II. Социально-экономические законы
1. Законодательство о занятости и доходах населения
Направлено на повышение платежеспособного спроса населения России, повышение
стимулов работника к честному труду, вывод экономической деятельности из
тени.
Закон о государственных гарантиях заработной платы
Направлен на, преодоление скрытой безработицы, формирование эффективного
рынка труда, сокращение социального расслоения в обществе1.
-
устанавливает прямую зависимость между минимальным размером оплаты труда
и официально утвержденным прожиточным минимумом на ближайшие годы
с поэтапным приближением к нему: 2000 год - не менее 30%, 2001 год - не
менее 45%, 2002 год - не менее 60%;
-
устанавливает принцип неухудшения соотношения зарплаты работника и прожиточного
минимума;
-
освобождает минимальную заработную плату от роли коэффициэнта для начисления
выплат, не связанных с трудовой функцией (социальных пособий, стипендии
и т. д., а также штрафов, пошлины и т.д.);
-
устанавливает, что 1-й разряд Единой тарифной сетки (ЕТС) должен быть не
менее 1,5-кратной величины минимальной зарплаты;
-
устанавливает, что ЕТС является обязательным минимумом на всей территории
РФ2;
-
разграничивает функции в сфере оплаты труда между различными уровнями управления
и бюджетами разных уровней3;
-
устанавливает четкую процедуру согласования вопросов оплаты труда через
коллективные договора и соглашения;
-
устанавливает, что максимальный размер зарплаты на предприятии не может
превышать минимальный более, чем в 10 раз, при этом предусматривает, что
вопрос об изменении данного соотношения в сторону увеличения может быть
решен в коллективном договоре;
-
устанавливает, что задержки и невыплата зарплаты могут стать основанием
для банкротства или санации предприятия;
-
устанавливает, что зарплата выплачивается в первоочередном порядке в случае
банкротства и санации предприятия.
Закон о денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков
выплаты заработной платы
Направлен на создание дополнительных гарантий своевременной выплаты
зарплаты, на пресечение для работодателя возможности использовать фонд
заработной платы в качестве льготного кредита.
Устанавливает, что
-
работодатель, - в случае нарушения ими сроков выплаты заработной платы
или сумм, причитающихся работнику при увольнении, - обязан компенсировать
возникшие в связи с этим потери, независимо от фактического наличия у работодателя
денежных средств на день нарушения указанных сроков выплаты;
-
компенсация начисляется и выплачивается работодателем за каждый календарный
день нарушения установленных сроков выплаты заработной платы или сумм,
причитающихся работнику при увольнении, по день выплаты включительно;
-
компенсация определяется исходя из всей суммы невыплаченной в срок заработной
платы, включающей все виды выплат;
-
размер компенсации за каждый календарный день нарушения установленных сроков
выплаты не может быть ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального
банка, действующей на день установленного срока выплаты заработной платы
или сумм, причитающихся работнику при увольнении;
-
компенсация выплачивается за счет собственных средств работодателя, а организациями,
финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств бюджета соответствующего
уровня.
Закон о пенсиях
Направлен на постепенное приближение к достойному уровню пенсий,
обеспечение социального комфорта работников, их уверенности в завтрашнем
дне, на создание института трудовой пенсии, учитывающей непосредственный
трудовой вклад работника4.
-
устанавливает прямую зависимость между минимальным размером пенсии и официально
утвержденным прожиточным минимумом;
-
устанавливает принцип неухудшения соотношения вышеуказанной зависимости
для пенсионера;
-
устанавливает принцип дифференциации размера пенсионного обеспечения в
зависимости от стажа работы и размера заработной платы;
-
устанавливает единые принципы пенсионной системы, вводит профессиональные
пенсионные системы для выплаты льготных пенсий;
-
отменяет необоснованные льготы по пенсиям чиновникам любого уровня, депутатам
и т.д.5;
-
создает механизм контроля за государственным пенсионным фондом;
устанавливает механизм индексации пенсий в связи с ростом потребительских
цен.
Закон о занятости
Направлен на устранение внеэкономических (организационных, юридических
и прочих) факторов, ведущих к росту безработицы.
