общества
знаний» является развитие системы подготовки специалистов,
которая базируется на принципе единства образования и
науки, обеспечивающем сочетание ценностей фундаментального
образования и возможности гибкого реагирования на потребности
в кадрах для развития актуальных научных направлений и
наукоемких технологий.
Ключевым звеном в этой системе являются
университеты, развивающиеся как мультидисциплинарные инновационные
центры образования, науки и культуры, определяющие в значительной
степени уровень и потенциал социально-экономического развития
своих стран.
Европейское законодательство и законодательство
США, принятое в разное время и давшее государственным
и частным университетам широкую автономию, обеспечившее
прочную интеграцию в университетах образования и науки,
во многом определило научно-технический прорыв этих стран
во второй половине 20-го, и начале 21-го века.
В настоящее время политика развития
и поддержки университетов является общепринятой для большинства
стран мира. В Российской Федерации, к сожалению,
пока еще не созданы необходимые условия нормальной деятельности
университетов и укрепления их роли в социально-экономическом
развитии страны. Вместе с тем именно ведущим российским
университетам принадлежит главная заслуга в сохранении
даже в переломные, кризисные моменты эволюции нашего общества,
преемственности приоритетов отечественных научных и педагогических
школ, возникновении новых направлений и технологий подготовки
специалистов.
Среди нерешенных проблем особенно важными
представляются:
- Разрыв между университетским
образованием и фундаментальной наукой, по сути
закрепленным в современном Российском законодательстве
в области научных исследований и высшей школы. В законе
Российской Федерации "Об образовании" и законе "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании"
даже не упоминается о том, что сотрудники образовательных
учреждений, в том числе и университетов, должны (обязаны)
вести научную деятельность. С другой стороны из Федерального
закона "О науке и научно-технической политике" следует,
что университеты не имеют права именоваться организациями,
занимающимися научно-исследовательской деятельностью,
и, как следствие не имеют право получать бюджетное
финансирование на эти цели. Этот разрыв науки и образования
привел к тому, что выпускники российских университетов
зачастую оказываются неконкурентоспособными на мировых
рынках высококвалифицированного труда, а отечественная
наука теряет основу механизма кадрового возобновления.
- Отсутствие реальной автономии
университетов и одновременно ответственности
за результаты своей деятельности через механизмы конкуренции
на рынках образовательных услуг и высококвалифицированного
труда. Существующая сегодня общевузовская система
государственной аккредитации и аттестации, единых
государственных дипломов и образовательных стандартов,
унифицированная система присуждения ученых степеней
и ученых званий, ограничения хозяйственной и организационно-управленческой
деятельности делают невозможной проведение самостоятельной
образовательной, кадровой и финансовой политики, уравнивает
ведущие отечественные университеты и множество узкопрофильных
Вузов, которые стали именоваться университетами, не
отвечая при этом, ни отечественным, ни международным
университетским традициям, что приводит к застою и
деградации системы высшего образования в целом.
- Отсутствие гарантий соблюдения
демократических принципов в деятельности университетов
через законодательно прописанные механизмы, касающиеся
всех важнейших сторон деятельности университетов,
придании ей открытости для общества.
-Преодоление изоляционистских
тенденций в
отечественном высшем образовании
критически необходимо для успеха усилившихся в
последние годы интеграционных процессов между Россией
и Европой, а также в связи со стремлением нашей страны
вступить во Всемирную Торговую Организацию и обеспечением
выхода России на европейские и мировые рынки образовательных
услуг. Необходимое в этой связи вступление России
в Болонский процесс создания единого европейского
пространства в области высшего образования, базирующийся
на признании важнейшей роли университетов в системе
высшего образования, требует принятия нового закона
Российской Федерации об университетах, а также существенных
поправок в действующие законы Российской Федерации
"Об образовании", "О науке и научно-технической политике",
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
-Обеспечение выполнения задачи
воспроизводства и
сохранения интеллектуального
потенциала общества по максимально широкому спектру
научных и наукоемких направлений, поскольку потребность
в специалистах самого разного, заранее не прогнозируемого,
профиля будет неизменно возрастать. В этих условиях
отсутствие требуемых специалистов, с одной стороны,
и принципиальная невозможность их быстрой подготовки,
с другой, будет приводить к серьезному отставанию
во вновь появляющихся прорывных направлениях. Задачу
подготовки специалистов такого рода уже невозможно
решить без создания в стране сильной и упорядоченной
системы университетов.
Центральными, опорными звеньями такой
системы в нашей стране могли бы стать российские университеты,
имеющие глубокие исторические корни, развитую систему
подготовки кадров на основе неразрывного единства учебного
и научного процессов, обладающие необходимой для этого
инфраструктурой и высоким уровнем подготовки профессоров,
преподавателей и научных сотрудников. Создание прочного
законодательного фундамента функционирования университетов,
несомненно, будет способствовать привлечению серьезных
российских и иностранных инвестиций в российскую науку
и образование, поднятия их престижа и конкурентоспособности.
