29 апреля 2011
Решения Бюро от 29 апреля

О ситуации с ценами на автомобильное топливо

Резкий рост цен в последнее время на дизельное топливо привлек внимание широкой общественности к этой проблеме. Значение цен на автомобильное топливо и их влияние на экономику и материальное положение граждан не требует особого обоснования. Достаточно вспомнить, что практически вся сельхозтехника и большая часть большегрузного автотранспорта работает на дизельном топливе. Следовательно, рост цен на это топливо прямо сказывается на ценах на продовольствие и другие товары.

За 2010 год по данным Росстата цена бензина выросла на 10 %, а цена на дизельное топливо – на 29,1 %. В декабре 2010г. потребительские цены на бензин различных марок в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 1,8-1,9 раза, а соотношение цен производителей на бензин автомобильный и нефть составило 2,2 раза.

В январе 2011г., как и в последние месяцы предыдущего года, среди наблюдаемых видов непродовольственных товаров наибольший прирост цен был зафиксирован на дизельное топливо - 7,3% (в ноябре 2010г. - 8,2%, в декабре - 10,0%).

ФАС России и ее территориальные органы в 2008−2010 годах рассмотрели более 260 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов и доказали имевшие место нарушения. Однако январь 2011 года показал, что действия ФАС не дают значимого результата.

Дискуссия о том, как наполнять создаваемый Дорожный фонд (рассматривались два варианта – за счет транспортного налога или заменой его на дополнительный акциз на топливо) закончилась традиционным российским вариантом – к транспортному налогу добавили акциз. Рост цен, по заявлению Министерства финансов РФ, обусловленный повышением акциз, не должен превышать 1,5−2 рубля за литр. Кроме того, цены из-за акцизов могут вырастать лишь раз в год и только на определенную величину.

Среди возможных причин роста цен нефтяники называют рост мировых цен на нефтепродукты, сезонный переход на производство зимнего дизельного топлива, введение акцизов в 2011 году.

Премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что «по данным Минэнерго и ФАС, получается, что более 50% в увеличении цены приходится на так называемый фактор роста спроса». Однако данные Росстата по формированию и использованию ресурсов нефтепродуктов в 2010г. не показывают значимого увеличения спроса на топливо. Рост мировых цен на нефтепродукты сказывается на цене на топливо, но с определенным временным лагом и очень сглажено. Снижение мировых цен на нефтепродукты вообще не сказывается на цене на топливо. О сезонном переходе на производство зимнего дизельного топлива можно вообще не говорить – зима в России всегда приходит неожиданно.

Среднее значение цены на бензин в США за последние 6 лет составляет 22 рубля за литр. Минимальная цена достигала 13 рублей за литр в конце 2008 года. И это при том, что США является активным импортером энергоресурсов с львиной долей углеводородов в этом импорте. Можно подумать, что нефтяной бизнес не выгоден нашей стране. Нам надо также как и США закупать сырье в арабских странах и перерабатывать на своих НПЗ. Тогда не надо нефтяных компаний, не надо тратить миллиарды, строить нефтяные вышки, нефтепроводы и многое другое, а потребитель будет получать конечный продукт по разумной цене. Все это характеризует эффективность российской экономики и деятельности Правительства России.

Сложившаяся ситуация с ценами вынудила Правительство России вмешаться. Однако вместо принятия системных решений оно стало действовать, управляя ценами в ручном режиме. Премьер-министр России Владимир Путин потребовал от вертикальноинтегрированных нефтяных компаний (ВИНК) снизить цены. В результате ряд ведущих нефтяных компаний заявили, что снизили цены на принадлежащих им заправках. Вертикальноинтегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые и добывают, и продают, могут себе это позволить, они «производят прибыль» не в рознице, а на более «глубоких» этапах. Независимые розничные компании, просто продающие бензин, оказались в сложном положении. Они снизить цены не могут. Ситуация уже имела место несколько лет назад и это привело к разорению значительно числа независимых АЗС и перераспределению собственности в пользу ВИНК. Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является одним из признаков ограничения конкуренции.