Предусматривает
-
четкое разграничение ответственности различных уровней власти, союзов работодателей
и профессиональных союзов за реализацию политики занятости;
-
конкретные механизмы и ответственность экономических субъектов за трудоустройство
работников в случае сокращения и ликвидации рабочих мест;
-
установление критериев массового высвобождения работников;
-
обязательность разработки работодателем системы превентивных мер на случай
массового высвобождения работников;
-
создание института общественных работ;
-
установление источников финансирования политики занятости, в том числе
формирование специальных фондов работодателей;
-
формирование законодательных основ для проведения активной политики занятости,
в том числе стимулирование проведения активной политики занятости через
через взносы в фонд занятости и налогообложение.
Законы о ратификации международных конвенций по защите трудовых прав
Направлены на усиление гарантий прав работника6.
предусматривают ратификацию следующих Конвенций международной организации
труда
-
“ О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя”;
-
“ О работе в условиях неполного рабочего времени” ( в то числе гарантии
по заработной плате);
-
“ Об установлении минимальной заработной платы”;
-
“ О надомном труде” ( в том числе заработная плата и занятость);
-
“ О частных агенствах занятости”;
-
“ О трехсторонних консультациях”;
-
“ Об основных целях и нормах социальной политики” ( в том числе по занятости
и заработной плате);
-
“ О регулировании вопросов труда”;
-
“ О содействии занятости и защите от безработицы”.
2. “Яблочный” пакет налоговых и инвестиционных
законов7
Закон о снижении налога на прибыль
Направлен на облегчение налогового бремени предприятий посредством
либерализации структуры затрат при исчислении налогооблагаемой базы по
налогу на прибыль и снижения его ставки.
Устанавливает, что
-
ставка налога на прибыль снижается до 20 % 8;
-
хозяйствующим субъектам предоставляются широкие права по списанию из налогооблагаемой
базы по прибыли различных затрат – на
-
образование и обучение персонала,
-
рекламу,
-
транспорт,
-
представительские расходы,
-
командировки сотрудников,
-
другие расходы, связанные с производственной и иной деятельностью.
Закон о снижении и упрощении подоходного налога
Направлен на снижение налогов с физических лиц в обмен на легализацию
(документальное подтверждение) части их расходов.
Устанавливает, что
-
для большинства российских граждан (80-90%) с относительно невысокими доходами
ставка подоходного налога равняется 10%;
-
из налогооблагаемой базы граждан с низкими и средними доходами вычитается
необлагаемый минимум и льгота на иждивенцев (таким образом, при минимальной
зарплате подоходный налог будет равен нулю);
-
для граждан с высоким заработком номинальная ставка равняется 20%;
-
из налогооблагаемой базы граждан с высокими доходами вычитается половина
документально подтвержденных расходов (что фактически уменьшит реальную
ставку до 10%);
-
к вычетам из налогооблагаемой базы по подоходному налогу могут приниматься
расходы на следующие цели:
-
здравоохранение и санаторно-курортное обслуживание в России (в учреждениях,
расположенных на территории России и имеющих соответственную лицензию);
-
образование как самого налогоплательщика, так и находящихся на его содержании
иждивенцев (в образовательных учреждениях, расположенных на территории
России и имеющих соответственную лицензию);
-
покупку, строительство и ремонт жилья (включая дачное хозяйство);
-
помощь родителям-пенсионерам;
-
добровольное пенсионное страхование;
-
на благотворительные цели, перечисляемые организациям культуры, образования,
здравоохранения, социального обеспечения и спорта, полностью или частично
финансируемым из бюджета и др.;
-
расходы по ремонту автомобилей (учитывая, что в стране более 18 млн. автолюбителей,
оборот в части обслуживания и ремонта автомобилей весьма значителен и большая
его доля укрывается от налогообложения);
-
расходы на приобретение акций российских компаний и иных ценных бумаг,
номинированных в рублях, а также рублевых депозитов в банках.
-
подоходный налог уплачивается в бюджет по месту жительства налогоплательщика.
Закон о снижении платежей в социальные фонды
Направлен на решение проблемы чрезвычайно высокого уровня взносовв
социальные фонды, на стимулирование легализации доходов, вывод экономической
деятельности из тени9.
