Настоящий Федеральный закон о Государственном земельном кадастре (далее
- кадастр) определяет содержание кадастра, его состав, порядок ведения
и финансирования, а также права, обязанности и ответственность органов
кадастрового учёта, граждан и организаций.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные
термины:
кадастр - систематизированный и постоянно обновляемый публичный
свод сведений о физических характеристиках объектов недвижимости;
земельный участок - ограниченная часть территории или акватории;
кадастровые карты (далее также - карты) - входящие в состав кадастра
карты для графического представления вносимой в реестр информации (сведения
о границах, сфере действия сервитутов, расположении объектов, обусловливающих
ограничения, данные об угодьях);
целевое назначение участка - разрешенные правовыми актами и преследуемые
собственником или владельцем земли цели использования кадастровой единицы;
межевой знак - обозначение пограничной точки в натуре (на местности),
местонахождение которой в случае надобности можно восстановить с соответствующей
съемке точностью;
угодье - не отграничиваемая межевыми знаками часть кадастровой
единицы, имеющая однородное хозяйственное назначение и/или естественное
состояние.
фиксированная граница земельного участка - граница, координаты
которой определены и закреплены на местности межевыми знаками;
общие границы земельного участка - границы, местоположение которых
указывается приблизительно с экономически оправданной точностью: изменяющиеся
границы (в том числе, береговая линия, граница леса), неопределяемые границы
(представленные описательно и не уточняемые во избежание споров), бесхозные
границы (территория по обе стороны границы не принадлежит ни одному из
владельцев прилегающих участков);
владелец земельного участка - лицо, имеющее на земельный участок
юридически действительные права собственности, пожизненного наследуемого
владения или бессрочного (постоянного) пользования.
Статья 2. Кадастровое бюро
1. Ведение кадастра осуществляют кадастровые бюро.
Задачами кадастровых бюро являются: учёт объектов недвижимости, предоставление
гражданам и иным лицам информации об объектах недвижимости, обеспечение
доступности и сохранности документов.
2. Впредь до создания специального реестра для взимания налога на землю
и иную недвижимость (фискального реестра) кадастровые бюро осуществляют
учёт сведений, необходимых для налогообложения земли и иной недвижимости.
Указанные сведения не являются составной частью кадастра.
3. Территория, на которой действует кадастровое бюро, является кадастровым
округом. Границы кадастрового округа (группы кадастровых округов) совпадают
с границами регистрационного округа учреждения юстиции по регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - учреждение юстиции).
Кадастровое бюро в целях кадастрового учёта может разделить свой кадастровый
округ на кадастровые районы и / или кадастровые кварталы.
4. Кадастровое бюро создаётся в форме учреждения субъектом Федерации,
органом местного самоуправления. Кадастровое бюро не вправе заниматься
иной деятельностью, кроме установленной настоящим Федеральным законом.
5. Кадастровые бюро муниципальных образований настоящим Законом наделяются
государственными полномочиями по кадастровому учёту. Для осуществления
указанных функций им передаются необходимые материальные средства, полномочия
по взиманию платы за осуществление кадастрового учёта и предоставление
кадастровой информации, и возлагается установленная настоящим Законом ответственность.
Передача указанных функций, средств и полномочий от кадастрового бюро
субъекта Федерации кадастровому бюро муниципального образования должна
быть завершена не позднее трёх месяцев со дня образования последнего.
6. Назначение и освобождение руководителя кадастрового бюро производит
соответственно орган представительной власти субъекта Федерации и представительный
орган местного самоуправления.
Статья 3. Обмен данными между кадастровым
бюро и учреждением
юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1. Кадастровое бюро и учреждение юстиции должны обмениваться данными
по конкретным объектам недвижимости.
2. Учреждение юстиции предоставляет кадастровому бюро следующие данные:
о номере и дате регистрации прав на недвижимое имущество;
о собственнике и/или владельце;
о вступивших в силу, а также прекративших действие зарегистрированных
сервитутах, ограничениях (обременениях), связанных с кадастровыми единицами;
о зарегистрированном заявлении собственника о разделе кадастровой единицы
или о соединении кадастровых единиц.
