На прошедших в Госдуме Парламентских Слушаниях по
введению в школе 12-летнего срока обучения произошло
два исторических события. Первое: резко затормозила
катастрофическая затея увеличения сроков обучения.
Как ни старались выступавшие региональные начальники,
министр и представители Российской академии образования,
их аргументы в пользу 12-летки выглядели несостоятельными.
Второе историческое событие в том, что противниками
12-летки согласованно выступили и правые, и левые:
лидер СПС Борис Немцов и вице-спикер Ирина Хакамада,
Любовь Глебова (СПС) и Александр Шишлов ("ЯБЛОКО"),
секретарь ЦК КПРФ, председатель комитета по науке
и образованию Иван Мельников и член аграрной фракции
Олег Смолин.
Традиционно образовательная политика в Думе считалась
прерогативой левых. И не только потому, что председатель
профильного комитета Мельников - одна из ключевых
фигур в КПРФ, а фактическую работу ведет близкий к
КПРФ Смолин. И не только потому, что никто другой
не хотел этим заниматься - перед выборами, к примеру,
активизировалась образовательная комиссия "ЯБЛОКА".
Просто тяжелая социальная ситуация в образовании прочитывалась
как протестная, соответствующая левой оппозиционной
семантике. И левые максимально использовали ситуацию.
Поле образования полностью принадлежало им не только
в Думе, но и внутри самой системы образования: прокоммунистическое
руководство Российской академии образования, Союз
ректоров, левый профсоюз. Не говоря о региональных
образовательных генералах - начальниках управлений
образования, корпус которых за 10 лет не изменился.
Поскольку Минобразования по старинке решает вопросы
в ведомственном кругу, вся политика оказалась ориентированной
на левые представления об образовании: всего у всех
должно быть поровну, государство - главный заказчик,
муниципализация - продажная девка империализма, инновационные
проекты - подрывная деятельность агентов, а к свободе,
автономности школ мы пока не готовы. "У нас нет
кризиса, у нас самое лучшее образование в мире",
- сказал как-то ректор МГУ, лидер Союза ректоров Виктор
Садовничий, и эта фраза стала ведущим лозунгом образовательной
политики. Скоро под этим лозунгом развернется борьба
ректоров против отмены вступительного экзамена и введения
единого госэкзамена. В ход пойдет все: от подозрений
в колонизации России Западом (основой единого экзамена
может стать принятое на Западе тестирование), до объявления
инициаторов единого экзамена врагами детей, потому
что "в безличном экзамене дети из села и городские
будут не в равных условиях". За этими аргументами
стоит стремление сохранить фактически приватизированные
вузы и по-прежнему считать вступительную процедуру
важнейшим источником дохода. В России Союз ректоров
обладает абсолютной образовательной властью, и мы
скоро в этом сможем убедиться.
Но пока министерство утрясало свои вопросы внутри
ведомства по бюрократической процедуре согласования,
ситуация принципиально изменилась. Стало очевидно,
что без общественного включения, без влияния граждан,
без их ресурса, в том числе и финансового, школе не
выжить. Великая подмена: кризиса нет, а есть только
экономические трудности, дискредитировала себя. Оказалось,
что эффективная образовательная политика нуждается
в соединении социальных приоритетов - традиционно
сильной стороны политики левых и опоры на общественный
ресурс - на институты гражданского общества, на представление
об образовании как о сфере общественной жизни, а не
ведомственной структуре. Совместное выступление правых
и коммунистов, "яблочников" и аграриев против
введения 12-летки - это переход от ведомственно-коммунистического
давления на школу к новой ситуации: возможности диалога
всего политического спектра на поле образования. Школа
попала в поле зрения большой политики. Уже к августу
станет ясно, принесло ли это выгоду детям.
|