Устанавливает, что
-
контроль за уплатой социальных платежей осуществляет одна государственная
структура, ответственная за сбор всех налогов и сборов (а не каждый фонд
в отдельности, как это происходит сегодня);
-
все взносы осуществляются через федеральное казначейство;
-
регулярно проводится комплексная ревизия всех социальных фондов с целью
выявления резервов снижения тарифов по взносам в эти фонды;
-
осуществляется переход к регрессивной шкале взносов в социальные фонды;
-
взносы в социальные фонды осуществляют солидарно работодатель и работник;
-
взносы начисляются на каждую индивидуальную заработную плату (а не на фонд
заработной платы в целом, как сегодня);
-
снижение размеров взносов производится поэтапно, при этом конечная интегральная
ставка социальных взносов снижается с более чем 40% до 18 %.
Закон о ликвидации дорожных фондов
Направлен на снижение налоговой нагрузки на экономику и ликвидацию
порочной системы целевого (с точки зрения последующего использования) характера
ряда бюджетных поступлений.
Предусматривает
-
ликвидацию дорожных фондов, в результате которой строительство дорог становится
таким же направлением бюджетных расходов, как и все остальные;
-
постепенную отмену налога на пользователей автодорогами (2,5-3% от оборота)
как одного из самых депрессивных.
Закон об упрощенной системе налогообложения малого и среднего бизнеса10
Направлен на формирование необходимой финансовой базы малого и среднего
бизнеса и повышение заинтересованности предпринимателей в развитии производственной
сферы.
Предусматривает, что
-
предельная численность работников малого предприятия увеличивается с 15
до 50 человек;
-
устанавливается заявительный порядок регистрации малых предприятий;
-
срок, в течение которого органы власти обязаны зарегистрировать малое предприятие,
ограничивается 15-ю днями;
-
снижается регистрационный сбор;
-
устанавливается добровольность перехода на единый налог на вмененный доход;
-
размер единого налога на вмененный доход снижается с 10% до 6% с выручки
(с 20% до 12% от дохода)11;
-
единый налог на вмененный доход уплачивается в двух вариантах, по выбору
предпринимателя:
1. годовой патент (как авансовый платеж), с возможностью оплаты его
в рассрочку, например, в порядке инвестиционного кредита,
2. единый налог, уплачиваемый ежеквартально по факту хозяйственной деятельности;
-
размер единого налога рассчитывается с учетом всех платежей в пенсионный
и иные социальные фонды и составляет не более 10 % от оборота;
-
налоговым органам запрещается проверять какую-либо документацию фирмы,
за исключением платежной квитанции о перечислении фиксированной суммы единого
налога на вмененный доход;
-
устанавливается жесткий порядок проверки малых предприятий, нарушение которого
может быть обжаловано в суде;
-
сокращает перечень видов деятельности малого бизнеса, подлежащие лицензированию;
-
устанавливается закрытый (то есть не подлежащий расширительному толкованию)
перечень документов, которые должен представлять соискатель лицензии;
-
устанавливаются иные четкие правила лицензирования.
Закон о привлечении инвестиций
Направлен на создание в стране благоприятного инвестиционного климата,
необходимого в том числе для возвращения в российскую экономику “убежавших”
капиталов
-
снижает (до 1 млн. долларов) минимальный объем инвестиций, свыше которого
инвестору предоставляются гарантии стабильности условий налогообложения
на период окупаемости капитальных затрат;
-
устанавливает по выбору предприятия возможность широкого применения ускоренной
амортизации основных производственных фондов организаций при условии инвестирования
получаемых средств в расширение производства;
-
снижает, либо полностью отменяет ввозные пошлины на сырье и высокотехнологическое
оборудование, не производимые в России;
-
стимулирует инвестиции в производства полного цикла с одновременным объявлением
программы поэтапного снижения импортных таможенных пошлин, фактически защищающих
неэффективность национального производства и не создающих национальной
промышленности стимулов для нормальной конкуренции12;
-
формирование и реализацию 10–15 крупнейших (не менее 3–5 млрд. долл. каждый)
инвестиционных проектов с государственной поддержкой (в том числе законодательной)
и поддержкой международных финансовых организаций и банков, с участием
иностранных партнеров: 5–7 проектов СРП, 2–3 в автомобилестроении, в космической
промышленности, авиации, связи, на транспорте и др.;
-
принятие законопроектов, которые обеспечат надёжность прав на имущество,
в первую очередь, наиболее экономически значимое недвижимое имущество;
-
содействие развитию оборота недвижимости для её эффективного использования
с одновременным прогрессивным налогообложением спекулятивных сделок;
-
законодательное стимулирование ипотеки как инструмента самофинансирования
и саморазвития производства;
-
принятие стимулирующего инвестиционного законодательства — СРП, концессии,
иностранные инвестиции, налоговые льготы и гарантии стабильности (“дедушкина
оговорка”) при крупных инвестициях и т.п.
