1. Основные отличия альтернативного варианта проекта бюджета от
варианта правительства РФ.
Альтернативный бюджет “ЯБЛОКА” базируется на ином, чем правительственный,
прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, так как
любой из двух вариантов прогноза правительства “ЯБЛОКО” считает излишне
оптимистичным.
“ЯБЛОКО” считает необходимым придерживаться более сдержанного прогноза,
поскольку 2000 год является годом президентских выборов в Российской Федерации.
Как показывает практика, неизбежно сопутствующие выборам такого уровня
политические риски влекут за собой:
- повышенные инфляционные ожидания;
- задержку инвестиций и предоставления кредитов;
- рост курса доллара и спекулятивные атаки на рубль;
- эмиссионное финансирование бюджета, “раскручивающее” инфляцию.
Правительственный прогноз предусматривал два варианта сценарных условий,
из которых в конце концов был выбран более оптимистический. Его параметры
(в отношении к 1999 году):
- индекс потребительских цен (уровень инфляции):
среднегодовой – 128 %, декабрь к декабрю – 118 %;
-
валовой внутренний продукт (ВВП) - 101,5%;
-
среднегодовой курс доллара - 32,0 рубля.
Соответствующие параметры федерального бюджета, разработанного Министерством
финансов, составляют:
- доходы бюджета - 743,55 млрд. рублей
- расходы бюджета - 801,42 млрд. рублей,
в том числе на обслуживание долга - 220,07 млрд. рублей
- дефицит бюджета - 57,87 млрд. рублей или 7,8% от объема доходов
- первичный профицит бюджета - 3,2% от объема ВВП
При этом в качестве приоритетных расходов (темпы роста которых по сравнению
с 1999 годом максимальны) правительство Российской Федерации выбрало следующие:
- средства массовой информации;
- государственное управление;
- международная деятельность.
Это как нельзя лучше показывает, какие приоритеты на самом деле являются
ключевыми для правительства. Правительство стремится в год выборов обеспечить
кандидату (или кандидатам) от “партии власти” преимущественный доступ к
средствам массовой информации, лояльность государственного аппарата и поддержку
из-за рубежа.
“ЯБЛОКО”, исходя из упомянутых соображений политического риска, основывает
альтернативный проект бюджета на более сдержанном варианте экономического
прогноза, чем любой из двух правительственных. Его показатели (в отношении
к 1999 году):
-
индекс потребительских цен (уровень инфляции)-среднегодовой – 132 %, декабрь
к декабрю – 126 %;
-
валовой внутренний продукт (ВВП) - 98,0%;
-
среднегодовой курс доллара - 34,6 рубля.
Существенное отличие альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” от правительственного
варианта по макроэкономическим показателям связано с тем, что оснований
для роста экономики (и, соответственно, ВВП) в 2000 году, по нашему мнению,
нет. Наоборот, в год выборов риски слишком велики. Мы считаем, что бюджет
должен быть реалистичным, и поэтому необходимо заложить в него определенный
фактор надежности. Аналогичная ситуация - и с прогнозом курса доллара:
в год выборов его рост, скорее всего, будет опережать уровень инфляции,
поскольку в нестабильной политической ситуации доллар станет более популярным
товаром. Кроме того, практически неизбежна резкая инфляционная “накачка”
экономики, тем более, что есть информация о том, что эта “накачка” идет
уже сейчас.
Основные параметры альтернативного бюджета “ЯБЛОКА”:
- доходы бюджета - 740,72 млрд. рублей
- расходы бюджета - 746,22 млрд. рублей,
в том числе на обслуживание долга - 226,99 млрд. рублей
- дефицит бюджета - 5,5 млрд. рублей или 0,7% от объема доходов
- первичный профицит бюджета - 4,4% от
объема ВВП
Таким образом, альтернативный бюджет “ЯБЛОКА” по сравнению с правительственным
вариантом основан на более реалистичной оценке состояния экономики, уровня
инфляции и курса доллара и предусматривает:
-
резкое сокращение (в десять раз) дефицита федерального бюджета
-
увеличение доли первичного профицита в объеме ВВП (4,4% против 3,2% в правительственном
варианте)
-
увеличение расходов на обслуживание долга (226,99 млрд.руб. против 220,0
млрд. руб.).
Почему первичный профицит в альтернативном варианте бюджета больше, чем
в правительственном? Мы считаем это принципиальным, исходя из двух моментов.
Во-первых, мы отказались от увеличения долга, то есть от финансирования
текущих расходов за счет новых заемных средств. Во-вторых, по варианту
“ЯБЛОКА” расходы на обслуживание долга выше, чем по правительственному.
Это связано с тем, что мы заложили в бюджет более реалистичный курс рубля.
Это крайне важно, так как одна из первоочередных задач для России - восстановить
доверие инвесторов, а для этого мы должны бесперебойно и полностью обслуживать
как внешний, так и внутренний долг. И в-третьих, более высокий уровень
профицита дает возможность вести реальные переговоры с кредиторами, как
иностранными, так и российскими, с целью снижения ставок по обслуживанию
долга.
В качестве приоритетных расходов федерального бюджета “ЯБЛОКО” выделяет
следующие:
-
национальная безопасность;
-
образование;
-
судебная система;
-
повышение заработной платы в бюджетной сфере;
-
культура;
Таким образом, определяя бюджетные приоритеты, “ЯБЛОКО” исходило не из
предвыборных интересов, а из интересов подавляющего большинства граждан
России.
Отличительными чертами альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” являются также:
-
прозрачность (высокая степень детализации доходов и расходов, способствующая
контролю за его исполнением);
-
резкое снижение налогов (что приведет к сокращению масштабов “теневой”
экономики);
остановка роста государственного долга Российской Федерации (что необходимо
для уменьшения зависимости от стран-кредиторов и повышения инвестиционной
привлекательности России).
|