Второго июня 1999 г. в Государственной Думе Российской Федерации планируется
рассмотреть два проекта закона “О Государственном земельном кадастре".
Первый внесён Правительством Российской Федерации, второй
- депутатами Государственной Думы России М.К.Глубоковским, В.П.Зволинским,
М.В.Емельяновым и С.С.Митрохиным.
Правительственный проект поддержан в большей части заключений субъектов
Федерации (в соотношении 10:1), аграрного комитета Государственной Думы.
Они безоговорочно отклонили депутатский проект. Такое единодушие вызывает
желание повнимательнее присмотреться к существу проектов, к позиции
их сторонников и противников, а также к их аргументации.
Выяснились интересные вещи. Правительственный проект разработан Госкомземом
Российской Федерации. Это ведомство имеет свои территориальные органы -
земельные комитеты - во всех субъектах Федерации. Самое замечательное,
что эти же земельные комитеты в большинстве случаев одновременно являются
структурными подразделениями администрации субъектов Федерации. Получается,
что Госкомзем через подчинённые ему комитеты одобрил собственный проект.
Это подтверждает и анализ заключений субъектов Федерации, большинство из
которых сугубо формальны и похожи, как близнецы. В таком контексте особо
значимы 5 голосов субъектов Федерации, поданных в поддержку депутатского
проекта.
Муниципальные образования в большинстве своём выступили за депутатский
проект, который поддержан и “Конгрессом муниципальных образований”, который
полушутя - полусерьёзно называют “третьей палатой” нашего парламента.
Попробуем взглянуть на проекты глазами независимых экспертов и организаций,
с заключениями которых нам удалось ознакомиться.
По мнению Международной юридической компании «Артур Андерсен» (Джеральд
Гейдж) в законе необходимо чётко определить цели кадастра, обеспечить равную
защиту всех сторон, вовлечённых в сферу его действия. Вносимая в кадастр
информация должна соответствовать целям кадастра и быть экономически оправданной,
обеспечить достоверность и открытость кадастра, его совместимость с уже
действующим Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Многоцелевой кадастр правительственного проекта непрактичен и дорог,
поскольку должен содержать огромный объём разнотиповой информации. Многофункциональное
назначение плохо удовлетворяет все цели. Мировой опыт показывает, что кадастр
решает три задачи: информирует участников рынка недвижимости; помогает
защите прав владельцев недвижимости и обеспечению налога на недвижимость.
Введение в качестве объекта учёта в правительственном проекте кроме
участков «территориальных зон» нарушает принцип построения баз данных (это
не столько физические, сколько правовые объекты). К тому же, в этом проекте
в одной базе объединяются все возможные ведомственные реестры. Многофункциональный
кадастр по правительственному проекту перегружен удорожающей его излишней
информацией. В депутатском проекте, напротив, предусмотрен закрытый список
сведений кадастра; специально оговаривается создание в будущем отдельного
фискального кадастра для целей налогообложения. Алтернативный проект предпочтителен
и с точки зрения ведения кадастра, который должен отражать данные об объектах,
но не формировать их характеристики, как это следует из правительственного
проекта.
Формирование объекта в правительственном варианте совмещено с ведением
кадастра. При этом в государственных органах сосредоточены и исполнительные,
и контролирующие функции. Разумно допустить к трудоёмкой работе по подготовке
информации об объекте и государственных, частных землеустроителей (депутатский
вариант), что позволит избежать административных злоупотреблений и ускорить
процесс учёта. Кадастровая съёмка требует больших временных и материальных
затрат, поэтому введение её в правительственном проекте качестве обязательного
условия формирования объекта экономически нецелесообразно. Желательно использование
идеи депутатского проекта о возможности двух видов границ - фиксированной
и общей, что с учётом размеров Российской Федерации позволит избежать нецелесообразных
затрат времени и средств.