Закон о развитии туризма и курортного дела
Направлен на привлечение отечественного и иностранного капитала в
развития мест туристического интереса и курортных зон России.
-
устанавливает налоговые льготы для инвесторов в отечественную инфраструктуру
рекреации и туризма;
-
устанавливает порядок предоставления бюджетных инвестиций в рекламу отечественного
туристического и курортного продукта в зарубежных странах;
-
предусматривает создание при правительстве особого агентства по поддержке
и развитию курортного дела и туризма с правом привлечения к ее работе профессиональных
менеджеров.
Закон о налоговой амнистии
Направлен на вывод экономической деятельности из “тени”.
Предусматривает
-
уплату специального амнистионного взноса, предприятиями и физическими лицами,
желающими легализовать свой бизнес;
-
минимальные размеры амнистионного взноса для юридических и физических лиц,
осуществляющих прямые инвестиции в реальный сектор российской экономики;
-
предусматривает единовременный перерасчет всех непогашенных недоимок, пеней
и штрафов;
-
даются гарантии освобождения от всех видов уголовной ответственности (кроме
тяжких преступлений) всех субъектов предпринимательства, заплативших взнос
и легализовавших свою деятельность.
3. Законодательство о бюджетных ресурсах13
Направлено на освоение новых доходных источников и ликвидацию бюджетных
“дыр”.
Закон о прозрачном бюджете
-
вводит правило полной росписи всех расходов бюджетов всех уровней по бюджетополучателям
и направлениям расходов (100%-ная роспись расходов по ведомственной и экономической
структуре расходов).
-
устанавливает четкий порядок выдачи бюджетных займов - только в случаях,
предусмотренных законом о федеральном (региональном, местном) бюджете,
где указывается, организациям какого типа и в каких максимальных размерах
правительство может выдавать займы, только в пределах средств, установленных
законом о бюджете, только на конкурсной основе, с проверкой финансового
состояния должника, и т.п.;
-
устанавливает, что закон о бюджете любого уровня вступает в силу только
после опубликования его в СМИ;
-
предоставляет гражданам и юридическим лицам получать любую информацию о
бюджетах и внебюджетных фондах всех уровней, в любом разрезе и их исполнении
на момент запрашивания информации;
-
устанавливает обязанность всех распорядителей бюджета и внебюджетных фондов
по требованию граждан и общественных организаций публиковать информацию
об использовании ими бюджетных средств в СМИ;
-
предусматривает, что граждане и юридические лица могут оспаривать в судебном
порядке выявленное ими нецелевое использование бюджетных средств;
-
вводит систему премирования “за прозрачность бюджета” в виде выдачи дополнительной
помощи (дотаций, ссуд, инвестиций) тем регионам (муниципалитетам), которые
разработали наиболее детализированные прозрачные бюджеты, а также представили
(в соответствии со специальной федеральной матрицей) наиболее подробную
отчетность о всех финансовых потоках, связанных с бюджетом на своих территориях
Закон о борьбе с казнокрадством
Направлен на пресечение коррупции в органах государственной власти14.
