Минерально-сырьевой комплекс России вызывает устойчиво высокий интерес у потенциальных инвесторов. Однако процесс привлечения как отечественного, так и иностранного капитала идет весьма медленно и никак не соответствует ни реальным финансовым возможностям крупнейших международных компаний, ни потребностям российской экономики. Потенциальные инвесторы учитывают высокий уровень геологического, технологического, экологического и политического рисков в России. У инвесторов все еще нет твердых правовых гарантий и уверенности в стабильности инвестиционного режима. Как это ни странно звучит, в России до недавнего времени не было законодательной основы для передачи государством частному инвестору прав на пользование своей собственностью хотя бы на какой-то срок. Государство может только продавать свою собственность, что и делает в рамках программы приватизации, но не может “на равных” договариваться о временной передаче ее на тех или иных условиях. Закон о СРП - первый закон, призванный ликвидировать эту несправедливость хотя бы в сфере недропользования. Но именно потому, что он “пионерский”, он вызывает массу вопросов, обусловленных, как правило, нехваткой информации, незнанием мирового опыта, а часто и просто в силу сложившихся в обществе предрассудков. Мотив “льгот” постоянно звучит и из уст противников, и от сторонников закона о СРП. Сторонники говорят, что без льгот инвестора “заманить” никак не удастся и льготы - это неизбежность начального периода такого “завлечения”. Вот окрепнем, разбогатеем и начнем “закручивать гайки”, выбивая из инвестора все более выгодные условия контрактов. Логика противников заключается в том, что особый режим СРП означает неравенство разных предпринимательских групп, деление их на привилегированные и второсортные, которые тонут под тяжестью налогов... Однако речь-то идет о вполне стандартной процедуре заключения соглашений, при которой в процессе переговоров стороны договариваются о “цене” уступки прав пользования участками земли, недр и т.п., т.е. такой арендной платы, по которой государство было бы готово передать инвестору право пользования, а инвестор был согласен это право приобрести. И - никаких льгот! При сохранении нынешней системы налогов делить-то нечего... Некоторые “специалисты” упорно продолжают утверждать, что привлечь в страну иностранного инвестора и удержать национальные капиталы можно лишь путем предоставления особого льготного режима. Это - не так. Более того, парадоксально, но факт: в нынешней ситуации в России интересы иностранного инвестора заключаются именно в том, чтобы не иметь никаких льгот по сравнению с российскими компаниями. Весь предшествующий опыт реформы показал, что льготы одинаково легко даются и отбираются. Сохранение минерально-сырьевых, и особенно, нефтегазовых, ресурсов “для будущих поколений” - весьма распространенный “аргумент” против реализации крупных инвестиционных проектов. Однако, если человечество будет сохранять неизменной традиционную модель потребления минеральных ресурсов, то оно обречено. История человечества свидетельствует о постоянно меняющихся технологических укладах, что дает возможность использовать все новые виды ресурсов и отказываться от истощающихся и невозобнавляемых. Привлечение крупных инвестиций гарантирует не только повышение экономической мощи государства, но и более достойный образ жизни для нынешнего поколения, а также возможность гибко реагировать на истощение того или иного вида ресурса. |
Необходимо отчетливо представлять, что СРП означает:
- гражданско-правовую сделку, а не международный договор; - выплаты рентных платежей, а не установление льготного налогового режима; - предоставление права пользования недрами на срочной основе, а не их приватизацию; - новую форму отношений в недропользовании, а не "распродажу" или “растранжиривание” российских полезных ископаемых; - привлечение инвестиций на условиях проектного финансирования, а не получение кредитов под государственные гарантии; - использование национального режима для любого инвестора, а не льготы для иностранных компаний и т.п. Именно от закона “О СРП” зависит финансирование таких гигантских проектов, как Приобский (более 60 млрд. долл инвестиций), Тимано-Печорский (40 млрд. долл), Штокмановский (более 20 млрд. долл), Сахалинские (более 10 млрд. долл), Самотлорский (5 млрд. долл) и многих других. Спасти убыточные производства, а значит и города, которые живут ими, не залезая в государственный карман, а напротив пополняя его, обеспечить приток крупных средств, - в этом смысл и значение нового для России типа договоров с аббревиатурой “СРП”. |
Оглавление
Вместо налогов - раздел продукции. |
|