Раздел 1. Предложения объединения "Яблоко" к проектам
бюджетов на 2000 и 2001 годы, учтенные в правительственном варианте
федерального бюджета на 2002 год
Объединение "ЯБЛОКО" на протяжении последних трех лет
вносит свои предложения по корректировке правительственного варианта
федерального бюджета.
Предлагаемые объединением "ЯБЛОКО" изменения направлены
на формирование бюджета, в котором отличительными чертами являются:
- прозрачность;
- сокращение налогового бремени на производителей;
- остановка роста государственного долга Российской Федерации;
- сбалансированность доходов и расходов бюджета;
- приоритетность расходов на образование и культуру; повышение
заработной платы работникам бюджетных учреждений; проведение
военной и судебной реформ.
Федеральный бюджет, по мнению "ЯБЛОКА", должен способствовать
решению ключевых экономических вопросов России, а именно:
- стимулировать экономический рост;
- снизить инфляцию;
- увеличить доходы государства и сократить его расходы;
- погасить кредиторскую задолженность бюджета;
- усовершенствовать систему межбюджетных отношений.
Предлагаемые объединением "ЯБЛОКО" в 1999-2000 годах
изменения правительственных вариантов проектов федеральных бюджетов
и пути решения давно назревших российских проблем нашли свое отражение
в правительственной Программе основных направлений социально-экономической
политики на долгосрочную перспективу, которая стала определенным
шагом в реформировании экономики России.
В бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2002
год, положения которого легли в основу формирования проекта федерального
бюджета на 2002 год, были определены основные направления бюджетной
политики на ближайшие годы.
Предлагаемые мероприятия в полной мере поддерживает объединение
"ЯБЛОКО", необходимость их реализации была отмечена
нами еще в 1999 году в альтернативном федеральном бюджете на 2000
год, а именно:
1. Изменение налоговой политики, в том числе за счет создания
благоприятных условий для развития частного бизнеса и, прежде
всего, сокращения налога на прибыль.
2. Сокращение налоговых льгот, отмена экономически необоснованных
и неэффективных льгот.
3. Остановка роста государственного долга, улучшение его структуры
и снижение стоимости его обслуживания.
4. Концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях,
к которым в первую очередь относятся национальная безопасность,
образование, судебная система, повышение заработной платы в бюджетной
сфере.
5. Необходимость погашения накопленной кредиторской задолженности.
6. Придание бюджету открытости и прозрачности, в том числе детализация
расходов бюджета до экономических статей бюджетной классификации.
1.1. Изменение налоговой политики.
В 1999 год "ЯБЛОКО" предложило, по сути, проведение
налоговой реформы в России, реформы, рассчитанной на несколько
лет вперед и предусматривающей кардинальное изменение налоговой
политики. Основными принципами предлагаемой реформы являлись:
- Кардинальное снижение налогового бремени на предприятия;
- Стабильность и предсказуемость налоговой политики;
- Упрощение налоговой системы путем сокращения количества налогов;
- Упрощение порядка исчисления налогов;
- Улучшение собираемости налогов;
- Сокращение налоговых льгот и замена налоговых льгот на прямую
помощь из расходной части бюджета;
- Изменение структуры налогового бремени, уменьшение налогообложения
доходов граждан и предприятий при одновременном увеличении налогообложения
крупной собственности, ресурсо- и природопользования.
Указанные принципы нашли свое отражение в правительственной Программе
основных направлений социально-экономической политики на долгосрочную
перспективу и в проводимой Правительством Российской Федерации
в 2000-2001 гг. налоговой реформе.
Основные задачи налоговой политики, заявленные Правительством
в 2002 году, также соответствуют указанным ранее принципам предлагаемых
"ЯБЛОКОМ" налоговых реформ, и включают, прежде всего:
- Снижение налоговой нагрузки на экономику;
- Расширение налогооблагаемой базы бюджета;
- Создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота.
Достижение поставленных задач может осуществляться только за
счет совершенствования налогового законодательства, повышения
стабильности и прозрачности налоговой системы, сокращения нелегального
оборота, снижения налогового бремени.