-
предусматривает, что лицо, состоящее на государственной службе, обязано
ежегодно предоставлять сведения о принадлежащем ему и его ближайшим родственникам
на праве собственности имуществе, а также сообщить о размерах доходов своих
родственников;
-
устанавливает порядок проверки деклараций, с тем чтобы за определенное
число лет проверке подвергалось большинство чиновников;
-
предусматривает обязательное реагирование прокуратуры на нарушения, выявленные
в ходе проверок использования бюджетных средств Счетной палатой, КРУ Минфина,
комиссиями Федерального Собрания и другими официальными органами;
-
устанавливает, что чиновник, виновный в казнокрадстве, должен быть не только
немедленно отстранен от занимаемой должности (какой бы высокий пост он
ни занимал) и наказан в уголовном порядке, но и обязан возместить ущерб
государству в полном объеме;
-
вводит материальную ответственность в тех случаях, когда в результате небрежного
отношения к своим обязанностям чиновник растратил государственные денежные
средства не на те цели, на которые они выделялись.
Закон об эффективной таможне
Направлен на повышение доходов бюджета от таможенной деятельности,
а также на превращение таможни в эффективный инструмент экономической политики.
Предусматривает:
-
установление таможенные пошлины федеральным законом с минимальными возможностями
правительства влиять на уровни пошлин;
-
усиление борьбы с коррупцией на таможне с использованием возможностей российских
спецслужб;
-
отмену всех льгот по таможенным пошлинам, которыми пользуются те или иные
общественные организации, ведомства и регионы;
-
полную ликвидацию “особых” зон, свободных от таможенного контроля;
-
необходимость пересмотра таможенных соглашений с теми странами СНГ, которые
имеют соглашения с третьими странами и тем самым могут обходить общий порядок,
предусмотренный российским таможенным законодательством;
-
установление жесткого контроля за реализацией толлинговых схем, включая
введение высоких пошлин на давальческое сырье;
-
повышение ввозных пошлин на товары, поставляемые из стран, допускающих
дискриминацию российских товаров;
-
право налоговым органам в целях пресечения фактов занижения стоимости экспортируемых
товаров производить оценку таких товаров, исходя из цен на аналогичные
товары на международных рынках, с учетом контрактной цены и таможенной
стоимости товаров;
-
установление экспортных пошлин на те виды продукции, которые не допускаются
на зарубежные рынки в рамках антидемпинговой политики;
-
повышение пошлин на вывоз леса и биоресурсов (особенно морских) из приграничных
регионов.
Закон о борьбе с контрабандой
Направлен на снижение бюджетных потерь, связанных с незаконной транспортировкой
товаров через государственную границу России.
-
дает одно общее определение понятию “контрабанда” для целей уголовного,
административного и таможенного права15;
-
закрепляет основы уголовной и административной ответственности за контрабанды;
-
разграничивает, в каких случаях таможенные органы вправе применять нормы
Кодекса об административных правонарушениях (ст. 187), а в каких - нормы
Таможенного кодекса;
-
устанавливает, что уголовная ответственность за контрабанду наступает не
только за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, но и
за хранение, перемещение, продажу и покупку таких товаров на территории
России (в настоящее время предусмотрена символическая административная
ответственность (ст. 187 КоАП);
-
вводит уголовную ответственность за повторное (в течение срока действия
административного взыскания) незаконное перемещение грузов (товаров) через
таможенную границу, за хранение, перемещение, продажу и покупку их на территории
России;
-
предусматривает, что при назначении наказания за контрабанду конфискация
имущества и взыскание стоимости реализованного предмета контрабанды должны
следовать в обязательном порядке;
-
особо оговаривает уголовную и административную ответственность за контрабанду
должностных лиц, осуществляющих контрольные функции на таможенной границе,
или других, злоупотребляющих властью или своими должностными полномочиями
в целях контрабанды,
-
устанавливает, что ответственность должностного лица за контрабанду включает
обязательное лишение его права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью.