3. Кадастровое бюро представляет учреждению юстиции по регистрации прав
следующие данные:
о государственном кадастровом учёте земельного участка;
уточненные данные о площади кадастровой единицы (для уточнения или исправления
данных Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним);
о внесённых в кадастр изменениях в части целевого назначения земельного
участка.
4. Кадастровое бюро и учреждение юстиции по регистрации прав могут обмениваться
иными данными в порядке и объеме, установленных Правительством Российской
Федерации.
5. Сведения представляются не позднее 3-х дневного срока со дня внесения
записи соответственно в Государственный кадастр и в Государственный реестр
прав на недвижимость и сделок с ним.
6. Обмен данными между кадастровым бюро и учреждением юстиции
осуществляется бесплатно.
Статья 4. Обмен данными между кадастровым
бюро и органом субъекта Федерации (органом местного самоуправления)
1. Кадастровое бюро не реже одного раза в квартал представляет учредившему
его органу субъекта Федерации (органу местного самоуправления) данные:
об изменениях площадей кадастровых единиц и состава угодий, изменениях
данных кадастрового учёта сферы действия сервитутов, ограничений (обременений)
расположенных на территории органа местного самоуправления кадастровых
единиц;
о внесённых в кадастр изменениях в части целевого назначения земельного
участка или его частей.
2. Орган субъекта Федерации (орган местного самоуправления) не реже
одного раза в квартал, если законом не предусмотрено иное, представляет
кадастровому бюро данные об утвержденных изменениях в назначении кадастровых
единиц, данные об изменениях в территориальном планировании и зонировании,
и иных ограничениях, а также о принятии других изменяющих данные кадастра
решений.
3. Предусмотренный настоящей статьей обмен данными осуществляется бесплатно.
Глава 2. Кадастр
Статья 5. Содержание кадастра
1. Кадастр состоит из разделов, в каждом из которых производится учёт
одного земельного участка.
2. Учёт расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений,
жилых и нежилых помещений ведётся в отдельных реестрах кадастра - реестре
строений и реестре помещений - с увязкой путём ссылок номеров учёта строений,
помещений и номеров кадастровых единиц.
3. Для хранения первичных документов, представленных для учёта, создаётся
кадастровое дело.
4. Составной частью кадастра являются:
карта кадастрового округа, графически отображающая расположение кадастровых
единиц в пределах кадастрового округа;
карты ограничений, отображающие расположение в пределах кадастрового
округа сервитутов, иных ограничений на использование участков;
реестр строений;
реестр помещений.
5. Схема кадастровых округов отображает расположение кадастровых округов
в пределах Российской Федерации.
6. Иные, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, сведения о
недвижимости, не являются сведениями кадастра.
Статья 6. Раздел кадастра
1. Разделу кадастра присваивается уникальный номер.
В разделе кадастра производится учёт земельного участка, сведений о
его границах, о сфере действия сервитутов, о границах иных ограничений,
обременений.
При учёте земельного участка, на котором расположены здания, строения,
сооружения, являющиеся объектом гражданского оборота, указывается их расположение.
При учёте жилых и нежилых помещений, являющихся объектами гражданского
оборота, указывается их расположение в поэтажном плане соответствующего
здания, строения, сооружения.
2. В случае образования новых объектов гражданского оборота, в том числе
путём разделения объекта, объединения объектов недвижимого имущества, для
учёта вновь образованных объектов открываются новые разделы кадастра. При
этом прежний раздел кадастра и соответствующее кадастровое дело аннулируется
и передаётся в архив. В новых разделах кадастра и в новых кадастровых делах
делаются ссылки на разделы и дела ранее существовавших объектов.
3. В случае, если в результате слияния участков новый участок располагается
на территории нескольких кадастровых округов, районов или кварталов, он
подлежит кадастровому учёту в кадастровом бюро по месту расположения большей
его части. При этом в закрываемых разделах иных частей делается отметка
о месте кадастрового учёта нового участка.