Ключевыми изменениями налоговой политики являются:
- уменьшение ставки налога на прибыль организаций с одновременной
отменой всех налоговых льгот;
- уменьшение ставок подоходного налога и установление вычетов
из налогооблагаемой базы по подоходному налогу на цели здравоохранения,
образования, благотворительные и т.п.;
- введение единого социального налога с регрессивной шкалой.
Таблица 1 иллюстрирует, в какой степени предложения объединения
"ЯБЛОКО" учтены Правительством Российской Федерации
в федеральных бюджетах на 2001 и 2002 годы.
Таблица 1.
Программы и альтернативные бюджеты "Яблока" в
1999-2000 гг. |
Изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство
|
совпадения |
установление единой ставки подоходного налога в размере
10%; |
установление единой ставки подоходного налога в размере
13%; |
уменьшение ставки налога на прибыль до 20%; |
уменьшение ставки налога на прибыль до 24% |
замена отчислений во внебюджетные социальные фонды единым
социальным налогом с регрессивной шкалой со следующими ставками:
до 36000 руб. - 39%
36000-120000 руб. - 20%
свыше 120000 руб. - 10%
|
замена отчислений во внебюджетные социальные фонды единым
социальным налогом с регрессивной шкалой, со следующими
ставками:
до 100000 руб. - 35,6%
100000-300000 руб. - 20%
300000-600000 руб. - 10%
более 600000 руб. - 2%
|
отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-
культурной сферы; |
отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-
культурной сферы; |
отмена целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений
и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий,
содержание общеобразовательных учреждений и на другие аналогичные
цели; |
отмена целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений
и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий,
содержание общеобразовательных учреждений и на другие аналогичные
цели; |
отмена налога на приобретение транспортных средств; |
отмена налога на приобретение транспортных средств; |
увеличение ставки налога на реализацию горюче-смазочных
материалов с 25% до 40% по бензину повышенного качества; |
увеличение ставок акциза на бензин; |
увеличение ставки налога с владельцев транспортных средств
по легковым автомобилям с мощностью двигателя более 110 л.с.
в 8 раз - с 1руб.30коп. за 1 л.с. до 10руб.40коп. |
резкое увеличение ставок налога с владельцев транспортных
средств; |
постепенная отмена в течение 2000-2002 годов налога на пользователей
автомобильных дорог. |
постепенная отмена в течение 2001-2002 годов налога на пользователей
автомобильных дорог. |
Вычеты из налогооблагаемой базы по подоходному налогу на
следующие цели:· здравоохранение и санаторно-курортное обслуживание
(естественно, в нашей стране);· образование как самого налогоплательщика,
так и находящихся на его содержании иждивенцев (в образовательных
учреждениях, расположенных на территории России и имеющих
соответственную лицензию);· покупку, строительство и ремонт
жилья (включая дачное хозяйство);· помощь родителям-пенсионерам;
добровольное пенсионное страхование;· на благотворительные
цели, перечисляемые организациям культуры, образования, здравоохранения,
социального обеспечения и спорта, полностью или частично финансируемым
из бюджета и др. |
Вычеты из налогооблагаемой базы по подоходному налогу на
следующие цели:· медицинское обслуживание с установление предельного
размера вычета;· образование как самого налогоплательщика,
так и находящихся на его содержании иждивенцев (в образовательных
учреждениях, расположенных на территории России и имеющих
соответственную лицензию) определены предельные размеры вычетов;·
покупку, строительство и ремонт жилья (включая дачное хозяйство),
определены предельные размеры имущественного налогового вычета;·
помощь родителям-пенсионерам; добровольное пенсионное страхование;·
на благотворительные цели, перечисляемые организациям науки,
культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения,
физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным
учреждениям. |
переход к уплате НДС по стране назначения (не облагается
экспорт) |
переход к уплате НДС по стране назначения (не облагается
экспорт) |
вычеты по НДС на капитальное строительство, приобретение