Закон о сокращении расходов федеральных органов власти и усилении контроля
за имущестовм, находящемся в их распоряжении
Направлен на устранение бесконтрольности распоряжения имуществом,
находящемся в собственности федеральных органов власти
-
устанавливает перечень объектов, находящихся в распоряжении Президента,
Правительства, Федерального Собрания, Центрального банка, федеральных судов
и финансируемых из федерального бюджета;
-
устанавливает, что расширять этот перечень можно только путем внесения
изменений и дополнений в данный закон;
-
предусматривает порядок использования различных категорий имущества, находящегося
в собственности федеральных органов власти;
-
усиливает парламентский контроль за реализацией имущества РФ, находящегося
за границей;
-
вводит обязательный публичный конкурсный порядок реализаци заграничного
имущества РФ;
-
устанавливаются годовые лимиты финансирования служебных расходов всех должностных
лиц группы А (включая депутатов) на пользование транспортом, связью и другими
услугами, превышение которых должно покрываться за счет самих этих должностных
лиц либо оформляться в виде возвратного государственного кредита этим лицам.
Закон о сокращении расходов консолидированного бюджета
Направлен на прекращение бесконтрольности бюджетного процесса в субъектах
РФ и муниципальных образованиях16.
-
устанавливает, что к совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление
основ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ17;
-
предоставляет федеральному правительству право проверять всю финансовую
деятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
в том числе с привлечением независимых аудиторских фирм;
-
допускает сокращение размеров трансфертов и других видов финансирования
субъектов Российской Федерации в случае выявления необоснованного занижения
ими доходной и превышения расходной части бюджета;
-
устанавливает, что сметы расходов региональных внебюджетных фондов являются
обязательными приложениями к бюджетам субъектов РФ и утверждаются вместе
с ними, а исполнение смет подлежит контролю со стороны КРУ Минфина РФ и
контрольных органов субъектов РФ.
Закон о контроле за пользованием биоресурсами
Направлен на повышение доходов бюджета и пресечение расточительства
национальных богатств России.
Предусматривает
-
создание эффективной конкурсной системы выделения квот на вырубку
леса, вылов рыбы и пользование другими биоресурсами;
-
пресечение административного произвола при распределении квот и выдаче
лицензий на эксплуатацию биоресурсов;
-
повышение платы за пользование выгодными биоресурсами;
-
в рыбной отрасли - создание эффективной межведомственной службы береговой
охраны;
-
ужесточение административной и уголовной ответственности за браконьерство.
Закон об управлении государственной собственностью
Направлен на повышение эффективности использования государственной
собственности, увеличение доходов бюджета.
-
устанавливает централизованный контроль за управлением государственной
собственностью всеми министерствами и ведомствами;
-
предписывает полную инвентаризацию государственной собственности;
-
предусматривает создание исчерпывающего реестра объектов государственной
собственности и его публикация;
-
вводит систему мониторинга за эффективностью использования всех объектов
государственной собственности;
-
содержит механизм пересмотра невыгодных для государства договоров об использовании
государственной собственности, а также не оправдавших себя договоров о
передаче в доверительное управление государственных пакетов акций.
Закон об эффективной приватизации
Направлен на ревизию результатов “чубайсовской” приватизации в части
невыполнения инвестором своих договорных обязательств.
предусматривает
-
возможность экспертизы проведенных государством инвестиционных конкурсов
и аукционов, а также обжалование в суде результатов этих конкурсов в случае,
если инвестор не выполнил своих договорных обязательств;
-
возможность продажи госсобственности доросовестным инвесторам, обязующимся
внести инвестиции в развитие предприятия на основе проработанонго бизнес-плана;
-
возможность заключения с добросовестным инвестором на конкурсной основе
концессионного договора;
-
недопущение недобросовестных инвесторов к участию в конкурсах по приватизации
госимущества, а также к конкурсам, дающим право на заключение концессионного
договора.
Закон о муниципальном заказе
Направлен на сокращение расходной части местных бюджетов.
Устанавливает, что
-
органы местного самоуправления, осуществляющие закупку товаров, работ и
услуг для муниципальных нужд свыше определенной суммы, обязаны проводить
торги в форме конкурса;
-
извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не позднее, чем
за 30 дней до даты их проведения;
-
состав конкурсной комиссии утверждается представительными органами местного
самоуправления;
-
представлять интересы заказчика в конкурсной комиссии не вправе граждане,
являющиеся представителями фирм - соискателей муниципального заказа;
-
выборные должностные лица и муниципальные служащие не могут выступать в
качестве исполнителей муниципального заказа;
-
заказчик и исполнитель несут ответственность за нарушение договора о муниципальном
заказе.