4. Раздел кадастра содержит следующие данные:
наименование кадастрового округа;
кадастровый номер;
местонахождение, наименование (назначение) объекта недвижимости;
дата учёта;
сведения о наличии ограничений - с указанием оснований и со ссылкой
на карту ограничений;
целевое (разрешённое) назначение земельного участка - со ссылкой на
соответствующий правовой акт;
общая площадь;
описание границ, включая указание о регистрации фиксированных или общих
границ.
Иные сведения, сбор и учёт которых может вести кадастровое бюро, не
являются сведениями раздела кадастра.
5. Кадастровые бюро ведут учёт зданий, строений, сооружений, если иное
не установлено законодательством.
6. Производство и аннулирование записи в разделе кадастра осуществляется
на основании правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, решений суда, извещений соответствующего
учреждения юстиции, а также заявлений граждан и юридических лиц, к которым
прилагается проект кадастрового дела.
7. В случае расхождений данных раздела кадастра и данных кадастрового
дела приоритет имеют сведения документов кадастрового дела.
8. Составной частью раздела кадастра является план кадастровых единиц.
На основании планов кадастровых единиц кадастровое бюро ведёт кадастровую
карту, карту обременений (ограничений).
9. На плане кадастровой единицы отображаются границы земельного участка,
расположение строений (зданий, сооружений) и номера их технического учёта,
расположение обременений (ограничений).
Статья 7. Кадастровое дело
Кадастровое дело содержит документы, на основании которых внесены сведения
в раздел кадастра.
Кадастровое дело является документом строгого учёта: содержит также
перечень всех внесённых документов, прошитых и скреплённых печатью и подписью
ответственного лица.
Статья 8. Карта кадастрового округа
1. Карта кадастрового округа - графическое отображение территории кадастрового
округа с земельными участками, их кадастровыми номерами, а также сферы
действия сервитутов, иных ограничений (обременений).
2. Записи в кадастровую карту вносит кадастровое бюро. На кадастровую
карту наносятся: номера кадастровых единиц, их границы, границы кадастрового
округа, поселения, границы муниципальных образований, административные
границы, государственная граница.
3. Основанием для нанесения на кадастровую карту границ кадастрового
округа, поселения, муниципальных образований, административных и государственных
границ являются принятые в установленном порядке нормативно-правовые акты.
4. Масштаб кадастровой карты равен 1 : 10000; в городах и других поселениях
с населением более 1000 жителей, а также на определенных держателем кадастра
иных территориях с компактной застройкой 1 : 2000: на территориях
с особо плотной застройкой 1 : 500.
Статья 9. Карты ограничений
1. На карте ограничений отражается сфера действия расположенных в пределах
кадастрового округа сервитутов, иных ограничений на использование участков
(зон особого правового режима), установленных на основании законодательства
Российской Федерации.
2. Кадастровое бюро производит внесение, изменение и аннулирование сведений
в карту ограничений на основании извещения учреждения юстиции или утверждённого
в установленном порядке первичного документа:
предоставленного органом власти, на который возложены функции по обеспечению
соответствующего правового режима;
на основании проекта кадастрового дела, подготовленного землеустроителем
на основании требований соответствующего законодательства и нормативно-правовых
актов.
3. Обязанность по обеспечению открытости и доступности карт ограничений
несёт кадастровое бюро.
Статья 10. Архив кадастра
1. В целях предотвращения утраты документов кадастра кадастровое бюро
делает резервные копии всех разделов кадастра и документов кадастровых
дел.
2. Резервные копии систематически обновляются и хранятся в отдельном
помещении, территориально удаленном от помещения кадастрового бюро. Резервные
копии при их замене на новые подлежат уничтожению.
3. Кадастровые дела, разделы кадастрового учета и кадастровые карты
являются вечными. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов
или их частей не допускаются.
