Содержание
Актуальность принятия закона «Об университетах».
Закон «Об университетах»: проблемы и
задачи.
Выход есть - принятие закона.
Актуальность принятия закона «Об университетах»
Научно-образовательный потенциал в постиндустриальную
эпоху является стратегическим ресурсом любой страны.
Система российского высшего образования
сегодня не отвечает современным и будущим потребностям
развития страны.
Закон «Об университетах» способен выступить
локомотивом поэтапного реформирования в сфере высшего
образования.
Разрыв между университетским образованием
и фундаментальной наукой
Университетская традиция, оправдавшая
себя во всем мире, заключается в неразрывной связи образования
и фундаментальной науки.
Сегодня большинство российских вузов
не являются центрами фундаментальной науки, инновационными
центрами по развитию новых технологий.
Принятие закона «Об университетах», основной
целью которого является защита стратегических интересов
России в сфере высшего образования, поможет устранить
разрыв между университетским образованием и фундаментальной
наукой.
Правовой вакуум
Существующий правовой вакуум в России
не позволяет университетам самостоятельно справиться с
проблемой разрыва образования и фундаментальной науки.
Проблема
В законе «Об образовании» и законе «О высшем и послевузовском
образовании» не упоминается, что сотрудники университетов
должны вести научную деятельность. С другой стороны,
по закону «О науке и научно-технической политике»
университеты могут быть аккредитованы как научные
организации, только если 70% сотрудников являются
научными сотрудниками.
|
Решение
Требуется законодательно закрепить право и обязанность
университетов заниматься научными исследованиями.
|
Сохранение, воспроизводство и развитие
интеллектуального потенциала общества
· Наиболее экономичный и перспективный
путь - сохранение имеющихся и развитие новых университетских
научно-педагогических школ по широкому спектру наук и
наукоемких технологий.
· Только в университетах возможна
подготовка специалистов на прорывных междисциплинарных
направлениях.
· Для развития материальной и интеллектуальной
инфраструктуры университета нужны дополнительные законодательные
гарантии.
Преодоление изоляционистских тенденций
в отечественном высшем образовании
· Глобализация рынков образовательных
услуг и квалифицированного труда - наступающая реальность
и для России.
· Путь для сохранения конкурентоспособности
российских ВУЗов на этих рынках - вхождение в единое европейское
пространство университетского образования (Болонская конвенция).
· 19 сентября 2003 года по инициативе
депутатов фракции «ЯБЛОКО» Болонская конвенция была подписана
Россией.
· Принятие закона «Об университетах»
может стать следующим шагом на пути сохранения конкурентоспособности
российских ВУЗов на международных рынках образовательных
услуг и квалифицированного труда.
· Закон предусматривает реализацию
университетами образовательных программ, соответствующих
структуре университетского образования, предусмотренной
Болонской конвенцией.
Отсутствие реальной автономии университетов
У российских университетов отсутствует
возможность проведения самостоятельной образовательной,
кадровой и финансовой политики.
Сегодня в российской системе высшего образования:
- действует единая система государственной аккредитации
и аттестации;
- действует жесткая регламентация перечня и содержания
образовательных программ;
- принята унифицированная система присуждения ученых
степеней и ученых званий;
- налицо ограниченная хозяйственная и управленческая
деятельность университетов;
- выпускникам выдаются одинаковые общероссийские дипломы
о высшем образовании.
Все это приводит к застою и деградации
системы высшего образования.
Что делать?
Необходимо законодательно закрепить
автономию университетов по решению этих вопросов.
- Автономия и ответственность университетов
- ·Право университетов выдавать собственные дипломы.
- Возможность самостоятельно разрабатывать образовательные
программы.
- Право самостоятельно присваивать ученые степени и
ученые звания по требованиям, установленным законодательством
России.
Что будет после ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА?
повысится ответственность университетов за результаты
своей деятельности
|
повысится конкурентоспособность российского образования
и науки на мировом рынке труда
|
Гарантии соблюдения
демократических принципов
Необходимо установить гарантии соблюдения
демократических принципов в деятельности университетов
через законодательно прописанные механизмы:
· университеты должны получить дополнительные
права по распоряжению собственным имуществом;
· ученые советы, ректор и руководители
основных структурных подразделений университета должны
избираться демократическим способом;
· в состав ученых советов университета
должны входить деятели науки, культуры и образования,
не являющиеся сотрудниками университета.
Выход есть - принятие закона
Переломить сложившуюся ситуацию поможет
принятие
закона «Об университетах».
Механизмы реализации закона
1. Университеты по статусу
становятся гражданскими некоммерческими организациями,
сочетающими функции образовательного учреждения и научной
организации.
2. В университетах работает
единый научно-педагогический штат. Реализуется принцип
обязательности сочетания преподавания и научной деятельности.
3. В отношении университетов
устанавливается особый порядок лицензирования и аккредитации.
4. Университеты получают право
выдавать собственные дипломы о высшем образовании (а не
дипломы общегосударственного образца).
Механизмы реализации закона
5. Система управления в университетах
базируется на системе разделения исполнительной (ректорат)
и представительной (ученый совет) властей.
6. Практически все штатные
должности университета замещаются по конкурсу.
7. Университеты самостоятельно
утверждают и реализуют образовательные и научные программы.
8. Университеты получают право
на собственный бюджетный процесс.