Мы уверены, что снижение цен будет краткосрочным. Просто потому, что невозможно управлять ценами в ручном режиме. Если есть механизмы, которые ведут к росту этих цен, то, как только отвлечется внимание правительства от этого вопроса, цены вернутся к старому уровню и продолжат расти.

Причиной сложившейся ситуации с ценами на топливо является системный дефект построения отрасли, который приводит к возникновению «рынка продавца» сначала в оптовом звене, который потом переходит и в розничное звено. «Рынок продавца» - это ситуация, когда в условиях отсутствия или низкой конкуренции, продавец может диктовать свои цены и правила.

Сфера производства, переработки нефти и реализации нефтепродуктов в России характеризуется олигополистической структурой. Несколько ВИНК осуществляют коллективное доминирование в отрасли. В большинстве регионов России оптовый рынок автомобильного топлива монополизирован сбытовой структурой одной из ВИНК, а на розничном рынке доминирует розничная структура той же ВИНК либо (в меньшем числе случаев) иная компания.

Ценовая политика ВИНК, как правило, предусматривает получение основной массы прибыли на стадии переработки или добычи нефти. Прибыль сбытовых подразделений ВИНК напротив минимизируется для «выдавливания» конкурентов на розничном рынке, что приводит к их доминированию на локальных рынках.

Мы уверены, что рост цен на рынке автомобильного топлива, болезненно сказывающийся на потребителях, обусловлен, помимо объективных тенденций роста спроса, ограничительной экономической политикой в области нефтегазового комплекса, проводимой в течение многих лет российским правительством.

Бюро РОДП «ЯБЛОКО» отмечает усилия Федеральной антимонопольной службы, направленные на снижение цен на рынке автомобильного топлива. Вместе с тем, выявилась объективная ограниченность принимаемых мер.

Бюро РОДП «ЯБЛОКО» считает необходимым принятие и реализацию серьезных системных решений, направленных на увеличение предложения автомобильного топлива на внутреннем рынке и сдерживания роста цен, в том числе:

антимонопольные меры на локальных оптовых и розничных рынках топлива;

повышение транспарентности ценообразования;

меры по развитию биржевой торговли топливом, в частности, выполнение Постановление

Правительства РФ № 350 «Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродукты через товарные биржи». Этим Постановлением Правительства РФ (п.4.) предусмотрено создание Некоммерческого Партнерства «Центр по развитию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами», которое наделено функциями мониторинга за ценами на рынке, разработки правил и порядка организации биржевой торговли. Именно сообщество и потребителей и производителей рынка нефтепродуктов, государственных контролирующих органов должно выработать и реализовать комплексные предложения по преодолению кризиса по поставке и ценообразованию на рынке нефтепродуктов на всей территории РФ без введения государственного регулирования цен;

стимулирование прихода в нефтепереработку новых компаний, не являющихся вертикальноинтегрированными;

меры, направленные на выделение из ВИНК нескольких крупных НПЗ и ограничения деятельности ВИНК в розничном звене вплоть до законодательного запрета на деятельность вертикальноинтегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и их принудительной дезинтеграции;

стимулирование методами налоговой, бюджетной (предоставление государственных гарантий по кредитам) политики, а также отчасти с помощью законодательства, строительство новых нефтеперерабатывающих заводов;

снижение экономических и административных барьеров входа на топливный рынок; использование мер ценового регулирования на период до восстановления конкурентного топливного рынка, в том числе "формулы цены", предлагаемой ФАС.

РОДП «ЯБЛОКО» считает, что в дополнение к реализуемой Федеральной антимонопольной службой политике сдерживания роста цен, предлагаемые меры при соответствующей интенсивности законодательных усилий могут быть реализованы уже в этом году.

Председатель Партии

С.С.Митрохин


Статьи по теме: Защита прав автовладельцев


Все статьи по теме: Защита прав автовладельцев