Законопроект внесен Правительством Российской Федерации.
2 марта 2005 года Государственная Дума приняла
в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам
воинской обязанности и военной службы».
Указанный законопроект направлен на ликвидацию
взаимного противоречия законодательных актов Российской Федерации,
содержащих положения, регламентирующие исполнение воинской
обязанности гражданами, проходящими службу в органах внутренних
дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
а также в Государственной противопожарной службе (Федеральный
закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности
и военной службе», Закон Российской Федерации от 18 апреля
1991 года № 1926-1 «О милиции» и Положение о службе в органах
внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992
года № 4202-1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального
закона «О воинской обязанности и военной службе» «Порядок
и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
и органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, определяется Правительством Российской
Федерации».
Таким образом, воинский учет указанной категории
граждан не исключается.
Подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 того же
Федерального закона гражданам, «окончившим государственные,
муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по
соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные
образовательные учреждения высшего профессионального образования
и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службы Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации,
а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных
органов или окончившим данные образовательные учреждения и
получившим специальные звания – на время службы в этих органах»,
предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В то же время согласно статьи 19 Закона
Российской Федерации «О милиции» «Военнообязанные, принятые
на военную службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты
образовательных учреждений системы Министерства внутренних
дел Российской Федерации, готовящих кадры для милиции, снимаются
с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних
дел Российской Федерации», а в соответствии со статьей 21
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации
«Граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового
или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели
учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации
не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского
учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской
Федерации».
Таким образом, имеет место явное противоречие
между Законом Российской Федерации «О милиции» и Положением
о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, с
одной стороны, и Федеральным законом «О воинской обязанности
и военной службе» – с другой.
Это противоречие порождает многочисленные
судебные разбирательства, а также приводит к тому, что соответствующие
органы исполнительной власти (в т.ч. и территориальные) вынуждены
формально нарушать либо тот, либо другой законодательный акт
в любом из вариантов их действий.
В законопроекте предлагается сохранить право
на отсрочку сотрудникам органов внутренних дел, Государственной
противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы, принятых на службу до 1 января 2005 года.
Комитет Государственной Думы по обороне
считает, что правовое регулирование этих вопросов должно строиться
на основе Федерального закона «О воинской обязанности и военной
службе», который является базовым в вопросах регулирования
правоотношений по поводу исполнения гражданами воинской обязанности.
Комитет Государственной Думы по безопасности
высказал ряд замечаний к законопроекту, поддержав в целом
его идеологию.
По данным СМИ, принятие такого законопроекта
коснется примерно 18 тыс. человек. |