4. Порядок ведения архива кадастра устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Глава 3. Подготовительные работы для кадастрового
учёта
Статья 11. Землеустроитель, его права, обязанности
и ответственность
1. Подготовительные работы для кадастрового учёта производит землеустроитель.
Землеустроителем является лицо, получившее в установленном порядке лицензию
на осуществление работ землеустройству, которое является штатным сотрудником
государственного (муниципального) учреждения по землеустройству или является
частным землеустроителем (указанные лица именуются далее "землеустроители").
2. Землеустроители в установленном порядке готовят сведения для учёта
земельных участков, зданий, сооружений, помещений.
3. Учреждения по землеустройству создаются органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Частный землеустроитель оказывает услуги на основании договора с
клиентом. Частный землеустроитель вправе иметь контору, открывать в любом
банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные
права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим
доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать
другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
5. Землеустроители обязаны заключать договоры страхования своей деятельности.
Землеустроители не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора
страхования. Страховая сумма не может быть менее 1000-кратного установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В случае, если землеустроитель является штатным сотрудником учреждения
по землеустройству, это учреждение несёт вместе с ним солидарную имущественную
ответственность.
6. Землеустроитель несёт ответственность за достоверность и точность
сведений, подготовленных им для государственного кадастрового учёта, включая
соответствие графических и текстовых данных действительному положению объектов
на местности (в натуре).
Статья 12. Подготовка документов для кадастрового
учёта
1. Землеустроитель на основании письменного заявления владельца земельного
участка, иного объекта недвижимости производит кадастровую съемку и готовит
проект кадастрового дела, который он в установленном правовым актом порядке
представляет в кадастровое бюро для регистрации государственного учёта.
2. Минимальный размер подлежащего государственному учёту земельного
участка равен 30 квадратным метрам. Земельный участок меньшего размера
может быть учтён по решению органа учредившего кадастровое бюро органа
субъекта Федерации или местного самоуправления.
3. Проект кадастрового дела должен содержать следующие документы
а) При подготовке учёта земельного участка:
проект плана земельного участка с графическим отображением расположенных
на нём зданий, строений, сооружений; проект описания объекта недвижимости,
включая местонахождение, наименование объекта недвижимости;
указание наличия различных видов угодий, сервитутов, иных ограничений
и обременений, а также сферы действия;
сведений об общей площади участка,
описание границ;
б) при подготовке учёта здания и сооружения - сведения о внешних размерах
здания, материале стен и крыши;
в) при подготовке учёта помещения:
поэтажный план с указанием существенных параметров помещения.
Указанный перечень является исчерпывающим.
4. Проект кадастрового дела представляется в кадастровое бюро вместе
с заявлением владельца недвижимости. Иное лицо может выступить инициатором
кадастрового учёта только в случаях, установленных настоящим Законом, иным
законодательством Российской Федерации.
5. Подготовка проекта кадастрового дела и необходимые согласования с
владельцем данного земельного участка и владельцев соседних земельных участков
производятся землеустроителями в порядке землеустройства.
Статья 13. Кадастровая съемка
1. При производстве кадастровой съемки фиксированных границ участка
пограничные точки земельного участка должны быть увязаны с основной сетью
государственной или местной съемки. В случае отсутствия точек основной
сети следует как минимум две пограничные точки увязать с существующими
в натуре постоянными объектами таким образом, чтобы места нахождения всех
пограничных точек возможно было восстановить.
2. При производстве кадастровой съемки общих границ как минимум две
точки постоянных объектов в составе объекта учёта должны быть увязаны с
основной сетью государственной или местной съемки или существующими в натуре
вне объекта учёта постоянными объектами.
3. В случае кадастровой съемки для подготовки к государственному учёту
участка по координатам точки расположенного на нём здания эти координаты
быть увязаны с основной сетью государственной или местной съемки.
Глава 4. Ведение кадастра
Статья 14. Требования к документам, представляемым
для кадастрового учёта
1. Кадастр ведется на русском языке. Документы на иных языках представляются
с переводом на русский язык.
