[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Аграрная политика]
Наталья Неймышева
Госдума может создать новый бизнес для чиновников
Граждане заплатят не только за регистрацию прав на недвижимость, но и за составление кадастра
«Финансовые известия», 10 июня 1999 года
Сегодня Госдума рассмотрит сразу два законопроекта «О Государственном земельном кадастре». Один из них внесен правительством, другой - группой депутатов от фракции «ЯБЛОКО». Поскольку большинство россиян так или иначе являются пользователями земли, зданий, строений и помещений, значение нового закона трудно переоценить.

По большому счету кадастр создается, чтобы решить три задачи: информировать участников рынка недвижимости, заложить основы регистрации прав на недвижимое имущество и обеспечить собираемость налогов. Неудивительно, что правительство придает документу столь большое значение: кабинет министров убежден, что владельцы дорогого жилья, как и дорогих автомобилей, могут существенно пополнить бюджет. Сейчас в стадии рассмотрения находятся сразу два законопроекта, увеличивающих налог с владельцев недвижимости. Первый документ увеличивает предельную ставку налога в 15 раз (с 0,1% до 1,5%), а второй перекрывает наиболее популярный способ ухода от его уплаты - через «долгострой». Депутаты предложили дать местным законодателям право повышать ставки налога на землю в 10 раз, если хозяин строящегося на ней дома не завершает строительство в течение двух лет или не регистрирует возведенные строения.

Пожалуй, правительственный законопроект о реестре действительно поможет лучше собирать налоги, однако владельцам недвижимости он вряд ли понравится. Во-первых, он обязывает их оплачивать кадастровый учет. Во-вторых, чиновники могут отказать в учете недвижимости, если ее «границы определены неверно»: придется платить и за установление границ земельного участка, а это стоит недешево. Кроме того, в правительственном варианте кадастр лишен открытости, поскольку в него включаются секретные сведения. По мнению экономиста Андрея Лазаревского, закрытость кадастра и отсутствие имущественной ответственности за его ведение ставит под сомнение надежность сведений, содержащихся в кадастре. И поскольку законопроект не обязывает чиновников предоставлять информацию о недвижимости для свободного публичного использования, она может стать еще одним предметом бизнеса кадастрового ведомства.

Согласно депутатскому варианту ведением учета займутся кадастровые бюро, которые могут создаваться на базе уже существующих органов. Их права, обязанности, содержание работы и ответственность перед гражданами четко определены. Бюро действуют в условиях публичности и несут имущественную ответственность за правильное ведение реестра.

Авторы альтернативного законопроекта отмечают, что правительственный вариант наделяет чиновников огромными полномочиями при полном отсутствии контроля за их деятельностью. Более того, эти полномочия плохо стыкуются друг с другом. Например, кадастровое ведомство должно будет представлять интересы государства как собственника и одновременно выполнять функции суда по пограничным спорам. 

Правительственный проект создает «многофункциональный» кадастр. В него включены и дублируемый Государственный реестр прав на недвижимость, и фискальный кадастр, и кадастр рыночной оценки, и кадастр сельхозугодий, лесной, экологический, охраны памятников и т.д. Совершенно очевидно, что это приведет к чрезвычайному его удорожанию. Конкретную цену новой правительственной идеи можно будет узнать, если депутаты проголосуют сегодня именно за этот вариант законопроекта. 
 

Наталья Неймышева
«Финансовые известия», 10 июня 1999 года, № 33
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Аграрная политика]