Настоящий пакет законодательных инициатив
включает в себя проект закона "Об университетах", а также
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный
закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
Федеральный закон "О науке и научно-технической политике",
Федеральный закон "О сохранении статуса государственных
и муниципальных образовательных учреждений и моратории
на их приватизацию" и Федеральный закон "О некоммерческих
организациях".
Предлагаемый проект федерального закона
"Об университетах", направлен на развитие системы университетов
для решения общефедеральных задач российского общества
и государства в области реализации конституционных прав
и свобод граждан, развития образования, науки, культуры,
экономики, с учетом общемировых тенденций, укрепление
университетов, функционирующих на основе единства высшего
образования и фундаментальных научных исследований.
Данный законопроект состоит из 11 глав:
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Признание, основание, регистрация,
реорганизация, лицензирование, аттестация, аккредитация,
лишение статуса и ликвидация университетов.
Глава 3. Структура университета
Глава 4. Контингент университета
Глава 5. Образовательные программы, формы
получения образования, академические и ученые степени
(квалификации) в университете, документы о завершении
обучения в университете.
Глава 6. Организация управления в университете
Глава 7. Особенности организации научно-исследовательской
деятельности в университете
Глава 8. Финансово-хозяйственная деятельность
университета
Глава 9. Международное сотрудничество
университета
Глава 10. Гарантии открытости деятельности
университета
Глава 11. Переходные положения и вступление
закона в силу
В проекте закона подробно прописаны нормы,
определяющие все необходимые вопросы деятельности университетов,
что позволяет охарактеризовать данный проект федерального
закона в качестве закона прямого действия, не требующего
издания большого количества ведомственных актов.
Признание университетов, в соответствии
с проектом закона, будет осуществляться Постановлениями
Правительства Российской Федерации.
В отличие от других ВУЗов, в университетах
предусматриваются следующие особенности:
1. Все научно-педагогические кадры университета
обязаны заниматься как преподаванием, так и наукой, за
исключением категорий работников, поименованных в специальном
Постановлении Правительства Российской Федерации.
2. Все высшие учебные заведения, которые
признаются университетами на основании настоящего Федерального
закона, являются, по своему статусу, гражданскими некоммерческими
организациями, сочетающими в своей деятельности функции
образовательного учреждения высшего профессионального
образования и научной организации.
3. В отношении университетов устанавливается
особый порядок лицензирования и аккредитации.
4. Практически, все штатные должности
университета замещаются по конкурсу.
5 Существенно увеличиваются основы университетского
самоуправления, определяется, кто и каким образом может
избирать и быть избранным в университете на выборные и
руководящие должности, отдельно сформулированы основы
студенческого самоуправления.
6.Университеты получают право выдавать
собственные дипломы (а не дипломы общегосударственного
образца) об окончании соответствующих основных образовательных
программ, как это происходит в большинстве развитых стран
мира.
7. Университеты вправе присваивать соответствующим
научно-педагогическим работникам университета академические
звания и ученые степени самостоятельно и выдавать собственные
(университетские) дипломы и аттестаты профессоров, доцентов,
кандидатов и докторов наук, как это имеет место в большинстве
развитых стран мира.
8. Система управления в университетах,
фактически, базируется на системе разделения исполнительной
(ректорат) и представительной (ученый совет) властей и
системе сдержек и противовесов между этими "ветвями власти".
9. Университеты получают большую автономию
по самостоятельному утверждению и реализации образовательных
и научных программ.
10. Циклы университетского образования
по своей общей структуре и по существу базируются на рекомендациях
Европейской Болонской декларации.
11. Университеты получают право на собственный
бюджетный процесс.
12. Увеличиваются права университетов
по распоряжению государственным имуществом и собственным
имуществом университета.
13. Расширяются права университетов в
области международного сотрудничества.
14. В университетах устанавливаются особые
организационные гарантии по открытости и доступности всех
решений, принимаемых в университете уполномоченными органами
и должностными лицами, прозрачности в области управления
финансами, доступности должностных лиц.
Предполагается, что настоящий закон
вступит в силу через 1 год с момента его официального
опубликования, за исключением пункта 1 статьи 28, пункта
3 статьи 64, статьи 78.
Поправки в Закон Российской Федерации
«Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании», Федеральный закон "О науке
и государственной научно-технической политике" и Федеральный
закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных
образовательных учреждений и моратории на их приватизацию"
и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" носят
сопутствующий по отношению к проекту закона "Об университетах"
характер и вступают в силу одновременно с Федеральным
законом "Об университетах".
Г.А. Явлинский
|
В.П. Лукин
|
И.Ю. Артемьев
|
С.С. Митрохин
|
С.В. Иваненко
|
А.В. Шишлов
|