объектов незавершенного капитального строительства, выполнение
строительно-монтажных работ |
вычеты по НДС на капитальное строительство, приобретение
объектов незавершенного капитального строительства, выполнение
строительно-монтажных работ |
повышение акцизов на алкогольные напитки, табак |
повышение акцизов на алкогольные напитки, табак |
расхождения |
введение гибкой системы ресурсных платежей, изымающих сверхприбыль
сырьевых компаний, учитывающих истощение месторождений, включение
затрат на инвестиции и геологоразведку в себестоимость сырьевых
компаний |
введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде
фиксированной доли от объема производства, ударяющего: - по
мелким компаниям, - по работающим на неэффектиных месторождениях,
- по только что начавшим разработку, - по осуществляющим инвестиции
в новые месторождения. |
снижение налогов на малый бизнес, распространение системы
упрощенного налогообложения на все субъекты малого предпринимательства,
определенные законом |
сохранение текущей ситуации с запретительно высоким обложением
малого бизнеса |
включение в себестоимость по налогу на прибыль следующих
видов расходов:инвестиции, страхование, реклама, повышение
квалификации |
сокращение вычетов из базы налога на прибыль, ликвидация
инвестиционной льготы |
Объединение "ЯБЛОКО" неоднократно предлагало значительное
снижение налоговой нагрузки именно в части налога на прибыль,
и, прежде всего, за счет снижения его ставки.
При формировании федерального бюджета на 2001 год объединение
предлагало, чтобы ставка налога, по которой налог на прибыль зачисляется
в федеральный бюджет сократилась до 2%, а ставка, по которой налог
на прибыль зачисляется в бюджеты территорий - не превышала 18%.
Однако, введение муниципальной ставки налога на прибыль и как
следствие увеличение общей ставки налога на прибыль с 30% в 2000
году до 35% в 2001 году не только не соответствовала нашим предложениям,
но и явно противоречила заявленным Правительством в 2001 году
приоритетам налоговой политики.
В этом году ситуация изменилась. Целесообразность снижения ставок
налога на прибыль стала очевидной. Сокращение ставки с 35 до 24%
с одновременной отменой всех налоговых льгот направлено на развитие
предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в
стране. Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль
позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков на 197,8
млрд.рублей или на 1,9% к ВВП (по расчетам Правительства Российской
Федерации к проекту федерального бюджета на 2002 год).
С целью увеличения и легализации доходов населения в 2001 году
был осуществлен переход к единой ставке подоходного налога с плоской
шкалой и ставкой 13%. В то же время доходы, которые могут использоваться
в качестве скрытой формы выплаты заработной платы для ухода от
платежей во внебюджетные фонды, облагаются по повышенной ставке
35% (например, выигрыши в лотерею, выигрыши и призы, получаемые
в конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, страховые
выплаты по договорам добровольного страхования, процентные доходы
по вкладам в банках ).
Введение единой ставки подоходного налога; уменьшение обложения
фонда оплаты труда; ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки
от реализации товаров, работ и услуг; отмена большинства льгот
должны привести к упрощению налоговой системы в целом, сделать
ее менее обременительной и более простой для налогоплательщиков.
Единая ставка подоходного налога сохраняется в 2002 году на уровне
13%. Объединение "ЯБЛОКО" предлагало в 1999 году сокращение
подоходного налога до 10%.
При формировании бюджета на 2001 год "ЯБЛОКО" отмечало,
что введение единой ставки подоходного налога и снижение для работодателей
совокупной ставки налогообложения фонда оплаты труда с 38,5% до
35,6% (при уплате налогов во внебюджетные фонды социального назначения)
не прибавит предпринимателям стимулов для легализации всего фонда
оплаты труда. Для этого необходимо решительнее сокращать базовую
ставку социального налога.
Отмена налога на содержание автомобильных дорог, ряда региональных
и местных целевых сборов соответствует принципу необходимости
упрощения налоговой системы путем сокращения количества налогов.