2. Документы, представляемые для кадастрового учёта, должны быть исполнены
разборчиво. Не подлежат приему документы, имеющие подчистки либо приписки,
зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные
карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими
однозначно истолковать их содержание.
3. Указание лиц, инициировавших проведение работ и их сведения о них,
должны быть указаны полностью.
4. Все документы, необходимые для кадастрового учёта, представляются
в двух экземплярах. После кадастрового учёта один экземпляр проекта кадастрового
дела с отметкой кадастрового бюро о произведённом учёте возвращается землеустроителю.
Статья 15. Порядок ведения государственного
кадастра.
1. Государственному кадастровому учёту подлежат объекты недвижимости,
расположенные на территории Российской Федерации. Кадастровый учёт производится
по заявлениям владельцев объектов, а также для определённых законодательством
Российской Федерации целей - в порядке обязательного кадастрового учёта.
2. Датой возникновения объекта и датой прекращения существования объекта
считается дата внесения записи в раздел кадастра, если в заявлении владельца
недвижимости или - в случае обязательного кадастрового учёта - в заявлении
уполномоченного органа власти (местного самоуправлению) не указана более
ранняя дата, подтверждённая документально.
3. Государственный кадастровый учёт, осуществлявшийся в отдельных субъектах
Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу
настоящего Федерального закона, является действительным.
4. Государственному кадастровому учёту подлежат только сведения открытого
характера. Учёт закрытых сведений в государственном кадастре запрещается.
5. Ведение кадастра включает:
приём заявления с проектом кадастрового дела;
проверку проекта кадастрового дела;
утверждение кадастрового дела
утверждение плана земельного участка, здания, сооружения, помещения;
перенесение сведений с плана на карту кадастрового округа и присвоение
кадастрового номера, создание раздела кадастра или внесение в него изменений
на основании кадастрового дела;
хранение документов кадастра;
предоставление информации кадастра.
6. Кадастровое бюро обязано принять документы для государственного учёта
в день их подачи и выдать заявителю соответствую справку.
7. Проверка кадастрового дела, утверждение кадастрового дела, включая
план земельного участка, перенесение сведений с плана на карту кадастрового
округа, присвоение кадастрового номера, создание раздела кадастра или внесение
в него изменений на основании кадастрового дела должны быть произведены
в 15-дневный срок.
8. В случае выявления наложения фиксированных границ соседних участков
кадастровое бюро в 3-дневный срок обязано письменно известить о выявленном
факте заявителя и владельца соседнего участка. Кадастровый учёт нового
участка производится на основании подтверждения в письменной форме заявителя
и владельца соседнего участка о согласовании границ, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
9. В случае невозможности или нежелания владельца установить фиксированные
границы участка, производится учёт объекта с общими границами согласованными
владельцами соседних участков.
В случае, если при регистрации участка с расположенным на нём зданием,
строением, сооружением, согласование фиксированных и общих границ оказывается
невозможным, такой участок подлежит учёту по координатам точки, бесспорно
расположенной в пределах здания, строения, сооружения.
10. Кадастровое бюро имеет право отказать в кадастровом учёте или во
внесении изменения, если:
а) из представленных документов не усматривается правового основания
для внесения записи;
б) представленные документы и планы оформлены с ошибками.
11. В случае отказа в кадастровом учёте или внесении изменений кадастровое
бюро в 10-дневный срок с подачи ему соответствующего заявления должно представить
заявителю письменный отказ с указанием конкретных недостатком, препятствующих
кадастровому учёту.
12. Кадастр ведется на бумажных носителях информации, а в тех кадастровых
округах, где имеется возможность, и на магнитных носителях. При несоответствии
записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном
носителе.
Статья 16. Обязательный кадастровый учёт
1. Обязательный кадастровый учёт производится в государственных целях,
которые устанавливаются настоящим Законом, иным законодательством Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации.