“Обязательный учёт” и “учёт по заявлениям владельцев”, предусмотренный
депутатским вариантом, даёт возможность вести кадастровый учёт для государственных
целей в необходимых для этого объёмах, и удовлетворять нужды владельцев
недвижимости. При этом государство само поддерживает свои функции. Такая
организация учёта не ущемляет интересы владельцев и государства, позволяет
снизить затраты на ведение кадастра и ускорить учёт.
В вопросе о финансировании кадастра в депутатском варианте найден прогрессивный
компромисс между ведением кадастра для государственных целей, расходы по
которым возлагаются на государство, и учётом по заявлениям владельцев -
за их счёт.
Система органов кадастра, обеспечивающая его эффективность, должна основываться
на следующих принципах. 1) Каждый орган на каждом уровне должен иметь чётко
оговоренные полномочия и ответственность. 2) Многоуровневая система размывает
ответственность и усложняет работу кадастра. 3) Функции учёта и ответственность
перед заявителем должны нести территориальные кадастровые бюро по месту
расположения недвижимости. Федеральные органы могут выполнять только контрольные
функции, не участвуя в непосредственном кадастровом учёте. 4) Законом должны
быть предусмотрены рамки передачи сведений с местного уровня другим органам.
Этим принципам удовлетворяет депутатский проект.
Установление в правительственном проекте обязанности и ответственности
владельцев участков за предоставление информации об участке не основанно
на действующих законах.
Обязанности и ответственность органов кадастрового учёта в правительственном
варианте определены нечётко, что затрудняет защиту гражданами своих интересов.
При этом возможность произвольного отказа в учёте предоставляет сотрудникам
ведомства неограниченные полномочия и создаёт условия для злоупотреблений.
В депутатском варианте ответственность не перекладывается на вышестоящие
органы, и справедливо возлагается на кадастровые бюро, работающие с клиентом.
По мнению Фонда «Институт экономики города» (Н.Б.Косырева) с помощью
правительственного проекта чиновники заставят граждан “ногами и деньгами
соблюдать их ... ведомственные интересы», платить при одном кадастровом
учёте пять раз.
В заключении оценочной фирмы «РОСЭКО» (Е.И.Нейман), отмечается, что
правительственной проект не является законом прямого действия: в нём лишь
декларируется намерение о создании «государственного земельного кадастра»,
но само формирование его передаётся в компетенцию «уполномоченного органа».
Эксперт лондонского “Центра исследований земельной политики” Фред Харрисон
считает, что цели правительственного проекта не достигаются с помощью предлагаемых
условий учёта, а также из-за закрепляемых в нём ограничений на доступ к
информации (из-за недопустимого включения в кадастр секретной информации),
неопределённости предмета закона, расплывчатости процедур учёта. Проект
способствует не земельной реформе, но только переделу земли. Он должен
быть полностью переделан.
В вопросах финансирования кадастра депутатский вариант более прогрессивен.
Во-первых, предусматривает возможность выбора для владельца участка вида
устанавливаемых границ - фиксированной или общей. Это позволяет устанавливать
границы с экономически оправданной точностью и избежать нецелесообразных
затрат на землеустроительные работы. Во-вторых, обязательный учёт для государственных
целей сможет обеспечить необходимую полноту его охвата. Ведение обязательного
учёта и его подготовки за счёт бюджетных средств являет собой принцип справедливости,
чего лишён правительственный вариант, где учёт для государственных целей
осуществляется за счёт граждан. В-третьих, прописана процедура изменения
целевого назначения объекта, что важно в условиях сегодняшнего отсутствия
правил регулирования и застройки, основанных на правовом зонировании.
Российское общество оценщиков (И.Л.Артёменко) отмечает, что принятие
правительственного проекта приведёт к созданию бюрократического механизма,
колоссальным финансовым затратам, затянет создание кадастра до отдалённой
перспективы. Депутатский проект создаёт систему организации земельного
кадастра, которая при минимальных затратах защитит земельного собственника
и обеспечит налоговые поступления.
|