Существенно сокращено количество видов деятельности, подлежащих
лицензированию, и увеличены сроки действия выдаваемых лицензий
до пяти лет.
1.2. Сокращение налоговых льгот, отмена экономически необоснованных
и неэффективных льгот.
Сокращение налоговых льгот и замена налоговых льгот на прямую
помощь из расходной части бюджета является одним из основных принципов
налоговой политики, предлагаемой "ЯБЛОКОМ".
Налоговые преференции приводят к издержкам для экономики. Опыт
стран, применявших инвестиционные льготы, показывает, что с использованием
льгот осуществляются преимущественно инвестиции в краткосрочные
высокодоходные проекты.
Наличие льгот создает возможности для ухода от налогообложения,
как непосредственно за счет применения различных схем, позволяющих
легально использовать льготы теми, кому они по своей сути не были
предназначены, так и за счет сопутствующего льготам усложнения
налогового законодательства, порождающего проблемы с администрированием.
При наличии льгот изменяется структура доходности после налогообложения
различных видов деятельности по сравнению с той, которая была
бы в отсутствие льгот, что приводит к неэффективному размещению
ресурсов.
Для России льготы и вычеты могут сдерживать конкуренцию в экономике.
Льготы (и иные налоговые преимущества) по налогу на прибыль могут
быть использованы только теми предприятиями, которые уже функционируют
в отрасли и имеют достаточную прибыль, что является критически
важным в ситуации, когда вновь создающиеся и входящие в отрасль
предприятия не могут привлечь достаточных средств для финансирования
всех необходимых расходов.
Выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков
в первую очередь за счет отмены имеющихся льгот и исключений учтены
в расчетах доходной базы бюджетной системы на 2002 год, в том
числе по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
При снижении ставки налога на прибыль были одновременно отменены
все налоговые льготы, в том числе сняты ограничения на возможность
отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных
с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное
страхование, принятие к вычету всех необходимых документально
подтвержденных производственных расходов, установление единой
ставки налога для разных сфер деятельности, либерализация амортизационной
политики и снятие ограничений по включению в расходы затрат на
ремонт и техническое обслуживание основных фондов. Предусмотрено
включение в расходы всех затрат организаций на освоение природных
ресурсов, что компенсирует ту часть отчислений на воспроизводство
минерально-сырьеовй базы, которая в настоящее время остается у
предприятий.
Однако, сохранены некоторые возможности уклонения от налогообложения,
сопровождающиеся выводом прибыли предприятия, в частности, отсутствие
ограничений на вычет из налоговой базы расходов, часто применяемых
для уклонения от налогообложения, например, расходов на консультационные
и информационные услуги.
Следует также после отмены льгот уточнить порядок переноса убытков
на будущее. Ограничение возможности переноса убытков на будущее
суммой, не превышающей 30% налоговой базы, не является вполне
адекватной целям выравнивания условий для всех предприятий и создания
благоприятного климата для инвестирования, служит лишь краткосрочным
фискальным целям и создает препятствия осуществлению долгосрочных
и инновационных инвестиционных проектов.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации
в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002
год" в виде отдельного приложения включен Перечень законодательных
актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается
на 2002 год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены
средства на их реализацию. В этот перечень включены также законодательные
акты, предусматривающие предоставление налоговых и таможенных
льгот, которые противоречат действующему законодательству Российской
Федерации о налогах и сборах, бюджетному законодательству и единому
подходу к финансово-бюджетным отношениям.
Установление общего порядка зачисления федеральных налогов должно
обеспечить более высокий уровень собираемости налоговых доходов,
который в свою очередь учитывается при расчете среднего показателя
собираемости налоговых доходов в правительственном проекте федерального
бюджета на 2002 год.
Повышение коэффициента собираемости по отдельным налоговым доходам
при формировании федерального бюджета на 2001 год было отмечено
объединением "ЯБЛОКО" как источник дополнительных доходов
бюджета.
1.3. Остановка роста государственного долга, улучшение его
структуры и снижение стоимости его обслуживания.