2. Обязательный кадастровый учёт производится кадастровым бюро по заявлениям
следующих лиц:
для целей налогообложения в отношении любых объектов недвижимости -
по заявлениям уполномоченных налоговых органов;
для целей управления государственным, муниципальным имуществом - по
заявлениям соответствующих органов по управлению имуществом;
для целей охраны государственных границ и управления закрытыми территориями
- органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской
Федерации.
3. Данные обязательного кадастрового учёта могут использоваться исключительно
в соответствующих государственных целях, если иное не установлено законодательством.
4. Обязательный кадастровый учёт производится в случае, если учёт объекта
не произведён ранее по заявлению владельца, либо имеются обоснованные сомнения
в истинности ранее учтённых сведений.
5. При обязательном кадастровом учёте в разделе кадастра делается запись
"обязательный кадастровый учёт" и указывается основание для его проведения.
6. Подготовка документов для обязательного кадастрового учёта производится
преимущественно государственными (муниципальными) учреждениями по землеустройству.
Указанная подготовка документов и обязательный кадастровый учёт производится
за счёт бюджетных средств.
7. Обязательный кадастровый учёт осуществляется исключительно в законодательно
установленных государственных целях и по показателям, которые минимально
необходимы и достаточны для обеспечения этих целей.
8. Уполномоченные государственные органы, уполномоченные органы муниципальных
образований, государственные (муниципальные) учреждения по землеустройству,
кадастровые бюро обязаны выбирать соответственно такие методы землеустройства
и кадастрового учёта, которые обеспечили бы минимальные затраты бюджетных
средств для обеспечения государственных целей.
9. Если иное прямо не установлено Законом, при обязательном кадастровом
учёте производится установление общих границ с минимальными затратами и
минимальной точностью, достаточной для обеспечения государственных целей.
10. При обязательном кадастровом учёте взимание платы с собственников,
пользователей недвижимости, которые не являются заявителями, запрещается.
Статья 17. Кадастровый учёт по заявлениям
владельцев
1. Кадастровый учёт по заявлениям владельцев производится за счёт заявителей.
2. Минимальный объём и точность сведений, подлежащих учёту по заявлениям
владельцев равны объёму и точности сведений обязательного кадастрового
учёта.
3. В случае, если ранее был проведён обязательный учёт объекта, зарегистрированные
сведения по заявлению собственника могут быть уточнены или изменены в пределах
установленных законодательством.
4. Уточнение границ земельного участка допускается без повторной процедуры
кадастрового учёта в случае, если отклонение от первоначально зафиксированной
площади не превышает 10%, и имеется согласование уточняемых границ владельцев
прилегающих участков.
5. Размеры платы за осуществление кадастрового учёта по заявлению владельца,
определяется субъектом Федерации или органом местного самоуправления, создавшим
соответствующее кадастровое бюро.
Статья 18. Учёт целевого назначения земельного
участка
1. При учёте земельного участка кадастровое бюро обязано отразить в
разделе кадастра его целевое назначение, а для сельскохозяйственных земель
- также площади угодий.
2. Содержание прав по использованию участков в поселениях устанавливается
в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации актами
органов местного самоуправления о правовом зонировании.
Статья 19. Изменение целевого назначения
кадастровой единицы
1. Для изменения целевого назначения кадастровой единицы или ее частей
собственник или владелец земли подает письменное заявление в произвольной
форме исполнительному органу местного самоуправления по месту нахождения
участка. В случае соответствия ходатайства генеральному плану поселения
орган местного самоуправления утверждает изменение целевого назначения
участка или её частей не позднее месячного срока со дня поступления заявления.
Заявитель письменно извещается о решении органа самоуправления.
2. Решения по ходатайствам об изменении целевого назначения, противоречащем
генеральному плану поселения, принимает представительный орган местного
самоуправления. При этом вносится изменение в общую схему территориальной
планировки. Такое решение должно быть вынесено не позднее трехмесячного
срока со дня поступления заявления. Заявитель письменно извещается о решении.
3. Расходы связанные с изменениями целевого назначения земельного участка
оплачивает заявитель.
4. Орган местного самоуправления обязан в месячный срок письменно проинформировать
кадастровое бюро об изменении целевого назначения земельного участка или
его частей.