4. Банковское и кредитно-финансовое законодательство18
Закон об эффективном Центральном банке
Направлен на освобождении ЦБ от избыточных административных функций
и сосредоточении его исключительно на задаче обеспечения стабильности курса
национальной валюты
-
вводит процедуру утверждения основных параметров кредитно-денежной политики
на очередной год федеральным законом в рамках бюджетной процедуры;
-
обеспечивает открытость всех процедур реструктурирования банковской системы,
формирование и утверждение законом четких критериев и процедур санации
банков;
-
обеспечивает большую открытость для публичного контроля Центрального банка;
-
определяет правовой статус вновь создаваемого органа - Федеральной службы
банковского надзора
-
детально регламентирует средства и методы банковского надзора;
-
предусматривает, что осуществление банковского надзора возможно только
на основе закона;
-
определяет круг должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок,
порядок их проведения, составы административных правонарушений в сфере
банковской деятельности и особенности административного производства по
делам о таких правонарушениях;
-
устанавливает основные виды административных взысканий - предупреждение
и штраф - налагаемых на кредитные организации;
-
предусматривает, что размер штрафов должен соответствовать тяжести административного
правонарушения.
Закон о кредитных союзах
Направлен на развитие взаимного кредитования, которая может быть
использована в сегментах рынка, не привлекательных для банковского кредита:
сельское хозяйство и животноводство, рыбный промысел, золотодобыча и др.;
кроме того, новая организационно-правовая форма может быть использована
профсоюзами).
-
устанавливает организационно-правовые формы кредитных кооперативов (союзов);
-
определяет, что кредитный кооператив, являясь по своей природе потребительским,
учреждается с целью удовлетворения потребностей его членов (граждан и юридических
лиц) в доступном и "дешевом" кредите;
-
ограничивает объем правоспособности кредитных кооперативов собственно кредитными
сделками и безналичными расчетами с целью минимизации рисков их членов.
Закон о добровольном государственном страховании вкладов населения в
банках
устанавливает, что
-
коммерческий банк получает возможность включиться в систему государственного
страхования вкладов населения при условии создания страховых им резервов
на спецсчете в ЦБ, а также более жестких банковских нормативов и выполнения
ряда других требований;
-
население получает возможность выбора между банками, предлагающими госстрахование
вкладов и банками, не предлагающими такового.
Закон о банкротстве кредитных организаций
Направлен на усиление гарантий соблюдения интересов вкладчиков при
банкротстве кредитных организаций.
-
повышает роль судебной власти в рассмотрении дел о банкротстве кредитной
организации;
-
предусматривает для кредитных организаций только судебные стадии банкротства:
конкурсное производство и мировое соглашение;
-
устанавливает процедуру конкурсного производства с момента возбуждения
дела судом, в соответствии с которой
-
права требования по банковским вкладам (в размере не более 10 000 долларов
США) переходят к Федеральному агентству страхования вкладов;
-
на первом собрании кредиторов рассматривается детальный план конкурсного
производства либо вопрос о заключении мирового соглашения;
-
в случае, если кредиторами заключено мировое соглашение, кредитная организация
переходит под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО), которое обеспечивает исполнение этого соглашения;
-
на время исполнения мирового соглашения участники кредитной организации
не могут осуществлять свои права по отношению к кредитной организации.
-
содержит четкие критерии определения кредиторов обанкротившейся кредитной
организации.
Законодательство о социальной поддержке и охране труда
Закон о трудовых правах граждан19
Направлен на создание реальных механизмов для осуществлении регулирующей
и защитной функций трудового законодательства.