СССР имел репутацию надежного должника, задолженности которого
погашались строго по графику. С 1992 года график перестал соблюдаться
- в 1992 году вместо 19,5 млрд.долларов, необходимых на обслуживание
внешнего долга, было выплачено 2,6 млрд.долларов. Российская Федерация
взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР,
что привело к резкому росту внешней задолженности с 59,8 млрд.
долларов в 1990 году до 80 млрд.долларов в 1993 году.
Дефицит федерального бюджета в 1994-1999 годах составлял от 18%
до 36%. В 1995-1998 годах увеличение внутренних и внешних заимствований,
направляемых на финансирование дефицита, привело к зависимости
от иностранных кредитов, к строительству "пирамид ГКО",
к августовскому кризису 1998 года. По состоянию на начало 2001
года государственный долг России превысил 150 млрд.долларов США.
О необходимости сокращения до минимума бюджетного дефицита и остановки
роста государственного долга было сказано еще в альтернативном
бюджете на 2000 год. Объединение "ЯБЛОКО" предлагало
значительное сокращение дефицита бюджета и финансирование его
исключительно за счет поступлений от продажи государственного
и муниципального имущества и сальдо по государственным запасам
драгоценных металлов и драгоценных камней. Новые займы предлагалось
привлекать только в размере погашаемых кредитов.
Политика управления государственным долгом, по мнению "ЯБЛОКА",
должна основываться на безусловном отделении долгов бывшего СССР
от долговых обязательств Правительства Российской Федерации, возникших
после 1 января 1992 года. Необходимо решительно добиваться списания
большей части долгов бывшего СССР.
В 1999 году "Яблоко" говорило о необходимости тщательной
проверки всех поступающих связанных кредитов и аннулировании таких
кредитов, по которым процент выборки меньше 50% или готовность
объектов по которым менее 50%.
В 2000 году Правительство планировало дефицит в размере 7,2% (от
объема расходов бюджета). "ЯБЛОКО" предлагало резко
(практически в десять раз по сравнению с правительственным вариантом)
снизить бюджетный дефицит, который составлял 0,7% к объему расходов.
В результате был утвержден бюджет на 2000 год по расходам в сумме
855 млрд. рублей, по доходам в сумме 797 млрд. рублей, с предельным
размером дефицита в сумме 58 млрд. рублей или 6,8% от объема расходов
бюджета.
Корректировки федерального бюджета в июле, августе и декабре
2000 года изменили основные параметры бюджета. Расходы составили
1 014 млрд. рублей, доходы - 1 103 млрд. рублей, средства от превышения
доходов над расходами федерального бюджета в 2000 году в сумме
89 млрд. рублей направлены на замещение поступлений из внешних
источников финансирования дефицита федерального бюджета и на погашение
государственного долга.
По результатам исполнения бюджета в 2000 году впервые за последние
годы баланс доходов и расходов федерального бюджета сложился в
пользу доходов - профицит федерального бюджета в объеме 1,1% к
объему ВВП был направлен в основном на погашение государственного
долга. Таким образом, в 2000 году было осуществлено сокращение
государственного долга - внутреннего и внешнего.
При этом расходы на обслуживание долга составили значительную
сумму - 257,9 млрд.рублей или четвертую часть всех расходов бюджета
(1 051,4 млрд.рублей в соответствии с проектом федерального закона
"Об исполнении федерального бюджета за 2000 год").
В уточненном бюджете на 2000 год верхний предел государственного
внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2001 года, включая
реструктурированную задолженность Российской Федерации перед кредиторами,
объединенными в Лондонский клуб кредиторов, составлял 158 млрд.
долларов США. В федеральном бюджете на 2001 год верхний предел
государственного внешнего долга Российской Федерации был уменьшен
и утвержден в сумме 148,2 млрд. долларов США.
В правительственном варианте федерального бюджета на 2001 год
был сделан еще один важный шаг в решении одной из острых проблем
российской финансовой системы - хронического бюджетного дефицита.