Статья 20. Кадастровый учёт при разделении
и слиянии объектов учёта
1. Разделение и слияние зарегистрированных объектов учёта, которые находятся
во владении одного лица (одной группы лиц) на одном и том же праве (собственности,
пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования)
производится по заявлению соответствующего владельца (совладельцев) участка
(участков).
2. Объект учёта может быть разделён без нарушения его сущности на две
или более частей, причем после раздела каждая часть является самостоятельным
объектом учёта.
Недвижимая вещь является неделимой, если в результате раздела её использование
по целевому назначению или образование объекта учёта становится невозможным.
Статья 21. Открытость кадастра
1. Данные государственного кадастра являются открытыми. Любое лицо вправе
получить данные кадастра по отдельному объекту. Кадастровое бюро обязано
предоставить заявителю по его выбору копию раздела кадастра, его части
или выписку из него.
2. Карта кадастрового округа, карты ограничений или их постоянно обновляемые
копии должны быть общедоступны. Кадастровое бюро обязано разместить названные
карты в помещении, где осуществляется приём заявителей, обеспечить систематическое
изготовление их обновлённых копий для обеспечения заинтересованных заявителей
и иных граждан.
3. Информация по отдельному объекту кадастра является бесплатной. Плата
за изготовление копий раздела кадастра и карты кадастрового округа, карт
ограничений, а также выписок из раздела кадастра устанавливается в размере
затрат на их изготовление.
Глава 5. Финансирование кадастра
Статья 22. Источники финансирования кадастра
1. Финансирование организации работы кадастровых бюро и ведения кадастра
производится за счёт платы за проведение кадастрового учёта, иных средств
местного бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, федерального
бюджета и иных не запрещённых законом средств.
2. Расходы по учёту объектов в государственных целях несёт заинтересованный
орган государственной власти, орган местного самоуправления.
3. Тарифы оплаты услуг кадастрового бюро по кадастровому учёту и предоставлению
сведений кадастра устанавливает учредивший его орган государственной власти
(орган местного самоуправления) в соответствии с настоящим Законом и иным
законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства
о земельном кадастре
Статья 23. Ответственность кадастрового
бюро
1. Кадастровое бюро несёт ответственность за соответствие данных кадастрового
учёта представленным для учёта первичным документам, за полноту и своевременность
выдаваемой информации.
2. Вред, причиненный кадастровым бюро в результате несоответствия данных
учёта первичным документам, представленным для учёта, возмещается в полном
объёме за счёт средств кадастрового бюро.
Статья 24. Ответственность владельцев недвижимости
1. Владелец недвижимости перед подачей заявления в кадастровое бюро
об учёте объекта обязан обеспечить подготовку необходимых документов посредством
привлечения землеустроителя на основании письменного договора.
Владелец недвижимости обязан представить землеустроителю все имеющиеся
у него документы и материалы относительно объекта учёта, сообщить все известные
ему сведения об объекте, не препятствовать выполнению землеустроителем
необходимых работ.
2. При проведении землеустроительных работ по инициативе иного, кроме
владельца, лица, последнее должно заблаговременно уведомить владельца о
проведении работ. В случае, если владелец не передал землеустроителю необходимых
документов и материалов относительно объекта учёта, либо не допустил его
на территорию объекта, землеустроитель обязан произвести работы доступным
для него способом, а при невозможности измерения параметров - указать их
приблизительную оценку.
В указанном случае владелец несёт ответственность за ущерб, который
может быть нанесён его интересам вследствие неточностей, допущенных землеустроителем
по вине владельца недвижимости.