-
предусматривает развитие договорных начал в регулировании трудовых отношений;
-
создает четкие рамки и задает конкретные механизмы разрешения конфликта
интересов работников и работодателей в различных ситуациях их взаимодействия;
-
приводит положения трудового законодательства в соответствие с Конституцией
Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, новейшими
федеральными законами;
-
дает четкие определения понятий “работник“ и “работодатель”, которые в
совокупности с новым, уточненным определением трудового договора, определяют
основы их правового положения;
-
учитывает специфику работы по конкретным профессиям;
-
расширяет права и конкретизирует обязанности работника;
-
повышает роль трудового договора в установлении условий труда,
-
усиливает требования к содержанию трудового договора, к порядку его заключения;
-
устанавливает, что условия трудового договора могут быть изменены только
по соглашению сторон за исключением случаев, непосредственно предусмотренных
законом;
-
запрещает возможность перевода работников на работу в режиме неполного
рабочего времени, а также приостановления трудового договора на период
ухудшения финансово-экономического положения организации;
-
четко определяет основания заключения срочных трудовых договоров, ограничивает
их применение, устанавливает дополнительные требования к их содержанию;
-
устанавливает зависимость размера выходного пособия от непрерывного стажа
работы в данной организации или у данного работодателя;
-
предусматривает меры по содействию работодателям в заключении и соблюдении
коллективных договоров и соглашений, а также проведении ими консультаций
с профсоюзами с целью
1. обеспечения занятости,
2. предотвращения массовых высвобождений работников,
3.оказания работникам помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке,
повышении квалификации, переквалификации, профессиональном обучении без
отрыва от производства,
направлении работников на переподготовку за счет средств организации
и т.д.;
-
устанавливает более гибкие и выгодные для работников правила компенсации
работы в сверхурочное и в ночное время;
-
увеличивает гарантии в случае простоя не по вине работника;
-
закрепляет право работника на оплату времени приостановки производственной
деятельности (работ) организации по решению уполномоченного органа или
лица в связи с нарушением нормативных требований по охране труда, а также
времени отказа работника от выполнения работы в случае возникновения непосредственной
опасности для его жизни и здоровья;
-
предусматривает повышение материальной ответственности работодателя за
нарушение законодательства о труде и охране труда, за задержку оплаты труда,
включая выплату процентов за каждый день задержки выплаты заработной платы;
-
предоставляет работнику право
1. в судебном порядке требовать от работодателя возмещения и компенсации
морального вреда,
2. на возмещение в полном объеме материальных убытков, причиненных нарушением
работодателем прав и законных интересов работника, последнему,
3. при длительной (более 10 дней) задержке заработной платы приостанавливать
работу на весь период задержки с оплатой времени приостановки как за простой
не по вине работника;
-
устанавливает, что заработная плата руководителю организации и иным лицам,
осуществляющим управленческие функции, выплачивается в те же сроки, что
и заработная плата всем работникам;
-
закрепляет за работниками положение привилегированных кредиторов в отношении
причитающихся им средств на оплату труда при недостаточности средств на
счетах организации и при ее ликвидации;
-
устанавливает, что расчеты с работниками по выплате выходных пособий и
оплате труда, включая заработную плату за отпуск, производятся в приоритетном
порядке;
-
повышает роль диалога социальных партнеров, конкретизируя механизмы защиты
прав работников профсоюзами;
-
устанавливает процедуры судебного и досудебного разрешения индивидуальных
и коллективных трудовых споров.
Закон о правах граждан на адресную социальную помощь
Направлен на усиление правовых гарантий социальной защиты граждан20.
Устанавливает
-
понятие социальной защиты и обозначает его систему, включая систему отношений,
регулируемую соответствующей отраслью законодательства, систему органов
управления и источники финансирования;
-
права граждан в области социальной защиты, конкретизируя как конституционные
положения, так и нормы международного права;
-
категории граждан, нуждающихся в социальном защите с выделением приоритетных
групп;
-
подходы к уровню социальной защиты как всех нетрудоспособных, так и отдельных
групп, предусматривает критерии их прожиточного минимума (или достойной
жизни в соответствии с формулировкой ст. 7 Конституции), а при необходимости
(например, для детей) распределение бремени по содержанию нетрудоспособных
между семьей и обществом;
-
заявительный принцип обращения за адресной социальной помощью и детально
разработанные критерии ее предоставления;
разграничение компетенции между федеральными, региональными и местными
органами власти в сфере социального обеспечения, увязывая это с формированием
соответствующих источников финансирования и распоряжения ими.
|