Доходная и расходная части бюджета на 2001 год сбалансированы,
то есть бюджет бездефицитен.
Согласно правительственному варианту бюджета на 2001 год объем
погашения внешнего долга превысил размеры внешних заимствований,
что обусловило сокращение общей суммы внешней задолженности.
В проекте федерального бюджета на 2002 год следует отметить очередной
позитивный шаг - превышение доходной части над расходной. Часть
доходов будет направлена на погашение государственного долга,
что создаст механизм регулирования денежного предложения и стерилизации,
приведет к сокращению долгового бремени государства и соответственно
повышению его рейтинга как страны принимающей инвестиции и как
страны-заемщика.
Политика Правительства Российской Федерации в 2002 году в сфере
внутреннего долга направлена на реализацию следующих целей:
- осуществление заимствований, исходя из потребностей бюджета,
при одновременном соблюдении основных параметров денежно-кредитной
политики;
- размещение на рынке средне- и долгосрочных государственных
облигаций;
- внедрение новых финансовых инструментов и технологий, направленных
на оптимизацию сроков и доходности заимствований, а также защиту
интересов различных групп инвесторов.
Общая сумма займов на внешних рынках в 2002 году будет ограничена,
при этом платежи по государственному внешнему долгу предусмотрены
в соответствии с оригинальными графиками без учета реструктуризации.
Не предусматривается осуществление новых заимствований по связанным
иностранным кредитам.
Для повышения эффективности управления государственным долгом
Правительство создает единую систему управления долгом, которая
предусматривает учет всех обязательств и реализацию единой стратегии
управления внутренним и внешним долгом. Стратегия Правительства
в области управления государственным долгом в 2002 году и на среднесрочную
перспективу нацелена на смягчение "пиков" платежей,
улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания.
Выбранная правительством в качестве мер по оздоровлению российской
экономики политика в области управления государственным долгом
соответствует политике предлагаемой ранее "ЯБЛОКОМ"
по этому направлению.
1.4. Концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях,
к которым в первую очередь относятся национальная безопасность,
образование, судебная система, повышение заработной платы в бюджетной
сфере.
Объединение "ЯБЛОКО", определяя бюджетные приоритеты,
исходит из интересов большинства граждан России.
Политика государственных расходов, предлагаемая "Яблоком",
отличается:
- большей концентрацией финансовых средств на приоритетных
направлениях, характерных для "социальных" бюджетов
(образование; судебная власть; культура, искусство и кинематография;
здравоохранение; социальная политика; национальная оборона;
финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации) с
целью обеспечения доступности для всех граждан базовых социальных
услуг;
- сокращением социального неравенства на основе перераспределения
социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп
населения при одновременном снижении помощи обеспеченным семьям;
- увеличением финансирования науки при приоритетной поддержке
фундаментальных исследований.
Проблемой государственных расходов в настоящее время является
неэффективная структура бюджетных обязательств, и решить эту проблему
можно только путем проведения структурных преобразований в бюджетной
сфере и экономике в целом.
Правительство Российской Федерации планирует проведение структурных
реформ по следующим направлениям:
- социальная сфера;
- судебная система;
- национальная оборона.
Ключевым элементом предлагаемой Правительством социальной реформы
в 2002 году является повышение роста денежных доходов населения
и уменьшение их дифференциации на основе увеличения оплаты труда,
улучшения пенсионного обеспечения в ходе осуществления пенсионной
реформы и усиления адресности социальной поддержки населения.
В настоящее время в системе социального обеспечения и поддержки
населения России существует значительное количество социальных
гарантий, льгот и выплат, которыми могут пользоваться около 70%
населения, при этом только ? часть общей суммы предоставляемых
льгот приходится на домохозяйства со средним доходом ниже прожиточного
уровня домохозяйства (по данным Центра стратегических разработок).
Необходимость реформирования системы социального обеспечения
в сторону повышения адресности предоставляемой социальной помощи,
повышение социальных выплаты и льгот нуждающимся семьям за счет
исключения предоставления льгот обеспеченным семьям неоднократно
отмечалось в предложениях "ЯБЛОКА" при внесении изменений
в федеральный бюджет.