Статья 25. Ответственность физических и
юридических лиц за нарушение требований к землепользованию и порядка ведения
кадастра
1. Помимо наказаний, которые могут применяться в соответствии с законодательством
Российской Федерации об административных и уголовных правонарушениях к
физическим лицам, нарушившим требования к землепользованию или порядок
ведения земельного кадастра, устанавливается следующая административная
ответственность (в минимальных размерах оплаты труда):
за самовольное пользование земельным участком или самовольную уступку
права землепользования назначается штраф в размере до 1000 мрот;
за невыполнение обязанностей по приведению участка в состояние, пригодное
для использования по целевому назначению, назначается штраф в размере до
1000 мрот;
за самовольное отступление от целевого назначения землепользования,
определенного утвержденной планировкой, или решением органа местного самоуправления,
или иными правовыми актами, назначается штраф в размере до 1000 мрот;
за повреждение, уничтожение или самовольную перестановку межевых знаков
землепользования назначается штраф в размере до 100 мрот;
за повреждение, уничтожение или самовольную перестановку обозначений
государственной планировочной, высотной и гравиметрической сети назначается
штраф в размере до 1000 мрот;
за нарушение порядка ведения земельного кадастра назначается штраф в
размере до 1000 мрот;
2. Если физическое лицо, действуя от имени или в интересах юридического
лица, нарушило перечисленные в части 1 настоящей статьи требования к землепользованию
или порядок ведения земельного кадастра, то за это правонарушение к ответственности
может быть одновременно привлечено как виновное физическое, так и виновное
юридическое лицо. При этом при определении наказания виновному физическому
лицу (если оно не привлекается к уголовной ответственности) применяются
санкции, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
3. Правом на рассмотрение дел о совершении указанных в части 1 настоящей
статьи правонарушений юридическими лицами и на определение им наказания
обладают руководитель уполномоченного Правительством Российской Федерации
федерального органа исполнительной власти и уполномоченные им на то должностные
лица.
4. Производство по делам о совершении юридическими лицами административных
правонарушений, указанных в части 1 настоящей статьи, могут возбуждать
указанные должностные лица в течение одного года считая со дня совершения
правонарушения, но не позднее чем в двухмесячный срок со дня его обнаружения.
Наказание может назначаться в течение шести месяцев, считая со дня
обнаружения правонарушения.
5. Если нарушение требований к землепользованию или порядка ведения
земельного кадастра сопровождается причинением имущественного ущерба, последний
возмещается в порядке, установленном гражданским законодательством Российской
Федерации.
Глава 7. Переходные положения
Статья 26. Учёт государственных, муниципальных
и бесхозных объектов недвижимости
До внесения в кадастр, всех существующих государственных, муниципальных
и бесхозных объектов недвижимости органы исполнительной власти Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны
представлять в кадастровые бюро по месту нахождения объекта данные об использовании
расположенных на их административной территории земельных участков и иных
объектах недвижимости.
Статья 27. Учёт сведений для налогообложения
1. Впредь до введения специального законодательства о налогообложении
недвижимости и фискальном кадастре в разделе кадастра открывается дополнительная
часть - сведения об оценке объекта учёта для налогообложения.
2. В дополнительной части раздела кадастра производится учёт нормативной
цены земельного участка, суммы оценки для налогообложения здания, строения,
сооружения, предприятия, единого объекта недвижимости (участок вместе с
расположенными на нём строениями).
Статья 28. Перевод кадастра на систему автоматизированной
обработки данных
1. Ведение кадастра и карт кадастра кадастровыми бюро переводится на
систему автоматизированной обработки данных по мере создания необходимой
для этого материальной базы.
2. Сведения автоматизированной обработки данных об объектах недвижимости
и соответствующие базы данных, имеющиеся у иных организаций, кроме кадастровых
бюро и учреждений юстиции по регистрации прав, являются информационными
и не могут быть признаны юридически значимыми данными кадастра.
Статья 29. Приведение законодательства в
соответствие с настоящим Федеральным законом
Признать недействующими статьи 110-114 Земельного Кодекса РСФСР № 1103-1
от 25.04.91.
Статья 30. Введение Закона в действие
1. Настоящий закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального
опубликования.
2. Правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным
законом в трёхмесячный срок.
3. До приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим
Федеральным законом действующие на территории Российской Федерации законы
и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не
противоречат настоящему Федеральному закону.
|