Необходимо также осуществить переход от субсидий жилищно-коммунальному
хозяйству и общественному транспорту к предоставлению адресных
льгот и компенсаций населению, вводить дифференциацию размеров
оплаты населением предоставляемых услуг.
Объединение "ЯБЛОКО" при рассмотрении проекта федерального
бюджета на 2001 год считало необходимым увеличить расходы по разделу
"Судебная власть" для приведения материально-технической
базы судов в надлежащий вид и предлагало направить дополнительные
средства бюджета на увеличение следующих целевых статей расходов:
- Содержание территориальных органов судебной власти на 30%;
- Содержание системы судов общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации на 3%;
- Содержание системы судов общей юрисдикции районов и городов
- на 30%;
- Содержание арбитражных судов субъектов Российской Федерации
- на 30%;
- Содержание мировых судей на 141%.
В правительственном варианте федерального бюджета на 2002 год
предусмотрено увеличение численности и улучшение материальной
обеспеченности судей и улучшение материально-технической базы
судебной системы в соответствии с одним из направлений структурной
реформы бюджета.
Объединение "ЯБЛОКО" при рассмотрении проекта федерального
бюджета на 2001 год считало также необходимым дополнительно увеличить
средства по разделу "Национальная оборона" по сравнению
с предлагаемым Правительством вариантом. Средства, предусмотренные
на строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации,
предлагалось направить на следующие мероприятия:
- увеличить денежное довольствие военнослужащих в 1,5 раза;
- улучшить продовольственное и вещевое обеспечение;
- проводить эффективную боевую подготовку;
- направить значительно больше средств на инвестиционные расходы,
то есть на проведение НИОКР, закупки вооружения, ремонт вооружения
и военной техники на предприятиях промышленности и капитальное
строительство.
В расходах федерального бюджета на 2002 год учтены средства на
проведение реформы денежного довольствия военнослужащих и повышения
окладов по воинской должности. При этом следует обратить внимание,
что главный элемент военной реформы, предлагаемой Объединением
"ЯБЛОКО" в 2000 году - переход армии на контрактную
систему, Правительством РФ реализован не был.
Финансовые аспекты проведения военной реформы, предлагаемой Правительством
в 2002 году, будут отражать, в первую очередь, приоритетное финансирование
расходов на оборонные научно-исследовательсткие и опытно-конструкторские
разработки. Продолжится реструктуризация военно-промышленного
комплекса при сохранении финансирования наиболее ценных его элементов,
включая процесс разработки новейших образцов оружия как основу
модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Формирование расходов на текущее содержание "силового"
блока с учетом сокращения численности личного состава министерств,
ведомств и военнослужащих были предложены "Яблоком"
в том числе по подразделу "Военная реформа" в бюджете
на 2001 год, с выделением отдельных целевых статей расходов:
- на выходные пособия военнослужащим, уволенным с военной службы;
- на обеспечение жильем военнослужащих, уволенных с военной
службы в связи с проведением военной реформы;
- на транспортные расходы по обеспечению следования уволенных
военнослужащих и членов их семей к месту постоянного проживания.
Указанные расходы предусмотрены в проекте федерального бюджета
на 2002 год.
Таким образом, в 2002 году Правительство планирует концентрацию
бюджетных средств на приоритетных направлениях с целью реализации
структурных реформ в социальной сфере, судебной системе и национальной
обороне, то есть именно на тех направлениях, которые постоянно
отмечались объединением "ЯБЛОКО" в качестве приоритетных
расходов федерального бюджета.
1.5. Необходимость погашения накопленной кредиторской задолженности
Проблема кредиторской задолженности - одна из тех, с которыми
бюджеты всех уровней сталкиваются уже не первый год. Для решения
этой проблемы "Яблоко" предлагало:
- в проекте бюджета предусмотреть отдельные целевые статьи
расходов на погашение кредиторской задолженности, возникшей
в результате недоисполнения федеральных бюджетов прошлых лет,
в том числе ввести отдельные целевые статьи на погашение кредиторской
задолженности по оборонному заказу, по заказу правоохранительных
органов и по общей кредиторской задолженности бюджета;
- новый механизм погашения кредиторской задолженности - исполнять
погашение кредиторской задолженности специальными среднесрочными
облигациями с нулевым купоном, которые можно досрочно предъявлять
к погашению для закрытия 3-6-месячной недоимки по уплате налогов,
а также штрафов и пени;
- часть средств из фонда финансовой поддержки регионов выделить
для реализации следующей схемы погашения кредиторской задолженности
- из 14% налоговых платежей, направляемых в 2000 году в фонд
финансовой поддержки регионов, 11% оставить в этом фонд (используются
для трансфертов), а 3% оставить в регионах на погашение кредиторской
задолженности на территории этого региона.
В правительственном варианте федерального бюджета на 2002 год
частично наши предложения нашли отражение.
От замалчивания проблемы кредиторской задолженности Правительство
перешло к ее поэтапному погашению. В материалах по проекту федерального
бюджета указано, что на мероприятия по завершению урегулирования
кредиторской задолженности в 2002 году значительного возросли
средства, в том числе на оплату всех видов коммунальных услуг
в 1,5 раза против утвержденного уровня 2001 года, из них:
- оплаты потребления тепловой энергии - в 1,63 раза;
- оплаты отопления и технологических нужд - в 1,65 раза;
- оплаты потребления газа - в 1,5 раза;
- оплаты потребления котельно-печного топлива - в1,7 раза;
- оплаты потребления электрической энергии - в 1,75 раза;
- оплаты водоснабжения помещений - в 1,83 раза.
1.6. Придание бюджету открытости и прозрачности.
Принцип прозрачности бюджета по нашему мнению должен получать
более широкое распространение. Необходимость обеспечения реальной
открытости и прозрачности бюджетов и бюджетных процедур на всех
уровнях бюджетной системы, обязательность публикации подробной
бюджетной информации должны быть неотъемлемой частью бюджетного
процесса.
В проекте федерального бюджета на 2002 год (с учетом сопроводительных
материалов) сделан определенный шаг в этом направлении. В частности
более ясной и подробной стала ведомственная структура расходов,
функциональная структура расходов и функциональная структура в
разрезе целевых статей и видов расходов.
В расчетах к проекту федерального бюджета представлены функциональные
расходы федерального бюджета по разделам и подразделам в разрезе
экономических статей бюджетной классификации. О необходимости
предоставления подобной разбивки расходов "Яблоко" отмечало
при формировании бюджетов на 2000 и 2001 годы.
В приложении к проекту федерального закона о бюджетной классификации
"Структура расходов в бюджетах субъектов Российской Федерации"
также приведена расшифровка расходов по экономическим статьям.
Приложения к проекту федерального закона на 2002 год содержат
отчетные данные за 2000 год, по отдельным позициям ожидаемое исполнение
на 2001 год. Представленные документы, формы подачи информации
по проекту бюджета и пояснительные записки, прилагающиеся к материалам,
отличаются большей степенью детализации.
Однако говорить о полной прозрачности бюджета на 2002 год безусловно
нельзя.
С целью достижения финансовой прозрачности необходимо, в первую
очередь:
- включить в бюджет приложение с подробной и полной структурой
профицита, который является важнейшей частью бюджета и раскрывает
направление финансовых потоков;
- обязательно указать суммы остатков бюджетных средств на рублевых
и валютных счетах бюджета на начало и конец 2002 года;
- установить прозрачную процедуру формирования финансового
резерва с указанием на то, что его образуют все неиспользуемые
остатки федерального бюджета на 1 января 2002 года и все дополнительные
доходы;
- в тексте закона о федеральном бюджете утвердить конкретные
суммы или пропорции использования финансового резерва по всем
направлениям.
Раздел 2 |